Марусина Елена
Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Что за птичка воробей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе
компенсирующей направленности для детей с ОНР
«Что за птичка воробей?»
Цель занятия: расширять, уточнять и обогащать представления детей о воробье, как о самой распространенной птице, живущей рядом с человеком.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепление умения согласовывать числительные с существительными;
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР „Что за птичка воробей“» размещена в разделах
- Воробей, воробышек
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- совершенствовать умения образовывать имена существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- закрепление навыка образования существительных множественного числа.
- упражнение в образовании приставочных глаголов и правильном употреблении пространственных предлогов.
- упражнять в построении простых предложений и связного высказывания.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать птиц.
Материалы и оборудование: презентация к занятию.
Ход занятия.
Слайд 2. Воробей- птица года 2022
Логопед: «Воробей – это одна из самых часто встречающихся птиц нашей местности. Каждый из вас, выходя на улицу, наверняка видел эту птичку.
Какие бывают воробьи? Домовые, полевые, черногрудые, рыжие. Мы с вами наблюдаем каждый день домового воробья.
Домовой воробей – это не перелётная птица, он с нами целый год, и зимой, и летом. По земле передвигается скачками, людей не боится. Внешний вид имеет самый обычный: верх головы серый, горло и верхняя часть груди черные, с пестринками. Плавать, бегать по земле, петь воробьи не умеют. Но они мило чирикают.
Воробей стал птицей 2022 года. Это одна из самых известных
птиц нашего края и страны, живущая по соседству человеком. Как вы думаете, почему?» (Ответы детей)
Логопед: «Ученые заметили, что воробьев становится все меньше. Поэтому они решили посвятить этот год именно воробью.»
Сегодня с нами на занятии по нашей презентации будет путешествовать меленький воробушек Чирик, который еще совсем недавно вылупился и мало еще что знает о своем семействе. Но ему хотелось бы поскорее все узнать. Ваши правильные ответы помогут Чирику побольше узнать о своих сородичах.»
Слайд 3. «Воробей в пыли купается…»
Логопед: «Про воробьев существует множество стихов, рассказов, пословиц и поговорок. Давайте послушаем стихотворение и попробуем назвать, какую примету можно угадать по поведению воробья :
Воробей в песке купался,
Чистил перышки с утра,
А народ все удивлялся:
«Быть дождю?
Так ведь жара!»
Ведь примета есть такая:
«Воробей в пыли купается»,
Каждый житель точно знает:
Дождь сегодня намечается!»
Дети называют примету из стихотворения и обсуждают ее с педагогом.
Слайд 4. Воробьи- помощники человека!
Логопед: «Воробьи приносят пользу человеку. Они главные защитники от насекомых в городских парках и садах. В городе воробей полезен тем, что летом он в скверах и в парках собирает с деревьев гусениц – воробьят ими кормит.»
Слайд 5. Воробей - «Вора бей!»
Логопед: «Некоторые считают, что название птицы «Воробей» возникло из двух слов: «Вора бей!» Давным –давно, когда люди работали в полях и выращивали там урожай, сеяли зерна пшеницы, маленькие воробьи- воришки склевывали в полях созревшее зерно. Отсюда и произошло название птицы.»
Слайд 6. Опиши воробья
Логопед: «Ребята, давайте попробуем описать воробья Чирика по схеме.
Сначала скажем, какого он размера: большой или маленький.
Потом попробуем рассмотреть его окрас.
«Какого он цвета?» (Мнение детей).
«Какие части тела мы можем назвать у этой птицы? Какие они по цвету и форме?» (Ответы детей)
«Как воробей может передвигаться?» (Ответы детей полными предложениями)
«Чем воробей питается зимой? Летом?» (Предположения детей)
Слайд 7. Игра «Посчитай-ка»
Логопед: «Ребята, сейчас вам нужно внимательно послушать и отгадать загадки о семье Чирика:
(Дети отвечают полным предложением)
Сколько глаз у воробья?
Сколько лапок у двух воробьев?
А сколько грудок у пяти воробьев?
Сколько хвостов у десяти воробьев?
Сколько крыльев у парочки воробьиной?»
Слайд 8. Что сегодня и вчера делал воробей?
Логопед: «Ребята, вы видите картинки, на которых изображено, чем может заниматься воробей Чирик целый день. Давайте, глядя на картинки скажем, что сегодня делает воробей Чирик, и что он делал вчера?» ( Дети отвечают полным предложением: «Сегодня воробей Чирик летает, а вчера летал…. И т. д.»)
Слайд 9. «Папа - воробей и сынок воробушек»
Логопед: «Давайте посмотрим, а что на этом слайде?» (Ответы детей)
«Да! Все правильно перед нами совсем крохотный птенец Чирик и его папа, взрослый воробей Чик. Давайте попробуем их сравнить. Я буду начинать предложение, а вы должны его закончить, добавив нужное словечко.
Это большой воробей Чик, а это маленький…. воробушек Чирик.
У большого Чика голова, а у маленького Чирика….головка.
У большого воробья Чика клюв, а у маленького Чирика….клювик.
У большого воробья Чика крыло, а у маленького Чирика…. крылышко.
У маленького воробья Чирика хвостик, а у большого Чика….хвостище.
У маленького воробья Чирика глазик, а у большого Чика….глазище.»
Слайд 10. «Где спрятался воробей?» (Активизация пространственных предлогов)
Логопед: «Воробушек Чирик- очень шустрый и может очень быстро перебираться с одного места на другое. Вот давайте мы понаблюдаем сейчас за воробьем Чириком и скажем, где он будет находиться.»
Дети, глядя на слайд, должны полным предложением ответить, где находится воробей :
Воробей Чирик сидит на ветке.
Воробей Чирик перелетел на ветку дерева справа (Или перелетел через кормушку).
Воробей Чирик сидит под деревом.
Воробей Чирик сидит перед деревом слева.
Воробей Чирик сидит в кормушке.
Воробей Чирик пролетел над деревом справа.
Слайд 11 «Где живет воробей?»
Логопед: «Как мы с вами уже знаем, воробьи живут и в городе, и в деревне. Они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека. Ребята, а вот как вы думаете, почему воробьи так любят соседство с людьми? (Предположения детей) А любят это соседство воробьи потому, что живя рядом с людьми, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить весной гнездо. Домовые воробышки могут поселиться под козырьком подъезда или балкона.
Строительство гнезда - у воробьев процесс непростой, нелегкий. Воробьи без устали летают, суетятся, тащат в клювах все, что найдется: перышки, кусочки ваты, сухие травинки, ссорятся из-за лоскутка и громко чирикают.»
Слайд 12. «Гнездо для воробья»
Логопед: «Воробьиная пара строит гнездо, а потом по очереди высиживает яйца. Через две недели в гнезде появляются маленькие птенцы. Родители кормят малышей мошками, комарами и другими насекомыми. Растут воробышки быстро, и уже дней через десять родители начинают обучать их всем премудростям воробьиной жизни.
Ребята, посмотрите на слайд, а у мамы воробушка Чирика, воробьихи Чири в гнезде тоже появились яйца, и совсем скоро из них вылупятся маленькие птенцы. Давайте посчитаем, сколько яиц в гнезде у воробьихи Чири. ( Дети считают: «В гнезде одно яйцо, два яйца и т. д.») Да! Вы все правильно посчитали, у воробьихи Чири в гнезде пять яиц! А сколько тогда птенцов вылупится из пяти яиц?» ( Дети отвечают полным предложением: «Из пяти яиц вылупится пять птенцов.»)
Слайд 13. «Кто в гости прилетел?»
Логопед: «К нашему воробью Чирику в гости прилетели другие воробьи. Давайте посчитаем, сколько воробьев прилетело в гости ( Дети считают: «один воробей, два воробья…и т. д.») А кто еще прилетел в гости к воробью Чирику?» (Ответы детей : «Еще к воробью прилетели две вороны и три голубя»)
Слайд 14. Как мы можем помочь воробьям зимой?
Логопед: «Весной воробьи любят закусить мошками, комарами, гусеницами и тлями, летом и осенью они клюют зернышки и семена растений.
А вот зимой воробьям приходится нелегко. Они вынуждены искать себе пропитание. Но мы с вами можем им помочь. Давайте посмотрим на картинки и скажем, как можно помогать воробьям зимой.»
Слайд 15. Воробьи- смелые и дружные ребята!
Логопед: «Воробьи всегда живут стайками, они никогда не бывают в одиночестве. Эту шумную компанию можно всегда издалека услышать. Эти маленькие смелые птички могут дать отпор даже ястребу! Когда хищник хочет напасть на воробьев, они мгновенно сбиваются в плотный рой, и все вместе бросаются навстречу врагу. И хищнику приходится удирать прочь.
Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он тотчас начнет громко чирикать, созывая на пир своих собратьев.»
Слайд 16. Где обедал воробей?
Логопед: «Ребята перед нами много разных картинок. По этим картинкам мы попробуем разучить стихотворение о воробье Чирике, которое написал Самуил Маршак. По каждой картинке будет одно предложение, которое вы должны запомнить и повторить.»
Разучивание стихотворения С. Я Маршака «Где обедал воробей?» по опорным картинкам:
«Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.»
Рефлексия.
Логопед: «Ребята, о какой птице мы сегодня говорили? Какой он? Как звали нашего героя и как звали членов его семьи?
А какую пользу приносит воробей человеку?
А что еще вам было интересно на занятии?»