Лучший педагог года

Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Что за птичка воробей»

Марусина Елена
Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Что за птичка воробей»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе

компенсирующей направленности для детей с ОНР

«Что за птичка воробей

Цель занятия: расширять, уточнять и обогащать представления детей о воробье, как о самой распространенной птице, живущей рядом с человеком.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепление умения согласовывать числительные с существительными;

Публикация «Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР „Что за птичка воробей“» размещена в разделах

- совершенствовать умения образовывать имена существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- закрепление навыка образования существительных множественного числа.

- упражнение в образовании приставочных глаголов и правильном употреблении пространственных предлогов.

- упражнять в построении простых предложений и связного высказывания.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать птиц.

Материалы и оборудование: презентация к занятию.

Ход занятия.

Слайд 2. Воробей- птица года 2022

Логопед: «Воробей – это одна из самых часто встречающихся птиц нашей местности. Каждый из вас, выходя на улицу, наверняка видел эту птичку.

Какие бывают воробьи? Домовые, полевые, черногрудые, рыжие. Мы с вами наблюдаем каждый день домового воробья.

Домовой воробей – это не перелётная птица, он с нами целый год, и зимой, и летом. По земле передвигается скачками, людей не боится. Внешний вид имеет самый обычный: верх головы серый, горло и верхняя часть груди черные, с пестринками. Плавать, бегать по земле, петь воробьи не умеют. Но они мило чирикают.

Воробей стал птицей 2022 года. Это одна из самых известных

птиц нашего края и страны, живущая по соседству человеком. Как вы думаете, почему?» (Ответы детей)

Логопед: «Ученые заметили, что воробьев становится все меньше. Поэтому они решили посвятить этот год именно воробью

Сегодня с нами на занятии по нашей презентации будет путешествовать меленький воробушек Чирик, который еще совсем недавно вылупился и мало еще что знает о своем семействе. Но ему хотелось бы поскорее все узнать. Ваши правильные ответы помогут Чирику побольше узнать о своих сородичах.»

Слайд 3. «Воробей в пыли купается…»

Логопед: «Про воробьев существует множество стихов, рассказов, пословиц и поговорок. Давайте послушаем стихотворение и попробуем назвать, какую примету можно угадать по поведению воробья :

Воробей в песке купался,

Чистил перышки с утра,

А народ все удивлялся:

«Быть дождю?

Так ведь жара!»

Ведь примета есть такая:

«Воробей в пыли купается»,

Каждый житель точно знает:

Дождь сегодня намечается!»

Дети называют примету из стихотворения и обсуждают ее с педагогом.

Слайд 4. Воробьи- помощники человека!

Логопед: «Воробьи приносят пользу человеку. Они главные защитники от насекомых в городских парках и садах. В городе воробей полезен тем, что летом он в скверах и в парках собирает с деревьев гусениц – воробьят ими кормит

Слайд 5. Воробей - «Вора бей!»

Логопед: «Некоторые считают, что название птицы «Воробей» возникло из двух слов: «Вора бей!» Давным –давно, когда люди работали в полях и выращивали там урожай, сеяли зерна пшеницы, маленькие воробьи- воришки склевывали в полях созревшее зерно. Отсюда и произошло название птицы.»

Слайд 6. Опиши воробья

Логопед: «Ребята, давайте попробуем описать воробья Чирика по схеме.

Сначала скажем, какого он размера: большой или маленький.

Потом попробуем рассмотреть его окрас.

«Какого он цвета?» (Мнение детей).

«Какие части тела мы можем назвать у этой птицы? Какие они по цвету и форме?» (Ответы детей)

«Как воробей может передвигаться (Ответы детей полными предложениями)

«Чем воробей питается зимой? Летом?» (Предположения детей)

Слайд 7. Игра «Посчитай-ка»

Логопед: «Ребята, сейчас вам нужно внимательно послушать и отгадать загадки о семье Чирика:

(Дети отвечают полным предложением)

Сколько глаз у воробья?

Сколько лапок у двух воробьев?

А сколько грудок у пяти воробьев?

Сколько хвостов у десяти воробьев?

Сколько крыльев у парочки воробьиной

Слайд 8. Что сегодня и вчера делал воробей?

Логопед: «Ребята, вы видите картинки, на которых изображено, чем может заниматься воробей Чирик целый день. Давайте, глядя на картинки скажем, что сегодня делает воробей Чирик, и что он делал вчера?» ( Дети отвечают полным предложением: «Сегодня воробей Чирик летает, а вчера летал…. И т. д.»)

Слайд 9. «Папа - воробей и сынок воробушек»

Логопед: «Давайте посмотрим, а что на этом слайде?» (Ответы детей)

«Да! Все правильно перед нами совсем крохотный птенец Чирик и его папа, взрослый воробей Чик. Давайте попробуем их сравнить. Я буду начинать предложение, а вы должны его закончить, добавив нужное словечко.

Это большой воробей Чик, а это маленький…. воробушек Чирик.

У большого Чика голова, а у маленького Чирика….головка.

У большого воробья Чика клюв, а у маленького Чирика….клювик.

У большого воробья Чика крыло, а у маленького Чирика…. крылышко.

У маленького воробья Чирика хвостик, а у большого Чика….хвостище.

У маленького воробья Чирика глазик, а у большого Чика….глазище.»

Слайд 10. «Где спрятался воробей (Активизация пространственных предлогов)

Логопед: «Воробушек Чирик- очень шустрый и может очень быстро перебираться с одного места на другое. Вот давайте мы понаблюдаем сейчас за воробьем Чириком и скажем, где он будет находиться.»

Дети, глядя на слайд, должны полным предложением ответить, где находится воробей :

Воробей Чирик сидит на ветке.

Воробей Чирик перелетел на ветку дерева справа (Или перелетел через кормушку).

Воробей Чирик сидит под деревом.

Воробей Чирик сидит перед деревом слева.

Воробей Чирик сидит в кормушке.

Воробей Чирик пролетел над деревом справа.

Слайд 11 «Где живет воробей

Логопед: «Как мы с вами уже знаем, воробьи живут и в городе, и в деревне. Они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека. Ребята, а вот как вы думаете, почему воробьи так любят соседство с людьми? (Предположения детей) А любят это соседство воробьи потому, что живя рядом с людьми, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить весной гнездо. Домовые воробышки могут поселиться под козырьком подъезда или балкона.

Строительство гнезда - у воробьев процесс непростой, нелегкий. Воробьи без устали летают, суетятся, тащат в клювах все, что найдется: перышки, кусочки ваты, сухие травинки, ссорятся из-за лоскутка и громко чирикают.»

Слайд 12. «Гнездо для воробья»

Логопед: «Воробьиная пара строит гнездо, а потом по очереди высиживает яйца. Через две недели в гнезде появляются маленькие птенцы. Родители кормят малышей мошками, комарами и другими насекомыми. Растут воробышки быстро, и уже дней через десять родители начинают обучать их всем премудростям воробьиной жизни.

Ребята, посмотрите на слайд, а у мамы воробушка Чирика, воробьихи Чири в гнезде тоже появились яйца, и совсем скоро из них вылупятся маленькие птенцы. Давайте посчитаем, сколько яиц в гнезде у воробьихи Чири. ( Дети считают: «В гнезде одно яйцо, два яйца и т. д.») Да! Вы все правильно посчитали, у воробьихи Чири в гнезде пять яиц! А сколько тогда птенцов вылупится из пяти яиц?» ( Дети отвечают полным предложением: «Из пяти яиц вылупится пять птенцов.»)

Слайд 13. «Кто в гости прилетел?»

Логопед: «К нашему воробью Чирику в гости прилетели другие воробьи. Давайте посчитаем, сколько воробьев прилетело в гости ( Дети считают: «один воробей, два воробья…и т. д.») А кто еще прилетел в гости к воробью Чирику?» (Ответы детей : «Еще к воробью прилетели две вороны и три голубя»)

Слайд 14. Как мы можем помочь воробьям зимой?

Логопед: «Весной воробьи любят закусить мошками, комарами, гусеницами и тлями, летом и осенью они клюют зернышки и семена растений.

А вот зимой воробьям приходится нелегко. Они вынуждены искать себе пропитание. Но мы с вами можем им помочь. Давайте посмотрим на картинки и скажем, как можно помогать воробьям зимой

Слайд 15. Воробьи- смелые и дружные ребята!

Логопед: «Воробьи всегда живут стайками, они никогда не бывают в одиночестве. Эту шумную компанию можно всегда издалека услышать. Эти маленькие смелые птички могут дать отпор даже ястребу! Когда хищник хочет напасть на воробьев, они мгновенно сбиваются в плотный рой, и все вместе бросаются навстречу врагу. И хищнику приходится удирать прочь.

Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он тотчас начнет громко чирикать, созывая на пир своих собратьев.»

Слайд 16. Где обедал воробей?

Логопед: «Ребята перед нами много разных картинок. По этим картинкам мы попробуем разучить стихотворение о воробье Чирике, которое написал Самуил Маршак. По каждой картинке будет одно предложение, которое вы должны запомнить и повторить.»

Разучивание стихотворения С. Я Маршака «Где обедал воробей по опорным картинкам:

«Где обедал, воробей?

В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы.

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.»

Рефлексия.

Логопед: «Ребята, о какой птице мы сегодня говорили? Какой он? Как звали нашего героя и как звали членов его семьи?

А какую пользу приносит воробей человеку?

А что еще вам было интересно на занятии?»

Публикации по теме:

Отчет об ООД по математике в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Игрушки»Отчет об ООД по математике в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Игрушки» Фотоотчет ООД по математике в старшей группе, компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Игрушки" (по Н. В. Нищевой) Цель: способствование.

Конспект итоговой ОД кружка по математике «В гости к гномам» для детей старшей группы компенсирующей направленностиКонспект итоговой ОД кружка по математике «В гости к гномам» для детей старшей группы компенсирующей направленности Задачи: Обучающие: - Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. - Закреплять умение составлять контуры предметов из счётных палочек.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Детский сад. Профессии»Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Детский сад. Профессии» Коррекционно-образовательные задачи: 1. Расширить и уточнить представления детей о профессиях людей, работающих в детском саду. 2. Расширить.

Конспект НОД «Мебель» в старшей группе компенсирующей направленности Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Мебель» Основная образовательная область «Развитие речи» Образовательные.

Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшей группы «Моя семья» Открытая НОД на тему: «Моя семья» (старший дошкольный возраст) Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут.

Конспект занятия по речевому развитию в группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет «Чудеса на огороде»Конспект занятия по речевому развитию в группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет «Чудеса на огороде» Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию, в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет «Чудеса.

НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы»НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы» Цели: Коррекционно-образовательные: 1. Закрепить представления детей о зиме и её приметах. 2. Совершенствовать грамматический строй речи.

Проект «Лето. С Днем защиты детей!» в старшей группе компенсирующей направленностиПроект «Лето. С Днем защиты детей!» в старшей группе компенсирующей направленности Проект "Лето. С Днем Защиты детей!" в старшей группе компенсирующей направленности. 1. Проект "Лето. С Днем Защиты детей!" в старшей группе.

Фотоотчет «Рождественские колядки в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»Фотоотчет «Рождественские колядки в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР» После праздничных каникул веселье в саду продолжается. Вот и дети старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Ромашка".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Что за птичка воробей»
Опубликовано: 29 марта 2023 в 19:17
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Что за птичка воробей»» (включая файлы) размещена пользователем Марусина Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД