Света Сыркина
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию: «Бережное отношение к природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательные задачи:
-закреплять знания детей о времени года весна;
-уточнять и систематизировать знания детей о культуре поведения в природе (в лесу);
-учить детей оценивать поступки людей;
-учить пересказывать на предложенную тему с опорой на наглядность (картинки);
-учить составлять текст-инструкцию;
-активизировать в речи детей слова: нектар, улей.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-речевому развитию: „Бережное отношение к природе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-развивать связную (диалогическую, монологическую и доказательную) речь, внимание, мышление, воображение, память.
Воспитательные задачи:
-воспитывать бережное и осознанное отношение к природе, дружеские взаимоотношения между детьми.
Методические приемы: показ, рассматривание рисунков, картинок; рассказ; беседа; вопросы; объяснение; указание; практические действия детей; контроль и оценка.
Наглядный материал: плакат (картинки и схемы, пять рисунков для составления правил поведения в лесу.
Предварительная работа: чтение стихов о весне Ф. И. Тютчева, А. Н. Плещеева, С. А. Есенина, И. Токмаковой, В. А. Жуковского; чтение рассказов И. Соколова-Микитова "Ранней весной", Н. Сладкова "Любитель цветов"; словарная работа над словами (улей, нектар); игры "Назови действия/признаки", "Назови родственные слова"
Ход занятия
Воспитатель:
-Ребята! А вы знаете, какое сейчас время года?
Ответы детей.
В:
-А мне кажется лето.
Д:
-Нет, весна.
В:
-А вы мне докажите.
Дети перечисляют признаки весны (тает снег, появились проталинки, зеленая травка, прилетели грачи, скворцы, на деревьях набухли почки, а на некоторых деревьях появились листочки и т. д.)
В:
-Молодцы, ребята! Убедили. Скажите, если бы мы с вами были художниками, то какие краски взяли для того, чтобы нарисовать весну.
Воспитатель выслушивает ответы детей.
В:
-А теперь садитесь поудобнее, я прочитаю вам рассказ, а вы внимательно послушайте. Рассказ К. Д. Ушинского "Пчелки на разведке".
После прочтения воспитатель задает вопросы детям:
1. Вам понравился рассказ?
2. О каком времени года говорится в рассказе?
3. Что случилось весной?
4. Что сделали пчелки?
5. Куда они полетели?
6. Что им ответила яблонька?
7. Куда потом полетели пчелки?
8. Почему они улетели от тюльпана?
9. Кто же накормил пчелок?
10. Какой рассказ по настроению?
11. Как назывался рассказ?
В:
-А теперь, ребята, еще раз внимательно послушайте рассказ, и попробуйте его пересказать.
После вторичного чтения воспитатель вывешивает перед детьми плакат со схемами и картинками.
В:
-Посмотрите, каждая полосочка - это предложение, а картинки на ней помогут вспомнить содержание рассказа и составить и составить полные и грамотные предложения. Если картинка стоит вначале, то с нее нужно начать рассказывать; если в середине, то нужно подумать и вспомнить, что сказать вначале, потом о картинке и чем закончить; если картинка стоит в конце, то нужно подумать, что сказать вначале, потом и закончить картинкой.
Воспитатель выслушивает 2-3 рассказа детей.
Физкультминутка
В:
-Да,фиалка помогла пчелкам и накормила их своим нектарам. И фиалка и пчелка были вежливы по отношению друг к другу, и яблонька бы помогла, но пчелки прилетели рано. А всегда ли человек также заботливо и вежливо относится к природе? Как вы думаете?
Ответы детей.
В:
-Посмотрите на рисунок и скажите, правильно ли поступает человек? И почему?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает ответы детей:
-Неправильно поступает человек. Кора защищает дерево от холода, палящих солнечных лучей, от излишней влаги. Поэтому, повреждая кору, человек губит и само дерево. Значит, на этой картинке не хватает запрещающего знака (Х). Какое правило вы можете назвать глядя на этот рисунок?
Ответы детей.
В:
-"Не повреждай кору деревьев"
Таким образом, воспитатель по очереди показывает 5 картинок, выслушивает рассуждения детей и вместе с ними составляет следующие правила.
-"Не разжигай костры, без необходимости"
(Костры без крайней необходимости не разводят, но если не обойтись без костра, то используйте старое кострище, чтобы не делать ожог земле. Но если и этого нет, то для костра готовят место: аккуратно лопатой выкапывают яму, чтобы потом обратно вложить в яму верхний слой земли. Место для костра не должно быть рядом с сухими деревьями. Костер всегда тщательно тушат и заливают водой).
-"Не разоряй муравейники"
(Муравьи верные помощники человека в защите леса от вредных насекомых)
-"Не рви растения, цветы, ягодные кустики с корнем.
(Не рви растения с корнем, иначе на этом месте оно больше никогда не появиться).
-"Не подходи близко к гнездам и не трогай птичьи яйца"
(Трогать руками яички птиц и самих птенцов нельзя, потому что может случиться непоправимое: птенчики могу испугаться и выпасть из гнезда; сама птица уже никогда не прилетит к своим яичкам из-за постороннего, чужого запаха).
В:
-Много мы с вами посмотрели рисунков. Пожалуйста, еще раз напомните, глядя на эти рисунки, какие же правила поведения мы должны соблюдать, если пошли в лес, на луг?
Дети перечисляют правила.
В:
-Вот мы с вами составили и назвали правила поведения на природе. а зачем их нужно соблюдать?
ответы детей.
В:
-Природа - это наш общий дом. В этом доме много жильцов: звери, птицы, рыбы, растения, люди и т. д. и все жильцы нужны друг другу (например: деревья и кустарники дают пищу насекомым, животным, человеку). И человеку будет хорошо только в чистом мире: если он будет дышать чистым воздухом, пить чистую воду, охранять все живое. Поэтому, если мы будем соблюдать простые правила поведения в природе мы поможем и растениям, и животным, и себе. Природа о нас не забудет, одарит своими плодами.
В:
-Ребята! что нового и интересного вы сегодня узнали, что вам запомнилось?