Вера Уварова
Конспект занятия по познавательно речевому развитию «Детям о юности М. В. Ломоносова»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по познавательно речевому развитию
«Детям о юности М. В. Ломоносова»
Тема: «Путь Ломоносова М. В. в Москву»
Старшая группа
Воспитатель: Уварова В. П.
Г. Северодвинск
2015 г.
Программное содержание: расширять знания детей об истории Поморья, быте и занятиях северян, продолжать знакомить с жизнью и деятельностью нашего земляка М. В. Ломоносова, его путешествии в Москву, условиях обучения в Академии. Развивать любознательность, мышление, память, стремление к познанию нового. Воспитывать чувство любви к родному краю, чувство гордости за достижения М. В. Ломоносова.
Публикация «Конспект занятия по познавательно речевому развитию „Детям о юности М, В, Ломоносова“» размещена в разделах
Словарная работа: поморы, рыбный обоз, Славяно-греко-латинская академия.
Интеграция образовательных областей: познавательно-речевое, художественно-эстетическое, соцеально-коммуникативное развитие.
Предполагаемые результаты: дети имеют представление о жизни северян в прошлом, о детстве и юности М. В. Ломоносова, появляется чувство гордости за достижения земляков.
Ход занятия:
Дети входят в зал в русских народных костюмах.
- Приглашая вас сегодня поиграть в то, как жили дети, ваши сверстники в поморской деревне давно, например, во времена Миши Ломоносова.
- Одежда наша подходит для такой игры? Почему?
- Вот и стали мы не просто девочки и мальчики, а настоящими наследниками поморов - гордых, трудолюбивых, честных людей.
- Кто такие поморы? Чем они занимались?
- Какие игрушки были у поморских детей?
Игра «Передай игрушку»
- Были ли обязанности у детей в доме? Какие?
(Девочки помогали по дому, рукодельничали, занимались с младшими детьми, готовились стать настоящими хозяйками, хранительницами семьи, дома. И играли куклами, пекли «хлебы», готовили «кушанья».)
- Какие занятия были у мальчиков?
- Кто такие зуйки?
- Всех ли мальчиков брали зуйками на рыбный промысел?
- Поиграем в «Морские волны»- представим себя на поморском судне.
- Как называлось судно отца Миши Ломоносова?
- Были ли школы в былые времена для детей?
- Желающих научиться читать и писать обучали служители церкви. Вот и Мишу Ломоносова в 9 лет научил грамоте церковный дьячок и лучшими друзьями мальчика стали книги.
- Вспомните названия первых книг Ломоносова (дети дописывают гласные в названия книг)
- Почему М. В. Ломоносов назвал эти книги «…врата моей учености»?
- Давайте и мы отправимся путешествовать вслед за Мишей в страну знаний!
-Куда отправился Ломоносов?
- Хотел ли отец, чтобы сын учился? Почему?
- Как ушел Ломоносов из, отчего дома?
- На чем бы мы сейчас отправились в Москву?
- Как путешествовал Михайло Ломоносов?
-Вот карта, давайте отметим путь от Холмогор до Москвы (отмечаем путь через леса и по дорогам)
- Какой путь ближе? Дальше?
- Что возьмем с собой в дорогу?
-Как думаете, что взял в дорогу Михайло?
-Каким пойдем?
- Если пойдем лесом, что нас ждет в пути?
Дети изображают деревья северного леса, называя их. Изображают и называют лесных животных.
-В какое время года отправился в путь Ломоносов? Удобно ли было идти по лесу?
А если выбрать путь в Москву длинный, по дорогам?
Дети изображают, как двигался Ломоносов : в начале пути - бодро, энергично, весело, но в зимнее время часты суровые северные ветра - налетят, закружат; снег валит, кругом огромные сугробы; трудно становится шагать; да еще холод зимний пробирает; совсем устали, ноги еле передвигаются.
- Как отдыхали в дороге? (у костра, в деревнях, животным тоже отдых, корм)
-Снова в дорогу, чтобы не замерзнуть - двигаться.
Физминутка.
Рассматриваем картину:
-Устал ли Михайло? Жалеет ли он о том, что ушел из, отчего дома?
Рассматриваем картину:
-Какие чувства овладели молодым помором, когда он впервые оказался в Москве?
-В Москве Михайло Ломоносов поступил учиться в Славяно-греко-латинскую академию. Приглашаю и вас, ребята, в нашу школу!
Дети садятся парами на стульчики, предлагается рассказ о жизни и учебе Ломоносова в академии.
В конце занятия дети читают стихи Светланы Шестоперовой о родном Севере.
-Сын помора Михаило Лмоносов стал великим ученым, но никогда не забывал своей малой родины и земляков.