Чурекова Елена
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Сделаем планету Тарию цветущей!» на тему «Почва»
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Сделаем планету Тарию цветущей!»
Программное содержание: Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, смекалку наблюдательность ; познакомить детей с одним из компонентов неживой природы – почвой; уточнить знания детей о свойствах почвы, подвести к выводу о том, что в почве есть все необходимые для жизни живых существ компоненты. Воспитание экологической культуры: - формирование правильных способов взаимодействия с природой (беречь землю, не засорять, сажать деревья, кустарники, ухаживать за ними). - сопереживание всему живому, восприятие красоты природы.
Публикация «Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Сделаем планету Тарию цветущей!“ на тему „Почва“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Почва. Исследуем почву
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
Оборудование: образцы почвы : рыхлая и плотно утрамбованная почва, комочки влажной и рыхлой земли, большая банка, картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь, медведка, земляная лягушка, стаканчики с землей (по количеству детей, семена).
Ход
- Ребята, я сегодня получила электронное письмо, но еще не открывала его. Хотите вместе со мной его посмотреть (Включается видео, отрывок из мультфильма «Загадочная планета»).
- Это послание с планеты Тария. Я раньше видела эту планету, она была очень красивой, цветущей. Что же случилось? Как нам быть? Без чего растения не могут существовать,без почвы)
- Конечно же, нужна почва. А вы знаете, что такое почва, из чего она состоит, и кто в ней живет?
- Давайте выясним все по порядку.
«Как образовалась почва?» (Показ слайдов и рассказ воспитателя).
- Как же образовалась почва? На это потребовались тысячи лет. Когда-то давным-давно на поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались и разрушались. Трещины становились всё шире и камни раскалывались. Куски камней перетирались друг о друга и, в конце концов, через тысячи лет превращались в песок и глину.
- Ветер приносил с собой семена растений, и они поселялись в песке и глине, пускали корни, а когда прекращали расти – погибали, сгнивали и образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, и они снова разрастались, а отмирая – увеличивали слой плодородной почвы.
- Теперь вы знаете, как на земле появилась плодородная почва. На её образование ушли тысячи лет, но разрушить её очень легко. Если уничтожить растения, которые корнями скрепляют почву, то вода размоет её, а ветер выдует, и вместо плодородной почвы останется бесплодная пустыня.
Опыт 1
Цель. Показать, что в почве есть воздух.
Оборудование и материалы. Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя.
Проведение опыта. Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.
Опыт 2
Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Оборудование и материалы. Для образца почвы : первый - с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой - рисунок любого растения).
Проведение опыта. Напомните детям, откуда взяты образцы почвы. Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше - в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека, обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта.
Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха "под тропинкой" меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то "давим" на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.
Опыт 3
Цель. Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы "уходит" воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.)
Оборудование и материалы. Образцы почвы - комочки рыхлой, влажной земли (на каждого ребенка).
Проведение опыта. Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть "пустые места" - там и "прячется" воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что "пустых мест" между частичками земли стало меньше, они "прижались" друг к другу, а воздух "ушел" : для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух "уходит".
- А теперь ответьте на вопросы:
В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ - в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?
Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?
На газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?
Вывод: Чем больше мест в лесу, парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется, а на некоторых участках могут исчезнуть совсем. Поэтому необходимо соблюдать правила поведения в парке, лесу: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, тем самым можно сберечь «дома» и жизнь многим подземным обитателям.
А теперь посмотрим, запомнили ли вы «подземных жителей».
Предлагаю отгадать загадки и найти этих жителей на картинке:
1) Маленький рост, длинный хвост,
Буроватая шубка, остренькие зубки,
Под землей таится, в поле ходит покормиться. (полевка)
2) Землеройная машина, без бензина и без шины
Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт
Темнота и теснота в подземелье у … (крота)
3) Мой хвост не отличишь от головы
Меня всегда в земле найдете вы.
А если вдруг пролился дождик
Я выползаю на дорожки. (дождевой червь)
4) Погляди на молодцов: веселы и бойки
Волокут со всех концов, материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,
И спешит на помощь друг, тут народ хороший.
Без работы, хоть убей жить не может (муравей)
5) Скачет зверушка, не рот а ловушка.
Попадут в ловушку и комар и мушка. (жаба)
Пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.
- К своей земле нужно относиться бережно, кроме всего не нужно ее загрязнять.
Сейчас мы увидим, как происходит загрязнение почвы.
-Но планета Тария все еще остается пустой и грязной, давайте поможем ей превратиться в цветущую планету. (на столах краски, пластилин, цвет. салфетки, клей).
- Подумайте, из чего бы вы хотели сделать цветок и подойдите к нужному вам столику. (Дети под музыку изготавливают цветы)
- Вашими цветами мы украсим эту черную планету Тарию, и она вновь станет цветущей. (прикрепляют цветы на макет планеты).
Итог: Что же нам пришлось сделать, чтобы преобразовать планету? Какими свойствами обладает почва? Кто в ней живет? Надо ли её беречь и охранять?- Я слышу, что пришло еще одно электронное сообщение, посмотрим? (Просмотр отрывка мультфильма).
- Молодцы, вы смогли сделать планету Тарию цветущей!