Наталья Рязанова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Волшебный магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита через опытно – экспериментальную деятельность.
Задачи:
Обучающие: формировать у детей представления о свойствах магнита (притягивание металлических предметов); продолжить знакомство с полюсами магнита, в результате практической деятельности учить определять полюса магнита, учить приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе „Волшебный магнит“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Темочки
Развивающие: развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать. Активизировать речь и обогащать словарный запас дошкольников (магнетизм, магнитное поле, полюса, притяжение).
Воспитательные: воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи, инициативности и самостоятельности.
Материал: скрепки, магниты, пшено, гайки, самолётики красного и синего цвета, 2 обруча синего и красного цвета, листы картона, музыка для физкультминутки, куклы Ваня и Аня, перчатка, плакат с правилами безопасности, стаканчики с водой, магнитная стружка, заготовка для «ромашки», подарок.
Предварительная работа: Познакомить детей с магнитами разной формы, дать возможность проверить их свойства. Просмотр мультика «Магниты» (Фиксики, презентации, где используется магнит и для чего он нужен.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются.
Воспитатель: Возьмёмся за руки, друзья!
Друг другу улыбнёмся.
Мы пожелаем всем добра
И скажем: «Здравствуй, солнце!».
Воспитатель: Вот какие молодцы. Ребята, посмотрите, к нам сегодня в гости пришли Ванечка и Анечка, но не просто так, а за помощью. Ваня зашёл в кладовку, где папа в одном шкафу хранил инструменты и хотел взять починить машинку, а Анечках хотела достать пшено, чтобы покормить птичек. И вот, надо было такому случиться, Ваня опрокинул на пол коробку с болтиками и гаечками, а Аня рассыпала банку с крупой. Все смешалось. Ребята быстро собрали все в одну коробку и не знали, как быстрее все рассортировать.
На помощь ребятам пришла фея. Она подарила им волшебную перчатку (надевает перчатку, спрятав в неё магнит). Посмотрите (подносит руку в перчатке к коробке, металлические вещи, естественно, примагничиваются). Вот так чудо чудное! Перчатка «поймала» все болтики и гаечки. Как вы думаете, почему так произошло, в чём секрет? Может быть, кто-нибудь из вас сможет его разгадать?
Дети: Она волшебная; там магнит; перчатка липкая…
Воспитатель: В моей перчатке спрятан магнит. Вот и весь секрет (снимает перчатку, показывает детям магнит). А что такое магнит?
Дети: Магнит – это предмет, который притягивает железные предметы.
Воспитатель: Я вам расскажу как он появился. В Древней Греции был город Магнесия. И когда люди выходили из своих домов, то заметили, что некоторые камни липнут к железу, вот от этого и назвали эти камни – магнитами.
Воспитатель: Магнит какой на ощупь?
Дети: (холодный, твердый, железный)
Воспитатель: У магнита есть 2 полюса : один конец у магнита называется южным (положительным) полюсом и он красного цвета, а другой северным (отрицательным) и он синего цвета.
Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в школу изучения волшебных магнитов?
Дети: Да
Воспитатель: Раз, два, три в школе магнитов очутись. (вместе с детьми)
Посмотрите, у вас на столах стоят тарелочки, много разных предметов рассмотрите их, сейчас мы будем исследовать свойства магнита.
Воспитатель: Давайте вспомним с вами правила поведения (показать плакат)
Итак, мы начинаем наше исследование:
Опыт № 1: Какие материалы притягивает магнит?
«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание…
«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).
— «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба).
— «А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик).
«Какой можно сделать вывод?»
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
Опыт № 2 : Со стаканом воды и скрепкой.
На столе стоит стакан с водой, на дне которой лежит скрепка.
-Как достать скрепку, не замочив рук?
Ответы детей
Воспитатель демонстрирует: берёт магнит, проводит по стенке стакана и вытаскивает скрепку.
- Что произошло?
Вывод: магнитная сила действует сквозь воду и пластик, поэтому можно достать скрепку не замочив рук.
Опыт № 3: Магнитные свойства можно передать обычному железу.
Подвесьте к сильному магниту снизу скрепку. Поднесите к ней еще одну, верхняя скрепка примагитит нижнюю. Сделайте цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. Если магнит убрать, то все скрепки рассыпятся. Но если поднести любую из этих скрепок к другой, то эта скрепка сама будет магнитом.
Вывод: Магнитное поле можно создать искусственно. Железные детали (гвоздиками, гайками, иголками, если они некоторое время побудут в магнитном поле, приобретут свое собственное магнитное поле.
Воспитатель: Давайте мы с вами отдохнем немножко от наших исследований и сделаем физкультминутку.
Воспитатель предлагает пройти к аэродрому.
— Посмотрите, я принесла самолетики: синие и красные, как полюсы магнита. Обратите внимание — наши аэродромы тоже имеют два цвета (красный и синий). Как только заиграет музыка, вы полетите по кругу, когда музыка остановится, вам нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет.
Воспитатель: Мы с вами отдохнули, и нам пора опять идти исследовать волшебные свойства магнита.
Опыт № 4 : «Птички летают»
Давайте посмотрим, как летают наши птички. Положите птичку на
картон,магнит возьмите в руку и под картоном поводите там, где лежит
птичка (показываю).
Как же так получилось, что наши птички летают?
Ответ детей: у птичек на туловище прикреплен магнит.
Опыт № 5 : Как увидеть магнитное поле?
Надо насыпать на лист бумаги немного металлических стружек. Если поднести снизу бумаги магнит, то опилки "оживают.
Если положить магнит полностью под пятно с опилками, можно заметить, что все опилки расположатся вокруг магнита по определенным линиям. Это и есть линии магнитного поля. Они идут их положительного полюса к отрицательному.
Вывод: Магнитное поле заставляет располагаться железные частички вдоль магнитных линий.
На магнитной доске выложить «Ромашку», что притягивает магнит, а что нет.
1. Магнит притягивает только металлические предметы.
2. Магнит имеет два полюса : разные полюсы — притягиваются, а одинаковые — отталкиваются.
3. Магнит действует через пластик, картон, воду.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось работать с магнитами?
Ответы детей.
Воспитатель: Но, нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три в детском саде очутись.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, кому мы сегодня помогли? Теперь мы вместе с Ваней и Аней можем пойти на прогулку и покормить птиц. Ваня и Аня за вашу помощь приготовили вам подарок : магнитные буквы и цифры.
Дети: - спасибо.
Воспитатель: А в следующий раз мы с вами будем исследовать ещё что-то интересное.