Ирина Коваленко
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Птицы нашего края. Белая цапля»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей разновозрастной группы (средняя, старшая) по познавательно-исследовательской деятельности на тему :
«Птицы нашего края - Белая Цапля».
Образовательная область: Познавательное развитие
Возрастная группа: средняя, старшая
Цель:
-формирование экологической культуры, развития у детей интереса к научно-познавательной деятельности, исследовательской деятельности.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему „Птицы нашего края, Белая цапля“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
-воспитание у детей дошкольного возраста осознанного и ответственного отношения к природе родного края.
Задачи:
Познакомить детей с перелетной птицей белой цаплей.
Воспитывать заботливое и бережное отношения к птицам.
Развивать мышление, воображение, любознательность.
Развивать устную связную речь, учить выражать свои мысли. Совершенствовать навык творческого рассказывания. Способствовать формированию радостного настроения детей, развитию коммуникативных качеств.
Оборудование:
Аудиозапись «Птицы поют». Презентация по теме «Загадочная и неповторимая птица - белая цапля». Картинки – пазлы с изображением белой цапли. Мольберт. Картина с изображением птицы.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за перелетными птицами. Просмотр видеофильма «Птицы красота полёта».
Беседы о птицах. Рассматривание иллюстраций. Выставка книг по теме. Чтение сказок, стихов, рассказов о птицах, разгадывание загадок. Дидактические игры: «Рассели птиц», «Узнай меня по пёрышку» Лото, домино на тему : «Птицы», и т. д. Прослушивание аудиокассеты с записью голосов птиц.
Ход занятия:
Организационный момент:
Педагог проводит игровое упражнение для организации внимания детей, на установление эмоционального контакта.
Сегодня на улице пасмурно, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
Мотивационный момент:
Воспитатель открывает красивую коробку, вынимает пазлы, начинает собирать, просит помочь.
На столе лежат пазлы (разрезанные картинки) с изображением цапли.
Дети подходят к столу, спрашивают у воспитателя: что это за картинки? Что на них изображено?
Воспитатель: Соберем сейчас, тогда увидим, что на них изображено.
Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми.
Беседуют с воспитателем, друг другом в процессе работы. Тихим музыкальным фоном служит пение птиц (аудиозапись).
Картинки готовы на них изображение белой цапли (цапля ловит лягушек; цапля идет по траве; цапля изображена в полёте)
Высказывание детей.
Воспитатель:
На болоте я живу,
По болоту я хожу.
Если прыгнет вдруг лягушка,
Будет прыгать в моём брюшке!
Воспитатель
Предлагает вспомнить стихи, сказки, потешки, скороговорки, игры, загадки о цапли.
Отмечает, что цапля имеет необычный белый цвет. Узнаёт, у детей в каком крае они живут.
Сообщает, что цапля белая, водиться в наших краях.
Интересуется, кто может рассказать о белой цапле.
Воспитатель:
Я тоже хочу больше узнать про белую цаплю. Предлагаю узнать это, воспользовавшись интернетом.
Дети свободно выбирают места для просмотра презентации.
Основная часть занятия.
Презентация про белую цаплю.
Цапли довольно крупные перелетные птицы. Живут они на болотах и в заводях вблизи от Анапы недалеко от Утриша. Питаются рыбой, лягушками, раками, червями. Зимой, когда болота замерзают, улетают в теплые края.
Передвигаются цапли очень медленно, подолгу стоят неподвижно (чаще на одной ноге). Полет их плавный не быстрый, с размеренными взмахами крыльев. На лету откидывает назад ноги, а шею изгибает. Это очень осторожная птица. Молчалива, но во время полета издает крик - резкий звук «крянь». Гнездится колониями. Откладывает яйца в конце апреля в начале мая. Высиживает самка и самец. Цапля хороший предвестник погоды. Перед бурей цапля кладет голову на грудь и поворачивается в сторону бури.
Игра – перевоплощения.
Воспитатель предлагает детям после просмотра презентации имитировать движение цапли (важная походка, поворот шеи, стойка на одной ноге и т. д.).
Мы скачем, скачем по дорожке, Прыжки со сменой ног вперёд —
Сменяя часто ножки, ножки. Назад, туловище держать прямо.
Поскакали, поскакали,
А потом, как цапля, встали. При повторении Встать на другую ногу.
Пальчиковая гимнастика «Червячки».
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять. Ладони лежат на коленях. Пальцы, сгибая подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).
Вдруг цапля подбегает. Пальцы щепоткой качаем ими вверх и в низ
головой она кивает.
Кричит вот и обед! Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
Глядь, а червячков уже нет. Сжимаем кулачки прижимаем их.
Словесная игра: «Какая цапля?» Воспитатель выставляет картинку с изображением цапли.
— Кто это? (Цапля). Хотите узнать какая цапля? (Да). Сейчас поиграем в игру, «Какая цапля?»
Воспитатель: У цапли длинный клюв — дети : цапля длинноклювая.
У цапли длинная шея — дети : цапля длинношеяя.
У цапли широкие крылья — дети: цапля ширококрылая.
У цапли короткий хвост — дети: цапля короткохвостая.
У цапли длинные лапы —дети : цапля длинноногая.
Вопросы к детям: Где живут цапли? Какое оперение? Как передвигается? Где вьет гнездо
Чем питается? Просит описать внешний вид цапли.
Ответы детей: Цапля – перелетная птица, прилетает рано весной, когда водоемы покрыты еще льдом. Живут цапли около водоемов большими группами. Цапля питается рыбой, лягушками, насекомыми. У цапли маленькая головка, длинный клюв, белый хохолок на голове, шея очень длинная тонкая, изогнутая, втянутая в плечи, овальное большое туловище, широкие большие крылья, короткий закругленный хвост, длинные ноги с четырьмя пальцами, оперение белое.
А как вы думаете, чем мы можем помочь птицам?
Рефлексия.
Обсуждает с детьми их впечатления от занятия, что они поняли (не поняли, что чувствовали, что понравилось и что не понравилось, что больше всего запомнилось. Уточняет для чего это нужно знать и где это может пригодиться.
Дети свободно выражают свои мысли, чувства, желания, аргументируют свою точку зрения.
Педагог творчески использует традиционные способы оценивания, обеспечивает «открытый конец» занятия : дает косвенную оценку деятельности детей.
Итог. По желанию дети после занятия делают рисунки белой цапли. Готовые рисунки выставляют на стенд.