Елена Ермолаева
Конспект ООД по поисково-исследовательской деятельности на тему «Природные ископаемые Саратовского края. Мел»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по поисково исследовательской деятельности на тему :"Природные ископаемые Саратовского края (мел)."
Тема: Что такое мел?
Цель: Обогащение знаний детей о Саратовском крае.
Публикация «Конспект ООД по поисково-исследовательской деятельности на тему „Природные ископаемые Саратовского края, Мел“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Саратовская область, Саратов
- Темочки
Задачи: Формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли; Расширять и закреплять знания детей о полезных ископаемых Саратовского края. Познакомить со свойствами полезных ископаемых. Закреплять знания о неживой природе. Закрепить порядковый счёт в пределах 10.
Развивать воображение, наблюдательность, интерес к окружающему миру.
Активизировать употребление в речи слова: нефть, месторождение, полезные ископаемые, родниковая вода, меловой карьер. Воспитывать интерес к экспериментированию. Закреплять умение самостоятельно делать выводы на основе полученного опыта.
Продолжать воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природным ресурсам.
Закреплять умение детей творчески применять ранее приобретенные конструктивные навыки.
Предварительная работа: Рассматривание карты Саратовской области. Беседа на тему : «Наш Саратовский край». Рассматривание иллюстраций с достопримечательностями Саратовской области. Чтение стихотворений: «О Саратове» Елены Тарасовой; «Посвящение земле Саратовской» Пушковой Елены.
Оборудование: Проектор; экран; карта Саратовской области; картинки с изображением природных ископаемых, предметов из различных материалов; порошок мела, вода, баночки с гуашью, ёмкости для смешивания мела, деревянные палочки, формочки для мелков, салфетки.
Ход НОД:
Дети сидят полукругом на стульчиках. Раздаётся звук звонка. На экране появляется видео. «Здравствуйте, ребята! Я, верный друг Мальвины, Артемон. У нас неприятность. Мальвина решила заняться воспитанием и обучением Буратино. Буратино сел за парту, я принёс школьную доску, но закончился мелок, а где его взять, мы не знаем. Моя подруга очень расстроилась, она очень боится, что если не заниматься с Буратино, он навсегда останется невеждой. Помогите нам пожалуйста достать мел!» Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Мальвине и Артемону? А как? Где можно взять мелки? (ответы детей).Молодцы!
А вы знаете, что в нашей области добывают мел. Кто мне ответит, в какой области мы живём? (ответы детей). Правильно, в Саратовской области. Вся наша область поделена на районы. Подойдите пожалуйста и посмотрите - это карта нашей области. (Дети подходят к мольберту, на котором расположена карта полезных ископаемых Саратовской области).
Видите, как наша область богата полезными ископаемыми. Ископаемыми их называют, потому, что люди их добывают из земли. Все полезные ископаемые обозначены знаками. А какие полезные ископаемые находятся в нашей области попробуйте отгадать. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
(Нефть) Нефтяные месторождения отмечены на карте чёрными треугольниками. Давайте посчитаем сколько таких треугольников на карте. (Ответы детей)
На кухне у мамы помощник отличный, Он синим цветком расцветает от спичек. (газ) Газ на карте отмечен белыми треугольниками. Молодцы! В Озинском, Дергачёвском, Новоузенском, Ершовском. Питерском, Краснокутском, Федоровском и Ровенском районах добывают нефть и газ. Из нефти делают бензин, вазелин, асфальт и многое другое. Вместе с нефтью добывают газ. Его называют - голубым топливом. Сегодня во многих домах без него просто не обойтись. На кухне, на газовых плитах люди готовят еду, на газе ездят многие автомобили, отапливается жильё людей.
А теперь – новая загадка. Был сначала гладким, целым,
На доске чертил он белым.
Рисовал, а сам худел.
Догадались? Это. (мел) Мел на карте изображён белыми квадратами. Давайте посчитаем, сколько таких квадратов на карте. (Ответы детей). В нашей области огромные запасы мела возле Вольска, села Казанлы, села Золотое, у рабочего посёлка Озинки и села Меловое, Хвалынска. Там находятся меловые карьеры. Как вы думаете, что производят из мела? (ответы детей). Молодцы. Мел необходим при производстве цемента, стекла, лекарств, зубной пасты, школьных мелков и многое другое Ребята, а вы знаете, что Хвалынск самый старый город в Саратовской области. Вы хотели бы там побывать? И я тоже, давайте отправимся на экскурсию в Хвалынск. Как вы думаете, на чём туда можно добраться? (Дети самостоятельно конструируют из маркеров игрового пространства транспорт для путешествия). Займите, пожалуйста свои места, мы отправляемся! Позвольте мне побыть вашим экскурсоводом. (На экране по ходу экскурсии появляются изображения). Посмотрите направо. Вы видите живописные меловые горы.
Реликтовые сосны. Вкуснейшая родниковая вода.
Вблизи города находится национальный парк «Хвалынский» с расположенным на его территории горнолыжным курортом. В Хвалынске находятся богатые меловые залежи. А вы знаете, что мел – это остатки древних земных организмов раковин фораминифер и из морских водорослей. Я захватила с собой в поездку немного раковин. Посмотрите на них пожалуйста. (Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по ракушке. Дети их рассматривают). Потрогайте, какие они твёрдые. При отмирании они опускаются на дно. Постепенно, в течение миллионов лет слой этих существ превращается в мягкий известняк – мел. Водоёмы пересыхают и люди добывают этот минерал. Как вы думаете, как мел появился в нашей области? (Ответы детей).Вы правы, наверное раньше на территории нашей области был большой водоём, ведь везде где есть залежи мела, раньше были моря или океаны. Но мы должны с вами помнить, что запасы природных ископаемых не безграничны. Поэтому относиться к ним нужно бережно!
Вот мы с вами и приехали. Я предлагаю вам немного поиграть. Давайте подойдём к столам, там разложены картинки, вам нужно выбрать только те, на которых изображены полезные ископаемые. (Дети подходят к столам, на которых разложены картинки с изображением природных ископаемых и предметов, сделанных из разных материалов. Находят нужные и поднимают их вверх). Игра «Что лишнее».
Молодцы, вы всё правильно выбрали, и я предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка «Мы геологами станем»
Мы геологами станем? Да! Да! Да (Хлопок над головой)
Будут все гордится нами.
Да! Да! Да (Хлопок над головой)
Что ждёт нас впереди?
Высокая гора (показывают руками)
Бурная река (показывают руками)
Её не обойдёшь (топают ногами)
Её не проплывёшь(«плывут»)
Её не пролетишь(«крылья»)
Надо напрямик.
Всё мы сможем, всё сумеем
И своей достигнем цели.
Да! Да! Да (Хлопок над головой).
Посмотрите, ребята, а что это такое? Подойдите, посмотрите, потрогайте. (На столах, в розетках разложен мел порошковый и салфетки. Дети подходят, рассматривают, трогают. Воспитатель предлагает салфетки, чтобы вытереть руки). (Ответы детей). Да – это мел. Давайте, возьмём его с собой. Ребята, Мальвина ждёт нашей помощи. Как вы думаете, мелки можно сделать самим. Давайте попробуем. Для этого нам нужно вернуться в детский сад. (Дети занимают свои места. Поют песню: «Мы едим, едим»).
Мы вернулись в детский сад. Для того, чтобы изготовить мелки предлагаю пройти в лабораторию и возьмём с собой мел, который мы привезли с собойц. (На столах разложены стаканы с водой, пустые стаканы, пустые ёмкости для смешивания мела, деревянные палочки, формочки для мелков). Как вы думаете, мел растворяется в воде? Как это можно проверить? (Дети добавляют мел в воду, размешивают). Что у нас получилось? (Ответы детей). А что можно сделать, чтобы получился мелок? (Ответы детей). Давайте приступим к работе. (Воспитатель включает тихую спокойную музыку. Дети выкладывают мел в ёмкость, добавляют в воду и перемешивают). Как вы думаете можно изготовить цветные мелки? Как? (Ответы детей. Воспитатель раздаёт наборы цветной гуаши. Дети добавляют гушь к разведённому мелу и раскладывают их по формочкам).
Какие красивые мелки у нас получились, как только они высохнут мы сможем нарисовать для Мальвины на асфальте красивые рисунки и несколько штук отправить ей. А чтобы они с Артемоном смогли сами сделать мелки, мы отправим ей таблицу – подсказку.
Рефлексия.
Ребята, мы смогли помочь Артемону и Мальвине? Что мы сделали для этого? Что нового и интересного вы узнали сегодня о нашей Саратовской области?