МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 6–7 лет «Большая и маленькая Родина. Урал»

Ида Башлыкова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 6–7 лет «Большая и маленькая Родина. Урал»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Формирование представления детей о родном крае.

Задачи:

Совершенствовать знания детей о родном крае;

Совершенствовать знания детей о родном городе, близлежащих городов, области;

Воспитывать любовь к родному краю, городу.

Демонстрационный материал:

Карты: Р. Ф., Челябинской области; герб Челябинска, Миасса; презентация «Урал. Челябинская область».

Ход занятия:

Слайд 1 (карта РФ)

Воспитатель:

-Ребята, как называется наша страна?

Дети:

- Наша страна называется Россия.

Воспитатель:

Темочки:

- Правильно. Среди просторов нашей страны есть чудесный край, в котором мы живём.

- Как называется наш край?

Дети:

- Наш край – Урал.

Слайд 2 (карта Челябинской области)

(Воспитатель на карте показывает границы Урала)

- Южный Урал - это край, где мы живём. Чем лучше человек знает свой край, тем больше он его любит.

Слайд 3 (природа Урала) (4)

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки, сосны босые

Сбегают с подоблачных скал.

В лугах, на ковровых просторах,

Среди плодоносных полей

Лежат голубые озера

Осколками древних морей.

Богаче, чем краски рассвета,

Светлее, чем звездный узор.

Земные огни самоцветов

В торжественном сумраке гор.

Л. К. Татьяничева

- Ребята, предлагаю отправиться в путешествие по нашему сказочному Южному Уралу. Возьмем в дорогу карту Южного Урала, она нам в пути обязательно пригодится.

- Что еще нам может понадобиться в путешествии?

(Ответы детей)

- Тогда, в путь!

Слайд 4

- Сначала мы отправимся в прошлое. Послушайте «Сказ об Урале».

(«Сказ об Урале» Н. Агапова)

- Давно это было. Жил в городе Санкт-Петербурге царь-государь. Звали его Петром I.

Слайд 5

- Умный был царь, много читал, много учился и много работал. Слуги Петра I поехали по России-матушке в солдаты мужиков звать, да и в наш Уральский край заглянули.

Слайд 6

- Едут полем, едут лесом, едут мимо рек быстрых, озер глубоких да гор высоких. Вдруг лошади встали и не могут идти дальше, будто к земле приросли. В это время ехал мимо на лошади уральский мужик. Спрашивает он у солдат, кованые ли у коней копыта. Копыта лошадей защищают железные подковы. Глянули слуги на лошадь мужика, а она не кована. Идёт себе лошадь по дороге, а лошади слуг Петра I стоят на месте и не могут идти дальше. Испугались слуги, вернулись к царю и рассказали, что горы на Урале чудные, волшебные. Коней кованных к себе притягивают, идти дальше не дают. Понял царь, чем богаты Уральские горы. И послал он людей учёных в тот волшебный край. Вот они ему ответ шлют: много на Урале лесов, рек, озер, руды железной, золота, а каменьев самоцветных видимо-невидимо.

Слайд 7 (4)

- Никто бы не увидел эти богатства, если бы не уральцы-труженики. Уральцы добывают железные руды, золото, самоцветы из Уральских гор. Уральцы создают прочные и красивые изделия. Про Урал говорят: «богатимо богат» – богат и славен наш Урал. И мы с вами счастливы, что живём в таком удивительном крае, гордимся его историей, достижениями уральцев.

- Так и узнал царь Петр I о нашем крае.

Слайд 8

- Наша Малая Родина-Урал. На рубеже двух частей света – на стыке Европы и Азии - раскинулся наш удивительный край. Челябинская область – южная часть Урала.

Слайд 9

- Предлагаю рассмотреть, что изображено на гербе и флаге Челябинской области?

(Ответы детей)

- Серебряный двугорбый верблюд с золотой поклажей означает мудрость и долголетие.

- Красный цвет – это цвет символизирует мужество уральцев, огонь наших заводов. - Золото – это уникальность природы нашего края и богатство нашей земли. Наш край богат сказочными самоцветами, неповторимой природой, животными и птицами…

- Первый город, с которого мы начнем наше путешествие – это город Челябинск. Найдите этот город на карте.

Слайд 10

Челябинск

- Город Челябинск – был основан в 1736 году на берегу реки Миасс как сторожевая крепость на пути в новостроящийся Оренбург. С 1796 по 1919 год – уездный город Оренбургской губернии. С 1934 года – центр Челябинской области. Входит в число десяти крупнейших городов России. Сегодня в городе миллионере Челябинске проживает почти треть населения области.

Слайд 11

(карта Челябинской области)

- Приглашаю вас подойти к карте. Следующая остановка в городе Аша. Кто из вас сможет найти этот город?

Слайд 12

Аша

- Аша, районный центр в Челябинской области, в 377 км к западу от Челябинска. Расположен на западном склоне Южного Урала, у подножия хребта Каратау, на реке Сим (приток реки Белой; бассейн Волги, у впадения в нее реки Аша.

- Среди всех названных вами городов есть еще один город, который нам очень дорог. Это наша маленькая Родина МИАСС.

Слайд 13

Сим

- Был основан в 1759 в связи со строительством сибирскими купцами И. Б. Твердышевым и И. С. Мясниковым железоделательного завода.

- Во время Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева (1773-75) завод был разрушен; восстановлен лишь в 1778. С

1913 здесь начато производство сельскохозяйственных машин и орудий. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 в Симе было эвакуировано два военных завода.

Слайд 14

Верхний Уфалей

- Расположен в южной части восточного склона Среднего Урала, в верховьях реки Уфалей (приток Уфы). Город – с 1940. В современном Верхнем Уфалее: ПО "Уфалейникель", одно из ведущих в России предприятий по производству никеля.

Слайд 15

Пласт

- Центр знаменитых Кочкарских золотых приисков, в Челябинской области.

Городом считается с 1940. Современный Пласт - центр Качкарского золотопромышленного района (добыча золота ведется с 60-х гг. 19 века).

Слайд 16

Сатка

- Расположен на западном склоне Южного Урала, на реке Сатка.

В границах нашей области только один завод был основан самыми известными в России первыми промышленниками Строгановыми.

Основан в 1758 как поселок в связи со строительством чугуноплавильного и железоделательного Троицко – Саткинского завода.

Слайд 17

Снежинск

- Один из самых молодых городов области, в недавнем прошлом Челябинск-70, расположен на берегу живописного озера Синара. Главным предприятием города является федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики. В этом городе создавался и совершенствовался ядерный щит нашей страны, здесь обеспечивалась безопасность мира на планете. Сегодня об этом напоминает уникальный музей атомного оружия, где можно увидеть самую мощную в истории водородную бомбу.

Слайд 18

Троицк

- Один из старейших городов области ведет свое начало от Троицкой крепости, заложенной в 1743 году при впадении реки Увелька в Уй. Троицк, находившийся на Сибирском торговом пути, с 1745 становится важным пунктом меновой торговли с народами Казахстана, Средней и Центральной Азии. Город является важным таможенным пунктом на государственной границе с Казахстаном.

Слайд 19

Чебаркуль

- Основан в 1736 как крепость на границе русских и башкирских земель (название происходит от тюркских слов "чебар" – пестрый и "куль" – озеро. Вблизи озера Чебаркуль - климатически - курортная местность. В 6 км от Чебаркуля, на перешейке между горными озерами Большой Кисегач и Малый Теренкуль, расположен климатический и грязевой курорт Кисегач.

Слайд 20

Еманжелинск

- Шахтерский город. Возник в 1930-31 в связи с разработкой угольного месторождения. Современный Еманжелинск – центр добычи угля.

Слайд 21

Златоуст

- Старейший в горнозаводской зоне город. Третий по численности населения город области, расположен на Севере Южного Урала, на реке АН.

На весь мир известен достижениями златоустовских мастеров, первые стальные пушки и уникальное искусство гравюры на стали.

Современный 3латоуст продолжает развиваться как центр качественной металлургии.

Слайд 22

Карабаш

- Возник в 1822 как поселок золотоискателей, когда на берегу речки Сак-Элги старатели начали "мыть золото". Вскоре в Соймановской долине было обнаружено месторождение медно-колчеданных золотосодержащих руд и в 1834 заложен первый медеплавильный завод. Основное предприятие современного Карабаша – медеплавильный комбинат. Десятилетия добычи медной руды и выплавки цветного металла принесли городу не только трудовую славу, но и печальное имя "Черной точки планеты". Карабаш признан зоной чрезвычайной экологической ситуации.

Слайд 23

Катав - Ивановск

- Один из старейших городов горнозаводского края.

Возник в 1755 как поселок при строительстве чугуноплавильного и железоделательного завода; первыми жителями были крепостные крестьяне-переселенцы. В 1914 пущен в эксплуатацию цементный цех.

Слайд 24

Касли

- Расположен на восточном склоне Среднего Урала, среди озер – Большие и Малые Касли, Иртяш, Сунгуль и Киреты.

- Был выстроен в 1747, как поселок Каслинский при строительстве А. Н. Демидовым чугуноплавильного и железоделательного завода. С конца 18 века здесь началось изготовление чугунного хозяйственного литья, решеток и надгробных плит. Здесь, на берегах озера Большие Касли, зародилось и развивается уникальное искусство - художественное литье. Каслинское художественное литье получило золотые медали на выставках в Париже в 1867 и 1900; в Вене в 1873, в Филадельфии в 1876, в Копенгагене в 1888 и 1898, в Стокгольме в 1897.

Слайд 25

Копейск

- В начале века считался как шахтерский поселок под названием Челябинские копи. Единственный город в области, имеющий боевую награду - орден Красного Знамени за героизм шахтеров в годы гражданской войны.

Возник из группы рабочих поселков на месте Челябинских каменноугольных копей, где близ поселка Тугайкуль в 1907 началась промышленная разработка угля. Город - с 1933.

Слайд 26

Коркино

- Расположен на восточном склоне Южного Урала.

В прошлом Коркино - казачий пост на реке Чумляк. С 1934 разрабатываются угольные месторождения (сначала открытым, затем шахтным способом). Город - с 1942.

Слайд 27

Магнитогорск

- Расположен на восточном склоне Южного Урала, на реке Урал.

Во времена Оренбургской экспедиции среди первых крепостей в верховьях Яика (Урала) была заложена крепость Магнитная. Спустя два столетия в 1929 году у горы Магнитной началось сооружение завода гиганта.

- Магнитогорск – один из крупнейших центров металлургической промышленности России. Основан в 1929 в связи со строительством Магнитогорского металлургического комбината.

Слайд 28

Миасс

- В 1773 году купец Л. И. Лугинин получил разрешение на строительство Миасского медеплавильного завода давшего начало будущему городу на базе открытого в 1754 Миасского месторождения медных руд. Открытие в Миасской долине золота превратило Миасс в центр золотодобывающей промышленности. В 1797 на реке Ташкутурганка, было открыто первое месторождение золота.

- На въезде в город всех встречает «Золотой» лось, символика герба нашего города.

Слайд 29

- Перед нами герб нашего города.

В лазоревом поле на золотых скалах с обрывом справа идущий, с поднятой левой ногой, золотой лось, наклонивший голову.

Основная фигура герба – золотой лось – животное, символизирующее свободу, независимость и достоинство, аллегорически показывает готовность идти вперед, преодолевая трудности и препятствия.

- Скалы показывают Уральские горы, соединившие Европу и Азию, их красоту, величие, богатство недр, а также единственный в мире уникальный минералогический Ильменский заповедник.

- Золото – символ высшей ценности, богатства, величия, постоянства, прочности, силы, великодушия, интеллекта и солнечного света.

- Лазоревое поле указывает на реку Миасс, давшую название городу, а также многочисленные озёра, расположенные вокруг Миасса. Лазурь в геральдике ассоциируется с водой, чистым небом и означает мышление, добродетель, чистоту. По периметру герб обрамлен орденской лентой.

Слайд 30

- Красив наш Южный Урал… Красива природа Южного Урала…

- Помните, каждый человек должен стремиться сохранить красоту родного края.

- Наше путешествие по Южному Уралу было долгим и это еще только начало наших приключений. Сегодня мы с вами познакомились с городами нашей Челябинской области. Но на следующих занятиях, мы обязательно познакомимся с природой и традициями Южного Урала.

Итог занятия:

- Что вы нового интересного узнали во время нашего путешествия?

(ответы детей)

- Что бы хотели ещё узнать?

(ответы детей)

- Спасибо, мне было приятно с вами путешествовать, вы умеете внимательно слушать, и многое запомнили из моего рассказа.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Синичкин день». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет«Синичкин день». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет Цель: Формирование умения определять птиц по видам: перелетные и зимующие Задачи: Углубить знания детей о птицах, об их строении, о внешнем.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Ах, картошка, картошка…»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Ах, картошка, картошка…» Цель:Формирование у детей представлений о картофеле, его значимости в жизни человека. Задачи:Уточнить и дополнить знания детей о картофеле,.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие» Цель: Формирование элементарных представлений о космосе, о солнечной системе. Задачи: Закрепить знания детей о планетах солнечной системы;.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Все профессии важны» Цель: Формирование у детей представлений о различных видах профессий. Задачи: • Познакомить детей с видами профессий, показать значение.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Вулканы» Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе группе. Материал может быть использован воспитателем на занятиях.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства металла» в младшей группеКонспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства металла» в младшей группе Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное. Цель: познакомить детей со свойствами.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Мыльные секреты» .

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Вкусный сочный мандарин» Управление делами Президента Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Взаимодействие воды и снега» для детей средней группыКонспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Взаимодействие воды и снега» для детей средней группы Познавательное развитие. Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Речевое.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Живая вода» в младшей группеКонспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Живая вода» в младшей группе Цель: познакомить детей со значением воды для роста растений. Задачи: - формировать умение выявлять отношения между объектами окружающего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 6–7 лет «Большая и маленькая Родина. Урал»
Опубликовано: 10 июня 2023 в 12:46
+222Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 6–7 лет «Большая и маленькая Родина. Урал»» (включая файлы) размещена пользователем Ида Башлыкова (УИ 46332) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 88.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД