Получи документы

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 6–7 лет «Большая и маленькая Родина. Урал»

Ида Башлыкова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 6–7 лет «Большая и маленькая Родина. Урал»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Формирование представления детей о родном крае.

Задачи:

Совершенствовать знания детей о родном крае;

Совершенствовать знания детей о родном городе, близлежащих городов, области;

Воспитывать любовь к родному краю, городу.

Демонстрационный материал:

Карты: Р. Ф., Челябинской области; герб Челябинска, Миасса; презентация «Урал. Челябинская область».

Ход занятия:

Слайд 1 (карта РФ)

Воспитатель:

-Ребята, как называется наша страна?

Дети:

- Наша страна называется Россия.

Воспитатель:

Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 6–7 лет „Большая и маленькая Родина, Урал“» размещена в разделах

- Правильно. Среди просторов нашей страны есть чудесный край, в котором мы живём.

- Как называется наш край?

Дети:

- Наш край – Урал.

Слайд 2 (карта Челябинской области)

(Воспитатель на карте показывает границы Урала)

- Южный Урал - это край, где мы живём. Чем лучше человек знает свой край, тем больше он его любит.

Слайд 3 (природа Урала) (4)

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки, сосны босые

Сбегают с подоблачных скал.

В лугах, на ковровых просторах,

Среди плодоносных полей

Лежат голубые озера

Осколками древних морей.

Богаче, чем краски рассвета,

Светлее, чем звездный узор.

Земные огни самоцветов

В торжественном сумраке гор.

Л. К. Татьяничева

- Ребята, предлагаю отправиться в путешествие по нашему сказочному Южному Уралу. Возьмем в дорогу карту Южного Урала, она нам в пути обязательно пригодится.

- Что еще нам может понадобиться в путешествии?

(Ответы детей)

- Тогда, в путь!

Слайд 4

- Сначала мы отправимся в прошлое. Послушайте «Сказ об Урале».

(«Сказ об Урале» Н. Агапова)

- Давно это было. Жил в городе Санкт-Петербурге царь-государь. Звали его Петром I.

Слайд 5

- Умный был царь, много читал, много учился и много работал. Слуги Петра I поехали по России-матушке в солдаты мужиков звать, да и в наш Уральский край заглянули.

Слайд 6

- Едут полем, едут лесом, едут мимо рек быстрых, озер глубоких да гор высоких. Вдруг лошади встали и не могут идти дальше, будто к земле приросли. В это время ехал мимо на лошади уральский мужик. Спрашивает он у солдат, кованые ли у коней копыта. Копыта лошадей защищают железные подковы. Глянули слуги на лошадь мужика, а она не кована. Идёт себе лошадь по дороге, а лошади слуг Петра I стоят на месте и не могут идти дальше. Испугались слуги, вернулись к царю и рассказали, что горы на Урале чудные, волшебные. Коней кованных к себе притягивают, идти дальше не дают. Понял царь, чем богаты Уральские горы. И послал он людей учёных в тот волшебный край. Вот они ему ответ шлют: много на Урале лесов, рек, озер, руды железной, золота, а каменьев самоцветных видимо-невидимо.

Слайд 7 (4)

- Никто бы не увидел эти богатства, если бы не уральцы-труженики. Уральцы добывают железные руды, золото, самоцветы из Уральских гор. Уральцы создают прочные и красивые изделия. Про Урал говорят: «богатимо богат» – богат и славен наш Урал. И мы с вами счастливы, что живём в таком удивительном крае, гордимся его историей, достижениями уральцев.

- Так и узнал царь Петр I о нашем крае.

Слайд 8

- Наша Малая Родина-Урал. На рубеже двух частей света – на стыке Европы и Азии - раскинулся наш удивительный край. Челябинская область – южная часть Урала.

Слайд 9

- Предлагаю рассмотреть, что изображено на гербе и флаге Челябинской области?

(Ответы детей)

- Серебряный двугорбый верблюд с золотой поклажей означает мудрость и долголетие.

- Красный цвет – это цвет символизирует мужество уральцев, огонь наших заводов. - Золото – это уникальность природы нашего края и богатство нашей земли. Наш край богат сказочными самоцветами, неповторимой природой, животными и птицами…

- Первый город, с которого мы начнем наше путешествие – это город Челябинск. Найдите этот город на карте.

Слайд 10

Челябинск

- Город Челябинск – был основан в 1736 году на берегу реки Миасс как сторожевая крепость на пути в новостроящийся Оренбург. С 1796 по 1919 год – уездный город Оренбургской губернии. С 1934 года – центр Челябинской области. Входит в число десяти крупнейших городов России. Сегодня в городе миллионере Челябинске проживает почти треть населения области.

Слайд 11

(карта Челябинской области)

- Приглашаю вас подойти к карте. Следующая остановка в городе Аша. Кто из вас сможет найти этот город?

Слайд 12

Аша

- Аша, районный центр в Челябинской области, в 377 км к западу от Челябинска. Расположен на западном склоне Южного Урала, у подножия хребта Каратау, на реке Сим (приток реки Белой; бассейн Волги, у впадения в нее реки Аша.

- Среди всех названных вами городов есть еще один город, который нам очень дорог. Это наша маленькая Родина МИАСС.

Слайд 13

Сим

- Был основан в 1759 в связи со строительством сибирскими купцами И. Б. Твердышевым и И. С. Мясниковым железоделательного завода.

- Во время Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева (1773-75) завод был разрушен; восстановлен лишь в 1778. С

1913 здесь начато производство сельскохозяйственных машин и орудий. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 в Симе было эвакуировано два военных завода.

Слайд 14

Верхний Уфалей

- Расположен в южной части восточного склона Среднего Урала, в верховьях реки Уфалей (приток Уфы). Город – с 1940. В современном Верхнем Уфалее: ПО "Уфалейникель", одно из ведущих в России предприятий по производству никеля.

Слайд 15

Пласт

- Центр знаменитых Кочкарских золотых приисков, в Челябинской области.

Городом считается с 1940. Современный Пласт - центр Качкарского золотопромышленного района (добыча золота ведется с 60-х гг. 19 века).

Слайд 16

Сатка

- Расположен на западном склоне Южного Урала, на реке Сатка.

В границах нашей области только один завод был основан самыми известными в России первыми промышленниками Строгановыми.

Основан в 1758 как поселок в связи со строительством чугуноплавильного и железоделательного Троицко – Саткинского завода.

Слайд 17

Снежинск

- Один из самых молодых городов области, в недавнем прошлом Челябинск-70, расположен на берегу живописного озера Синара. Главным предприятием города является федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики. В этом городе создавался и совершенствовался ядерный щит нашей страны, здесь обеспечивалась безопасность мира на планете. Сегодня об этом напоминает уникальный музей атомного оружия, где можно увидеть самую мощную в истории водородную бомбу.

Слайд 18

Троицк

- Один из старейших городов области ведет свое начало от Троицкой крепости, заложенной в 1743 году при впадении реки Увелька в Уй. Троицк, находившийся на Сибирском торговом пути, с 1745 становится важным пунктом меновой торговли с народами Казахстана, Средней и Центральной Азии. Город является важным таможенным пунктом на государственной границе с Казахстаном.

Слайд 19

Чебаркуль

- Основан в 1736 как крепость на границе русских и башкирских земель (название происходит от тюркских слов "чебар" – пестрый и "куль" – озеро. Вблизи озера Чебаркуль - климатически - курортная местность. В 6 км от Чебаркуля, на перешейке между горными озерами Большой Кисегач и Малый Теренкуль, расположен климатический и грязевой курорт Кисегач.

Слайд 20

Еманжелинск

- Шахтерский город. Возник в 1930-31 в связи с разработкой угольного месторождения. Современный Еманжелинск – центр добычи угля.

Слайд 21

Златоуст

- Старейший в горнозаводской зоне город. Третий по численности населения город области, расположен на Севере Южного Урала, на реке АН.

На весь мир известен достижениями златоустовских мастеров, первые стальные пушки и уникальное искусство гравюры на стали.

Современный 3латоуст продолжает развиваться как центр качественной металлургии.

Слайд 22

Карабаш

- Возник в 1822 как поселок золотоискателей, когда на берегу речки Сак-Элги старатели начали "мыть золото". Вскоре в Соймановской долине было обнаружено месторождение медно-колчеданных золотосодержащих руд и в 1834 заложен первый медеплавильный завод. Основное предприятие современного Карабаша – медеплавильный комбинат. Десятилетия добычи медной руды и выплавки цветного металла принесли городу не только трудовую славу, но и печальное имя "Черной точки планеты". Карабаш признан зоной чрезвычайной экологической ситуации.

Слайд 23

Катав - Ивановск

- Один из старейших городов горнозаводского края.

Возник в 1755 как поселок при строительстве чугуноплавильного и железоделательного завода; первыми жителями были крепостные крестьяне-переселенцы. В 1914 пущен в эксплуатацию цементный цех.

Слайд 24

Касли

- Расположен на восточном склоне Среднего Урала, среди озер – Большие и Малые Касли, Иртяш, Сунгуль и Киреты.

- Был выстроен в 1747, как поселок Каслинский при строительстве А. Н. Демидовым чугуноплавильного и железоделательного завода. С конца 18 века здесь началось изготовление чугунного хозяйственного литья, решеток и надгробных плит. Здесь, на берегах озера Большие Касли, зародилось и развивается уникальное искусство - художественное литье. Каслинское художественное литье получило золотые медали на выставках в Париже в 1867 и 1900; в Вене в 1873, в Филадельфии в 1876, в Копенгагене в 1888 и 1898, в Стокгольме в 1897.

Слайд 25

Копейск

- В начале века считался как шахтерский поселок под названием Челябинские копи. Единственный город в области, имеющий боевую награду - орден Красного Знамени за героизм шахтеров в годы гражданской войны.

Возник из группы рабочих поселков на месте Челябинских каменноугольных копей, где близ поселка Тугайкуль в 1907 началась промышленная разработка угля. Город - с 1933.

Слайд 26

Коркино

- Расположен на восточном склоне Южного Урала.

В прошлом Коркино - казачий пост на реке Чумляк. С 1934 разрабатываются угольные месторождения (сначала открытым, затем шахтным способом). Город - с 1942.

Слайд 27

Магнитогорск

- Расположен на восточном склоне Южного Урала, на реке Урал.

Во времена Оренбургской экспедиции среди первых крепостей в верховьях Яика (Урала) была заложена крепость Магнитная. Спустя два столетия в 1929 году у горы Магнитной началось сооружение завода гиганта.

- Магнитогорск – один из крупнейших центров металлургической промышленности России. Основан в 1929 в связи со строительством Магнитогорского металлургического комбината.

Слайд 28

Миасс

- В 1773 году купец Л. И. Лугинин получил разрешение на строительство Миасского медеплавильного завода давшего начало будущему городу на базе открытого в 1754 Миасского месторождения медных руд. Открытие в Миасской долине золота превратило Миасс в центр золотодобывающей промышленности. В 1797 на реке Ташкутурганка, было открыто первое месторождение золота.

- На въезде в город всех встречает «Золотой» лось, символика герба нашего города.

Слайд 29

- Перед нами герб нашего города.

В лазоревом поле на золотых скалах с обрывом справа идущий, с поднятой левой ногой, золотой лось, наклонивший голову.

Основная фигура герба – золотой лось – животное, символизирующее свободу, независимость и достоинство, аллегорически показывает готовность идти вперед, преодолевая трудности и препятствия.

- Скалы показывают Уральские горы, соединившие Европу и Азию, их красоту, величие, богатство недр, а также единственный в мире уникальный минералогический Ильменский заповедник.

- Золото – символ высшей ценности, богатства, величия, постоянства, прочности, силы, великодушия, интеллекта и солнечного света.

- Лазоревое поле указывает на реку Миасс, давшую название городу, а также многочисленные озёра, расположенные вокруг Миасса. Лазурь в геральдике ассоциируется с водой, чистым небом и означает мышление, добродетель, чистоту. По периметру герб обрамлен орденской лентой.

Слайд 30

- Красив наш Южный Урал… Красива природа Южного Урала…

- Помните, каждый человек должен стремиться сохранить красоту родного края.

- Наше путешествие по Южному Уралу было долгим и это еще только начало наших приключений. Сегодня мы с вами познакомились с городами нашей Челябинской области. Но на следующих занятиях, мы обязательно познакомимся с природой и традициями Южного Урала.

Итог занятия:

- Что вы нового интересного узнали во время нашего путешествия?

(ответы детей)

- Что бы хотели ещё узнать?

(ответы детей)

- Спасибо, мне было приятно с вами путешествовать, вы умеете внимательно слушать, и многое запомнили из моего рассказа.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Синичкин день». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет«Синичкин день». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет Цель: Формирование умения определять птиц по видам: перелетные и зимующие Задачи: Углубить знания детей о птицах, об их строении, о внешнем.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Ах, картошка, картошка…»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Ах, картошка, картошка…» Цель:Формирование у детей представлений о картофеле, его значимости в жизни человека. Задачи:Уточнить и дополнить знания детей о картофеле,.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие» Цель: Формирование элементарных представлений о космосе, о солнечной системе. Задачи: Закрепить знания детей о планетах солнечной системы;.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Все профессии важны» Цель: Формирование у детей представлений о различных видах профессий. Задачи: • Познакомить детей с видами профессий, показать значение.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Вулканы» Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе группе. Материал может быть использован воспитателем на занятиях.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства металла» в младшей группеКонспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства металла» в младшей группе Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное. Цель: познакомить детей со свойствами.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Мыльные секреты» .

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Вкусный сочный мандарин» Управление делами Президента Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Взаимодействие воды и снега» для детей средней группыКонспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Взаимодействие воды и снега» для детей средней группы Познавательное развитие. Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Речевое.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Живая вода» в младшей группеКонспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Живая вода» в младшей группе Цель: познакомить детей со значением воды для роста растений. Задачи: - формировать умение выявлять отношения между объектами окружающего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 6–7 лет «Большая и маленькая Родина. Урал»
Опубликовано: 10 июня 2023 в 12:46
+222Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 6–7 лет «Большая и маленькая Родина. Урал»» (включая файлы) размещена пользователем Ида Башлыкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 88.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД