Наталья Котова
Конспект занятия по познанию в старшей группе «Народные промыслы Бурятии»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе по познанию «Народные промыслы Бурятии»
Цель: формирование у детей познавательного интереса к бурятской народной культуре через ознакомление с народными промыслами Бурятии.
Публикация «Конспект занятия по познанию в старшей группе „Народные промыслы Бурятии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Республика Бурятия
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: ознакомить с историей происхождения и особенностями некоторых народных промыслов (Сувениры из рога, Куклы семьи Даши Намдакова, игрушки бурятского народа, резьба по дереву, кузнечное дело, литейное мастерство, украшения для одежды, национальная обувь, гобелены из конского волоса);
- развивать образное мышление;
- воспитывать эстетический вкус.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, музыкальные колонки, презентация «Народные промыслы Бурятии», видеоролик-физминутка «Росиночка-Росинка», картинки с изображением разных промыслов, карточки с названиями промыслов, картинки-раскраски с определенным видом орнаментов, фломастер, карандаши.
Форма проведения: беседа с практической частью.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, как называется та страна, в которой мы с вами живём? (ответы детей)
А какая наша страна по размерам? (показываю на карте)
Большая, великая наша страна – много городов, деревень, улусов в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят : «Мастер на все руки».
Скажите, кого можно назвать мастером, умельцем? (человека, который очень хорошо выполняет свою работу)
Россия испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.
В бурятских произведениях художественных промыслов живет душа народа.
Во многих семьях можно найти посуду, мебель, обувь, игрушки, гобелены изготовленные народными художниками. Изделия бурятских народных промыслов можно увидеть и в крупнейших музеях мира. Искусные мастера – кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики - на весь мир прославили своим трудом маленькие города и села, где зародились их уникальные промыслы. Работы бурятских мастеров давно приобрели мировую славу. Гости, приезжающие в нашу страну, обязательно увозят с собой на память изделия народных мастеров.
2. Основная часть:
Воспитатель: Сегодня я расскажу вам о народных умельцах Бурятии.
Издавна Бурятия славится своей необычностью, неповторимостью, индивидуальностью. В любом уголке мира есть свои особые народные игрушки, куклы, сувениры или маленький талисман. Они имеют характерные национальные особенности, которые свойственны исключительно той местности, откуда произошли.
Рога различных животных – это традиционно используемый материал в Бурятии в народных промыслах. Сегодня можно встретить исключительно новое решение – куклу из рога. Разнообразие решений может быть достигнуто путем использования яркой цветовой гаммы и разных конструктивных решений. В итоге куклы из рога КРС получаются неповторимыми, оригинальными, очень красивыми и отличаются от других кукол своей простотой, применением природного материала. Слайд 2.
Детские игрушки занимают особое место в жизни каждого народа. Как правило, делали их наши предки из всего, что было под рукой – у славянских народов это глина, береста, солома, дерево. У кочевых народов, в том числе у бурят – кости, рога животных, камни, солома и так далее. Такие детские игрушки не только развлекали детей, но и готовили их к дальнейшей жизни, развивали ум, сноровку, внимание и так далее. Слайд 3-4.
Резьба по дереву.
У разных народов есть мифы о том, что вначале боги делали из разных материалов кукол, а те затем превращались в людей. Ученые же полагают, что куклы появились вместе с человеком. Куклой можно считать любую фигурку людей, сделанную из любого материала: солома, дерево, ткань и другие. Сущность и назначение древних кукол означает образ человека. Слайды 5-6.
Создавать и украшать свое жилище – это тоже мастерство.
Бурятская юрта - исторически сложившийся образец жилища, идеально приспособленный для кочевого образа жизни. В юрте жили круглый год. Достаточно устойчивая против ветров за счет полусферической формы и небольшой высоты, сейсмобезопасная - за счет подвижной конструкции стен, возможности варьировать площадью, доступность материала, всегда чистый воздух - эти и многие другие свойства складывались в течение 2500-3000 лет. Слайд 7.
Кузнецы- дарханы. Из ремесел, прежде всего, следует отметить кузнечное дело. Оно исстари пользовалось у бурят уважением, кузнецы-дарханы обычно окружались большим почетом.
По поверьям бурят, первым кузнецом был небожитель-небесный дархан Божинтой-убгэн, каждый из девяти его сыновей был эжином-покровителем какого-либо кузнечного инструмента.
У бурят существовало почитание железа и предметов из него, считалось, что если возле больного или спящего человека положить топор или нож, то они будут лучшим оберегом, будут оберегать его от злых сил. Слайд 8.
Возрождение литейного мастерства.
Искусные мастера художественной мастерской Иволгинского дацана «Эрхим дархан» уже который год возрождают литейные традиции. Мастерская открылась на территории дацана в 2014 году благодаря поддержке президента России Владимира Путина. Изготавливаются уникальные скульптуры в мастерской, прославившей Бурятию. Слайд 9.
Орнаменты. украшения для одежды. Орнамент – одно из проявлений народного творчества. В переводе с латинского языка означает «узор, украшение». Каждая национальная культура разработала свою систему орнамента – мотивы, формы, расположения на украшаемой поверхности. По орнаменту можно сразу определить к какой национальной культуре относится произведение искусства. Слайд 10.
Одежда для полярного круга.
За северным полярным кругом температура часто достигает 50 градусов мороза и даже больше, но люди, живущие там издавна, не мерзнут. Во время многочисленных экспедиций на север первопроходцы не раз удивлялись одежде коренного населения крайнего севера. Основу их гардероба составляли меха и здесь это было далеко не роскошью.
Веками отработанное мастерство первичной обработки меха, выделки шкур, кожи, умение окрашивать мех и замшу в различные цвета бережно хранят современные мастера художественной обработки меха и кожи. Для изготовления художественных меховых изделий на Севере применяют мех оленя, лося, нерпы, собаки, лисицы. Слайд 11.
Почему унты – самая теплая обувь.
Издревле население Сибири обрабатывало шкурки животных для пошива одежды. В северных районах Сибири самым многочисленным животным всегда был Северный олень. Поэтому люди и шили из его шкурок теплую одежду и обувь. Именно там, на крайнем севере когда-то и придумали унты. На языке эвенков слово «унта» и означает - «обувь», разновидность сапог для холодного и очень холодного климата. Двухсторонний мех и войлочная подошва унтов защищали ноги их владельцев от самых лютых морозов. Слайд 11.
Национальная обувь своими руками.
Сейчас процесс производства такого индивидуального предмета гардероба, как обувь, на больших производствах давно автоматизирован. Между тем, полностью вручную ее уже больше десяти лет делают в Бурятии. Как это происходит, в нашем материале. Слайд 13.
Гобелены из конского волоса.
Гобелен - это удивительное произведение искусства. Можно сказать, что гобелен - это плетено-тканая картина. Гобелены из конского волоса - это древнее искусство, способное символическим языком выразить самые разные идеи (их делали ещё в Древнем Египте, способное символическим языком выразить самые разные идеи. Слайд 14.
3. Физминутка.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые изделия изготовили народные умельцы, мастера Бурятии. Вам понравились они? Посмотрите на картинки. (Дети рассматривают картинки с изделиями). Назовите промысел.
Творческая работа
- А сейчас я предлагаю вам побыть в роли народных умельцев. Я раздам каждому из вас картинку раскраску орнамента, а вы раскрасите его.
4. Итог занятия.
- О чём мы сегодня с вами говорили на занятии? С какими народными промыслами познакомились?
- А закончить наше занятие я хочу пословицей :
«Не то золото, что дорого и блестит,
А то дорого, что руками мастера создано”.
- Как вы понимаете смысл пословицы? Вы сегодня тоже побывали в роли мастеров. Легко это или тяжело?
- Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились!
Выставка детских работ.