Зелена Нецель
Конспект беседы «Народные промыслы России» для детей 5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народных промыслов.
Задачи:
Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.
Знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.
Закреплять умение рисовать геометрические фигуры (круги, овалы, полосы, точки) и растительные узоры: травку, цветок, ягоду.
Публикация «Конспект беседы „Народные промыслы России“ для детей 5 лет» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.
Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству.
Организационный момент.
Ребята, сегодня мне хочется помочь вам окунуться в мир прекрасного, в мир декоративно – прикладного искусства. Россия богата ремеслами. В каждом ремесле кроится своя тайна, загадка. И тот, кто может их разгадать, становится настоящим мастером.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
– Славилась Россия чудо - мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
Беседа.
Ребята, вы когда– нибудь слышали выражение:
«Сказка - ложь да в ней намек, добрым молодцам урок» что оно означает?
- Верно, сказка обязательно нас чему- то учит.
Сегодня я расскажу вам сказку. А вот научит ли она вас чему- нибудь, вы сами определите. Итак, слушайте внимательно и помогайте мне и сказочным героям.
В некотором царстве, в некотором государстве жил - был царь Матвей, и была у него дочь Василиса, - красоты неописуемой. Да такая рукодельница. Кружева плетет тоньше паутинки, скатерти вышивает узорчатые, царские одежды жемчугами да драгоценными каменьями украшает.
Полюбил Василису Иван - царевич - соседнего царя сын и решил он на ней жениться. Пришел с поклоном к царю Матвею, а тот ему и говорит: «Отдам за тебя дочь, коль скажешь, что руки у тебя умелые. А душа на красоту отзывчивая.
- Да как же доказать? – растерялся Иван.
- А вон, видишь, во дворе моем царском терем стоит. Снаружи и красив и хорош, а внутри лишь стены серые, унылые. Распиши ты их так, чтоб душа радовалась.
Пусть в первой комнате от золотой краски тепло и светло становится. Как от солнышка, пусть ягоды алые соком наливаются, черная да зеленая травка кудрится- разрастается.
(Хохломская роспись, перечислены элементы этого орнамента. Показ.).
Вот и Иван - царевич вспомнил о народных умельцах и отправился в Семеново к хохломским художникам мастерству учиться. Хорошо приняли Ивана - мастера, секретами своими поделились, научили всему, что сами умели. Вернулся Иван и расписал первую комнату дивными хохломскими узорами.
Полюбовался Матвей - царь на Иванову работу, похвалил и говорит:
- Теперь принимайся за вторую комнату. Пусть стены в ней белее снега будут. А на этой белизне цветы расцветают синие, да голубые».
Задумался Иван: как же мне можно одной единственной краской такой узор нарисовать, чтоб не скучным был, да глаз радовал. Где мне таких мастеров найти?
Познакомился он с гжельскими мастерами и убедился, что и с одним цветом можно чудеса творить. Выполнил он и второе задание царя. (Показ).
- Ну а в третьей комнате, - говорит царь, пусть цветы распускаются яркие, как радуга, и не обычные, а все розаны, да купавки. Пусть на стенах сказочные кони появятся, как петухи, да жар- птицы красуются. И на всех цветах, конях, птицах, как солнечные блики белые точки да штришки светятся!
- Знаю, знаю, где такие художники живут! – обрадовался Иван.
И выполнил он и третье задание царя.
- Как вы думаете ребята, почему у этих предметов такие необычные названия: хохлома, гжель, городецкая роспись?
- Названия изделий народных промыслов даны по названию села или деревеньки, в которых они были изготовлены.
Народные промыслы России – ремёсла русских мастеров, по технологиям которые передавались из поколения в поколения. Это уникальные, качественные изделия, которые затрагивают разные группы народных промыслов : Гжель, Хохлома, Жостово, игрушки, Матрёшки, Городецкая роспись.
И в нашем городе тоже имеются такие мастера, которые своими руками творят чудеса. Давайте познакомимся.
Вера Ивановна Верхотурова - один и талантливейших мастеров г. Саянска. Её работы отличаются разнообразием форм и приёмов изготовления – это туеса, шкатулки, бижутерия с самоцветами, сумочки, лапти, босоножки, детские погремушки и др. Её берестяная игрушка занимает достойное место среди образцов традиционной народной игрушки.
Физминутка – незабываемая минутка (под музыку).
Мы с тобою гончары,
Лепим дружно мы горшки.
Глину нежно мы возьмём,
Хорошенечко помнём.
Круг гончарный раскрути,
И горшочек свой лепи!
Практическая работа.
Дети по группам выполняют задание - расписывают заранее приготовленные тарелочки (силуэты посуды, игрушек узорами по мотивам хохломских, гжельских, городецких росписей).
- Ребята, герои сказок научили нас полезному. Вам необходимо сделать вывод, что же полезного мы узнали из этой сказки, чему же мы научились.
(Предполагаемые ответы детей : доброте, дружбе, вежливости, отзывчивости учит правильно поступать в различных ситуациях и т. д.)
Теперь вы сами при желании можете совершенствовать свои умения в росписи изделий, для того, чтобы иметь возможность делать необычные подарки близким людям, а может быть кто-то из вас поступит в художественную школу, сам станет мастером, а позже научит других своему искусству.