МААМ-картинки

Конспект занятия по постановке и автоматизации звука [ш] в слогах «Змейка»

Валентина Светлакова
Конспект занятия по постановке и автоматизации звука [ш] в слогах «Змейка»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Звук [ш]» («Змейка»)

Цель: Постановка звука [ш].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- учить изолированно произносить звук [ш].

Коррекционно-развивающие:

- развивать подвижность артикуляционного аппарата: закреплять круговую мышцу рта; вырабатывать умение быстро менять положение губ, делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии; отрабатывать движения языка вверх; вырабатывать умение загибать края языка и поднимать язык за верхние зубы; учить чередовать движения языка вверх-вниз;

Публикация «Конспект занятия по постановке и автоматизации звука [ш] в слогах „Змейка“» размещена в разделах

- формировать длительную направленную воздушную струю;

- развивать фонематическое восприятие: развивать умение выделять звук [ш] из ряда звуков;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- развивать слуховое внимание.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к занятию;

- воспитывать старательность при выполнении заданий, самоконтроль за речью.

Прогнозирование результатов: ребенок может научиться правильно произносить звук [ш].

Оборудование: зеркало, картинка-символ «Змея», картинки на артикуляционную гимнастику, ватный шарик на нитке, колючий мячик, картинки на артикуляционные признаки звуков, игрушка Змея, шпатель (одноразовый, бусинки, картинка змеи.

Ход занятия:

1. Организационный момент (настрой на занятие) :

Проговаривание речовки:

Вот занятие началось,

Все в порядок привелось (сложить руки на стол,

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем думать, отвечать! (выпрямить спину).

Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре

Ясно, четко говорим, потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем! Звук ударный выделяем!

И легко нам говорить, и не хочется спешить.

Так спокойно, так приятно. Говорим - и всем понятно.

2. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения) :

- Что нам поможет говорить четко и ясно? (Артикуляционная гимнастика)

- Правильно. Перед тобой картинки, я проговариваю стихотворение - ты выполняешь упражнение:

«Улыбка» : уголки потянем к ушкам, улыбнемся, как лягушка.

«Заборчик» : зубы ровно ты смыкаешь и «заборчик» получаешь. А сейчас раздвинешь губы и увидишь свои зубы.

«Улыбка» - «Заборчик» : наши губки улыбнулись, прямо к ушкам потянулись. Ты попробуй «И-и-и» скажи, свой заборчик покажи.

«Лопаточка» : язык лопаткой положи и спокойно подержи. Язык надо расслаблять и под счет его держать: раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.

«Чистим верхние зубки» : мягкой щеткою с утра чистит зубки детвора. Будут зубки сильные, белые, красивые!

«Маляр» : стал язычок твой маляром, он будет красить старый дом: вперед-назад, вперед-назад… Ремонту каждый будет рад.

«Чашечка» : будешь пить с друзьями чай ты из чашки новой. Эту чашку показать ты сейчас пробуй!

«Качели» : на качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз, и все выше поднимаюсь, а потом вниз.

3. Упражнение на дыхание «Фокус» :

Воздушная Струйка озорница,

Фокус делать мастерица.

Кусочек ваты положи на кончик носа. Подними язык к верхней губе. Выдохни сильную воздушную струю на кончик языка. Смотри, как красиво взлетает пушинка с кончика носа вверх. (Ребенок выполняет упражнение)

4. Объявление темы занятия :

- А теперь пора узнать, кто же к нам пришел:

Поясок – живучий,

Голосок – шипучий.

По траве кривляется,

Кем же он является? (Змея)

- Правильно, змея! (демонстрация игрушки Змеи) Она любит шипеть. Посмотри, как она это делает: ш-ш-ш…

5. Развитие фонематического восприятия:

- Змейка очень любит прятаться. Вот и сейчас она пошипела и спряталась. Давай ее поищем. Я буду произносить звуки, а ты внимательно слушай. Как только услышишь, что Змейка шипит : ш-ш-ш, покажи ее и кричи громко: «Вот ты где!» (карточка-символ «Змея») :

Д-Г-Ш-П-В-М-Ш-К-Ш-Т-Н-Д-Ш

6. Коррекция нарушений звукопроизношения (постановка звука, первичное закрепление звука) :

- Давай покажем, как шипит Змейка., посмотри как я это делаю: ш-ш-ш… Попробуй так же (постановка по подражанию).

В случае, если у ребенка не получается звук по подражанию, то ставим звук [ш] от звука [с] с механической помощью:

- Чтобы Змейка зашипела, ей нужно посвистеть: с-с-с… В это время ты лопаточкой приподними язычок и послушай Змейку. (используем шпатель)

7. Анализ артикуляции по плану (используем картинки на артикуляционные признаки звуков) :

Положение губ: губы вытянуты вперед, округлены;

Положение зубов: зубы видны, между ними небольшая щель;

Положение языка: кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.

Выдыхаемая воздушная струя: теплая.

• Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (голоса нет).

8. Характеристика звука [ш] :

Звук [ш] – согласный, твердый, глухой.

Выкладывание буквы Ш из бусинок.

9. Пальчиковая гимнастика:

- Змейка немного устала и хочет отдохнуть. Давай и мы немного отдохнем:

«Змейка»

Между кочек по тропинке (соединить ладони)

Проползает змейка Динка! (изображать движения змеи)

- У Змейки есть друг – Ёжик, он тоже хочет поиграть с тобой:

«Ёж»

Гладь мои ладошки, ёж.

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить!

(катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных колючек).

10. Закрепление изолированного звука :

- Давай покажем Ёжику, как шипит Змейка : ш-ш-ш… (индивидуальное и сопряженное проговаривание).

11. Развитие фонематического восприятия (продолжение) :

- Давай поиграем с Ёжиком и Змейкой в игру «Охотник». Как только услышишь звук [ш], сразу лови его – хлопай в ладошки:

Ш-Ф-Ш-З-Ш-Ш-Х-С-Ш-Ж-Ш-С

12. Домашнее задание:

- Повтори дома артикуляционную гимнастику и игру «Охотник».

13. Итог:

- Кто к нам приходил на занятие?

- Чью песенку мы с тобой сегодня учились петь?

- У тебя получилось спеть эту песенку? (Да)

- Что надо сделать, чтобы спеть песенку Змейки? (анализ артикуляции по плану).

- Спой песенку Змейки.

- Что тебе больше всего понравилось на этом занятии?

- Что для тебя показалось трудным?

- Змейка дарит тебе картинку с ее изображением, дома повторяй ее песенку.

Тема: «Звук [ш]» («Змейка», продолжение)

Цель: автоматизация звука [ш] в прямых слогах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепить знания об акустико-артикуляционном образе звука [ш];

- закрепить изолированное произношение звука [ш];

- учить произносить звук [ш] в прямых слогах;

- закрепить графический образ буквы Ш.

Коррекционно-развивающие:

- развивать подвижность артикуляционного аппарата: закреплять круговую мышцу рта; движения языка вверх; умение быстро менять положение губ, делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии; умение загибать края языка и поднимать язык за верхние зубы; умения чередовать движения языка вверх-вниз;

- формировать длительную направленную воздушную струю;

- развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание: развивать умение выделять звук [ш] из ряда прямых слогов;

- развивать зрительное внимание;

- упражнять в согласовании существительных с числительными;

- развивать общую и мелкую моторику пальцев рук;

- развивать интонационную и мимическую выразительность.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать самоконтроль за речью.

Прогнозирование результатов: ребенок может научиться правильно произносить звук [ш] в прямых слогах.

Оборудование: мягкая игрушка Змейка, картинки на артикуляционную гимнастику, картинки на артикуляционные признаки звуков, ватный шарик на нитке, карточка-символ «Змея», счетные палочки, изображение змеи, пособие для логопедического упражнения «Шарик», пособие для игры «Лабиринт», воздушный шарик.

Ход занятия:

1. Организационный момент (настрой на занятие) :

Проговаривание речовки:

Вот занятие началось,

Все в порядок привелось (сложить руки на стол,

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем думать, отвечать! (выпрямить спину).

Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре

Ясно, четко говорим, потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем! Звук ударный выделяем!

И легко нам говорить, и не хочется спешить.

Так спокойно, так приятно. Говорим - и всем понятно.

2. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения) :

- Что нам поможет говорить четко и ясно? (Артикуляционная гимнастика)

- Правильно. Перед тобой картинки, я проговариваю стихотворение - ты выполняешь упражнение:

«Улыбка» : уголки потянем к ушкам, улыбнемся, как лягушка.

«Заборчик» : зубы ровно ты смыкаешь и «заборчик» получаешь. А сейчас раздвинешь губы и увидишь свои зубы.

«Улыбка» - «Заборчик» : наши губки улыбнулись, прямо к ушкам потянулись. Ты попробуй «И-и-и» скажи, свой заборчик покажи.

«Лопаточка» : язык лопаткой положи и спокойно подержи. Язык надо расслаблять и под счет его держать: раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.

«Чистим верхние зубки» : мягкой щеткою с утра чистит зубки детвора. Будут зубки сильные, белые, красивые!

«Маляр» : стал язычок твой маляром, он будет красить старый дом: вперед-назад, вперед-назад… Ремонту каждый будет рад.

«Чашечка» : будешь пить с друзьями чай ты из чашки новой. Эту чашку показать ты сейчас пробуй!

«Качели» : на качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз, и все выше поднимаюсь, а потом вниз.

3. Упражнение на дыхание «Фокус» :

Воздушная Струйка озорница,

Фокус делать мастерица.

Кусочек ваты положи на кончик носа. Подними язык к верхней губе. Выдохни сильную воздушную струю на кончик языка. Смотри, как красиво взлетает пушинка с кончика носа вверх. (Ребенок выполняет упражнение)

4. Объявление темы занятия :

- Давай мы с тобой вспомним, кто к нам приходил в гости на прошлом занятии? (Змейка и Ёжик) Чью песенку мы научились петь? (Змеи.)

- Правильно, песенку Змейки! (демонстрация игрушки Змеи). Сегодня мы с тобой продолжим петь песенку Змейки, потому что ей очень нравиться шипеть: ш-ш-ш… Но она для тебя сегодня приготовила новую песенку. Хочешь научиться ее петь? (Да)

5. Развитие фонематического восприятия:

- Как мы уже говорили, Змейка очень любит прятаться. Вот и сейчас она пошипела и спряталась. Давай ее поищем. Я буду произносить слоги, а ты внимательно слушай. Как только услышишь, что Змейка шипит : ш-ш-ш, покажи ее и кричи громко: «Вот ты где!» (карточка-символ «Змея») :

Ша – ма – па – шу – ту – лу – жу – шо – ша – ба – по – шо – ши

6. Произношение изолированного звука и разбор артикуляции по плану:

- Давай покажем, как шипит Змейка : ш – ш – ш… (Сопряженное проговаривание)

Анализ артикуляции по плану (используем картинки на артикуляционные признаки звуков, ребенок объясняет самостоятельно, в случае затруднения помогаю ему) :

Положение губ: губы вытянуты вперед, округлены;

Положение зубов: зубы видны, между ними небольшая щель;

Положение языка: кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.

Выдыхаемая воздушная струя: теплая.

• Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (голоса нет).

Характеристика звука [ш] :

Звук [ш] – согласный, твердый, глухой.

Выкладывание буквы Ш из счетных палочек.

Развитие зрительного внимания, закрепление графического образа буквы Ш:

- Змейка просит тебя подарить ей шарики, но не все, а с буквой Ш. А шарики, на которых не буква Ш пусть улетают. От шариков с буквой Ш нарисуй ниточку и приведи ее к змейке (используем изображение змеи, а из шариков, где не буква Ш, нарисуй выходящий воздух. Не забудь назвать все буквы Ш.

7. Физминутка:

- Змейка немного устала и хочет отдохнуть. Давай и мы немного отдохнем:

Уселась кошка на окошко.

И стала лапкой ушко мыть.

И мы движение за кошкой

Рукою можем вам изобразить.

1, 2, 3 – ну-ка, повтори.

3, 4, 5 – повтори опять.

(Наклоны головы вправо-влево. Круговые движения ладошкой поочерёдно возле правого и левого уха. Хлопки в ладоши. Круговые движения ладошкой поочерёдно возле правого и левого уха)

Змея ползёт лесной тропой,

Как лента по земле скользит.

И мы движение такое

Рукою можем вам изобразить.

1, 2, 3 – ну-ка, повтори.

3, 4, 5 – повтори опять.

(Извивающие движения туловищем. Рукой показываем такое движение.

Волнообразные движения рукой)

Мартышка к нам спустилась с ветки.

Мартышка хочет погулять.

Ведь обезьяны – наши предки,

А предков надо уважать!

1, 2, 3 – ну-ка, повтори.

3, 4, 5 – повтори опять.

(Имитация движения спуска по канату. Подскок на месте. Имитация движения спуска по канату)

8. Закрепление звука в слогах :

- Змейке очень понравилась игра и она хочет тебя научить новой песенке, повторяй за ней:

Ша-шо-шу шу-шо-ша

Шо-шу-ша шо-ша-шо

Шу-шо-ша шу-шу-ша

Ша-шу-шо шу-шо-ша

(индивидуальное и сопряженное проговаривание).

9. Согласование существительных с числительными. Игра «Лабиринт».

В центр лабиринта кладу изображение Змейки.

- У тебя есть возможность подарить Змейке за ее песенку букет цветов. Для этого тебе необходимо пройти по лабиринту, посчитать и собрать все ромашки.

Ребенок водит пальчиком по лабиринту и считает: одна ромашка, две ромашки и т. д.

10. Развитие фонематического восприятия (продолжение) :

- Давай поиграем со Змейкой в игру «Поднимайка». Как только услышишь слоги со звуком [ш], сразу поднимай руку:

ША-ФА-ШО-ЗО-ШУ-ШИ-ХИ-СЫ-ША-ЖА-ШО-СО

11. Коррекция нарушений звукопроизношения : автоматизация в прямых слогах :

- Змейка испугалась, что ты не справишься с заданием и испуганно зашипела: ша, ше, шу, шо, ши. Ребенок произносит слоги с соответствующей мимикой и интонацией, при необходимости продемонстрированными логопедом. Но у тебя все получилось и ты справилась с заданием, и Змейка обрадовалась и весело зашипела: ша, ши, ше, шу, шо. Ребенок произносит слоги с соответствующей интонацией.

12. Домашнее задание:

- Умница. Повтори дома артикуляционную гимнастику, игру «Поднимайка» и новую песенку Змейки.

13. Итог:

- Кто к нам приходил на занятие?

- У тебя получилось спеть новую песенку Змейки? (Да)

- Что тебе больше всего понравилось на этом занятии?

- Что для тебя показалось трудным?

- Змейка прощается с тобой и дарит тебе воздушный шарик. Ей очень весело было играть с тобой.

Публикации по теме:

«Поиграем с Чебурашкой». Конспект занятия по автоматизации звука [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях«Поиграем с Чебурашкой». Конспект занятия по автоматизации звука [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях .

Конспект занятия «Автоматизация звука [т] в слогах, словах, фразах» Цель: Коррекционно -образовательные цели: уточнение артикуляции звука «Т». Автоматизация звука «Т» в слогах, словах, предложениях. Закреплять.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Тема: Автоматизация звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 5 лет по постановке звука [Л] Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Л] Тема: постановка звука [Л]. Время занятия: 15 минут. Цель: ребёнок.

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [р] ЦЕЛИ • Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений. • Продолжать формирование длительной направленной воз душной струи.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях. «Зашифрованное слово»Тема: «Автоматизация.

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [р] «Помоги щенку научиться рычать» Индивидуальное занятие по постановке звука [р] «Помоги щенку научиться рычать» Задачи: Закреплять правильное выполнение артикуляционных.

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш] Конспект индивидуального занятия по постановке звука «Ш» Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука.

Конспект занятия по постановке звука [Р] Тема: Постановка звука Р. Цель: Научить ребенка правильно произносить звук Р. Задачи: Коррекционно -образовательные: • Формирование понятия.

Видеоурок индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука «Р» в слогах, словах, предложениях. .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по постановке и автоматизации звука [ш] в слогах «Змейка»
Опубликовано: 8 января 2017 в 18:35
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по постановке и автоматизации звука [ш] в слогах «Змейка»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Светлакова (УИ 134519) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД