Валентина Светлакова
Конспект занятия по постановке и автоматизации звука [ш] в слогах «Змейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звук [ш]» («Змейка»)
Цель: Постановка звука [ш].
Задачи:
• Коррекционно-образовательные:
- учить изолированно произносить звук [ш].
• Коррекционно-развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата: закреплять круговую мышцу рта; вырабатывать умение быстро менять положение губ, делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии; отрабатывать движения языка вверх; вырабатывать умение загибать края языка и поднимать язык за верхние зубы; учить чередовать движения языка вверх-вниз;
Публикация «Конспект занятия по постановке и автоматизации звука [ш] в слогах „Змейка“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Змеи. Все о змеях для детей
- Змеи. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
- формировать длительную направленную воздушную струю;
- развивать фонематическое восприятие: развивать умение выделять звук [ш] из ряда звуков;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать слуховое внимание.
• Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к занятию;
- воспитывать старательность при выполнении заданий, самоконтроль за речью.
Прогнозирование результатов: ребенок может научиться правильно произносить звук [ш].
Оборудование: зеркало, картинка-символ «Змея», картинки на артикуляционную гимнастику, ватный шарик на нитке, колючий мячик, картинки на артикуляционные признаки звуков, игрушка Змея, шпатель (одноразовый, бусинки, картинка змеи.
Ход занятия:
1. Организационный момент (настрой на занятие) :
Проговаривание речовки:
Вот занятие началось,
Все в порядок привелось (сложить руки на стол,
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем думать, отвечать! (выпрямить спину).
Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре
Ясно, четко говорим, потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем! Звук ударный выделяем!
И легко нам говорить, и не хочется спешить.
Так спокойно, так приятно. Говорим - и всем понятно.
2. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения) :
- Что нам поможет говорить четко и ясно? (Артикуляционная гимнастика)
- Правильно. Перед тобой картинки, я проговариваю стихотворение - ты выполняешь упражнение:
• «Улыбка» : уголки потянем к ушкам, улыбнемся, как лягушка.
• «Заборчик» : зубы ровно ты смыкаешь и «заборчик» получаешь. А сейчас раздвинешь губы и увидишь свои зубы.
• «Улыбка» - «Заборчик» : наши губки улыбнулись, прямо к ушкам потянулись. Ты попробуй «И-и-и» скажи, свой заборчик покажи.
• «Лопаточка» : язык лопаткой положи и спокойно подержи. Язык надо расслаблять и под счет его держать: раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.
• «Чистим верхние зубки» : мягкой щеткою с утра чистит зубки детвора. Будут зубки сильные, белые, красивые!
• «Маляр» : стал язычок твой маляром, он будет красить старый дом: вперед-назад, вперед-назад… Ремонту каждый будет рад.
• «Чашечка» : будешь пить с друзьями чай ты из чашки новой. Эту чашку показать ты сейчас пробуй!
• «Качели» : на качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз, и все выше поднимаюсь, а потом вниз.
3. Упражнение на дыхание «Фокус» :
Воздушная Струйка озорница,
Фокус делать мастерица.
Кусочек ваты положи на кончик носа. Подними язык к верхней губе. Выдохни сильную воздушную струю на кончик языка. Смотри, как красиво взлетает пушинка с кончика носа вверх. (Ребенок выполняет упражнение)
4. Объявление темы занятия :
- А теперь пора узнать, кто же к нам пришел:
Поясок – живучий,
Голосок – шипучий.
По траве кривляется,
Кем же он является? (Змея)
- Правильно, змея! (демонстрация игрушки Змеи) Она любит шипеть. Посмотри, как она это делает: ш-ш-ш…
5. Развитие фонематического восприятия:
- Змейка очень любит прятаться. Вот и сейчас она пошипела и спряталась. Давай ее поищем. Я буду произносить звуки, а ты внимательно слушай. Как только услышишь, что Змейка шипит : ш-ш-ш, покажи ее и кричи громко: «Вот ты где!» (карточка-символ «Змея») :
Д-Г-Ш-П-В-М-Ш-К-Ш-Т-Н-Д-Ш
6. Коррекция нарушений звукопроизношения (постановка звука, первичное закрепление звука) :
- Давай покажем, как шипит Змейка., посмотри как я это делаю: ш-ш-ш… Попробуй так же (постановка по подражанию).
В случае, если у ребенка не получается звук по подражанию, то ставим звук [ш] от звука [с] с механической помощью:
- Чтобы Змейка зашипела, ей нужно посвистеть: с-с-с… В это время ты лопаточкой приподними язычок и послушай Змейку. (используем шпатель)
7. Анализ артикуляции по плану (используем картинки на артикуляционные признаки звуков) :
• Положение губ: губы вытянуты вперед, округлены;
• Положение зубов: зубы видны, между ними небольшая щель;
• Положение языка: кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.
• Выдыхаемая воздушная струя: теплая.
• Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (голоса нет).
8. Характеристика звука [ш] :
Звук [ш] – согласный, твердый, глухой.
Выкладывание буквы Ш из бусинок.
9. Пальчиковая гимнастика:
- Змейка немного устала и хочет отдохнуть. Давай и мы немного отдохнем:
«Змейка»
Между кочек по тропинке (соединить ладони)
Проползает змейка Динка! (изображать движения змеи)
- У Змейки есть друг – Ёжик, он тоже хочет поиграть с тобой:
«Ёж»
Гладь мои ладошки, ёж.
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!
(катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных колючек).
10. Закрепление изолированного звука :
- Давай покажем Ёжику, как шипит Змейка : ш-ш-ш… (индивидуальное и сопряженное проговаривание).
11. Развитие фонематического восприятия (продолжение) :
- Давай поиграем с Ёжиком и Змейкой в игру «Охотник». Как только услышишь звук [ш], сразу лови его – хлопай в ладошки:
Ш-Ф-Ш-З-Ш-Ш-Х-С-Ш-Ж-Ш-С
12. Домашнее задание:
- Повтори дома артикуляционную гимнастику и игру «Охотник».
13. Итог:
- Кто к нам приходил на занятие?
- Чью песенку мы с тобой сегодня учились петь?
- У тебя получилось спеть эту песенку? (Да)
- Что надо сделать, чтобы спеть песенку Змейки? (анализ артикуляции по плану).
- Спой песенку Змейки.
- Что тебе больше всего понравилось на этом занятии?
- Что для тебя показалось трудным?
- Змейка дарит тебе картинку с ее изображением, дома повторяй ее песенку.
Тема: «Звук [ш]» («Змейка», продолжение)
Цель: автоматизация звука [ш] в прямых слогах.
Задачи:
• Коррекционно-образовательные:
- закрепить знания об акустико-артикуляционном образе звука [ш];
- закрепить изолированное произношение звука [ш];
- учить произносить звук [ш] в прямых слогах;
- закрепить графический образ буквы Ш.
• Коррекционно-развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата: закреплять круговую мышцу рта; движения языка вверх; умение быстро менять положение губ, делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии; умение загибать края языка и поднимать язык за верхние зубы; умения чередовать движения языка вверх-вниз;
- формировать длительную направленную воздушную струю;
- развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание: развивать умение выделять звук [ш] из ряда прямых слогов;
- развивать зрительное внимание;
- упражнять в согласовании существительных с числительными;
- развивать общую и мелкую моторику пальцев рук;
- развивать интонационную и мимическую выразительность.
• Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самоконтроль за речью.
Прогнозирование результатов: ребенок может научиться правильно произносить звук [ш] в прямых слогах.
Оборудование: мягкая игрушка Змейка, картинки на артикуляционную гимнастику, картинки на артикуляционные признаки звуков, ватный шарик на нитке, карточка-символ «Змея», счетные палочки, изображение змеи, пособие для логопедического упражнения «Шарик», пособие для игры «Лабиринт», воздушный шарик.
Ход занятия:
1. Организационный момент (настрой на занятие) :
Проговаривание речовки:
Вот занятие началось,
Все в порядок привелось (сложить руки на стол,
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем думать, отвечать! (выпрямить спину).
Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре
Ясно, четко говорим, потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем! Звук ударный выделяем!
И легко нам говорить, и не хочется спешить.
Так спокойно, так приятно. Говорим - и всем понятно.
2. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения) :
- Что нам поможет говорить четко и ясно? (Артикуляционная гимнастика)
- Правильно. Перед тобой картинки, я проговариваю стихотворение - ты выполняешь упражнение:
• «Улыбка» : уголки потянем к ушкам, улыбнемся, как лягушка.
• «Заборчик» : зубы ровно ты смыкаешь и «заборчик» получаешь. А сейчас раздвинешь губы и увидишь свои зубы.
• «Улыбка» - «Заборчик» : наши губки улыбнулись, прямо к ушкам потянулись. Ты попробуй «И-и-и» скажи, свой заборчик покажи.
• «Лопаточка» : язык лопаткой положи и спокойно подержи. Язык надо расслаблять и под счет его держать: раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.
• «Чистим верхние зубки» : мягкой щеткою с утра чистит зубки детвора. Будут зубки сильные, белые, красивые!
• «Маляр» : стал язычок твой маляром, он будет красить старый дом: вперед-назад, вперед-назад… Ремонту каждый будет рад.
• «Чашечка» : будешь пить с друзьями чай ты из чашки новой. Эту чашку показать ты сейчас пробуй!
• «Качели» : на качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз, и все выше поднимаюсь, а потом вниз.
3. Упражнение на дыхание «Фокус» :
Воздушная Струйка озорница,
Фокус делать мастерица.
Кусочек ваты положи на кончик носа. Подними язык к верхней губе. Выдохни сильную воздушную струю на кончик языка. Смотри, как красиво взлетает пушинка с кончика носа вверх. (Ребенок выполняет упражнение)
4. Объявление темы занятия :
- Давай мы с тобой вспомним, кто к нам приходил в гости на прошлом занятии? (Змейка и Ёжик) Чью песенку мы научились петь? (Змеи.)
- Правильно, песенку Змейки! (демонстрация игрушки Змеи). Сегодня мы с тобой продолжим петь песенку Змейки, потому что ей очень нравиться шипеть: ш-ш-ш… Но она для тебя сегодня приготовила новую песенку. Хочешь научиться ее петь? (Да)
5. Развитие фонематического восприятия:
- Как мы уже говорили, Змейка очень любит прятаться. Вот и сейчас она пошипела и спряталась. Давай ее поищем. Я буду произносить слоги, а ты внимательно слушай. Как только услышишь, что Змейка шипит : ш-ш-ш, покажи ее и кричи громко: «Вот ты где!» (карточка-символ «Змея») :
Ша – ма – па – шу – ту – лу – жу – шо – ша – ба – по – шо – ши
6. Произношение изолированного звука и разбор артикуляции по плану:
- Давай покажем, как шипит Змейка : ш – ш – ш… (Сопряженное проговаривание)
Анализ артикуляции по плану (используем картинки на артикуляционные признаки звуков, ребенок объясняет самостоятельно, в случае затруднения помогаю ему) :
• Положение губ: губы вытянуты вперед, округлены;
• Положение зубов: зубы видны, между ними небольшая щель;
• Положение языка: кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.
• Выдыхаемая воздушная струя: теплая.
• Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (голоса нет).
Характеристика звука [ш] :
Звук [ш] – согласный, твердый, глухой.
Выкладывание буквы Ш из счетных палочек.
Развитие зрительного внимания, закрепление графического образа буквы Ш:
- Змейка просит тебя подарить ей шарики, но не все, а с буквой Ш. А шарики, на которых не буква Ш пусть улетают. От шариков с буквой Ш нарисуй ниточку и приведи ее к змейке (используем изображение змеи, а из шариков, где не буква Ш, нарисуй выходящий воздух. Не забудь назвать все буквы Ш.
7. Физминутка:
- Змейка немного устала и хочет отдохнуть. Давай и мы немного отдохнем:
Уселась кошка на окошко.
И стала лапкой ушко мыть.
И мы движение за кошкой
Рукою можем вам изобразить.
1, 2, 3 – ну-ка, повтори.
3, 4, 5 – повтори опять.
(Наклоны головы вправо-влево. Круговые движения ладошкой поочерёдно возле правого и левого уха. Хлопки в ладоши. Круговые движения ладошкой поочерёдно возле правого и левого уха)
Змея ползёт лесной тропой,
Как лента по земле скользит.
И мы движение такое
Рукою можем вам изобразить.
1, 2, 3 – ну-ка, повтори.
3, 4, 5 – повтори опять.
(Извивающие движения туловищем. Рукой показываем такое движение.
Волнообразные движения рукой)
Мартышка к нам спустилась с ветки.
Мартышка хочет погулять.
Ведь обезьяны – наши предки,
А предков надо уважать!
1, 2, 3 – ну-ка, повтори.
3, 4, 5 – повтори опять.
(Имитация движения спуска по канату. Подскок на месте. Имитация движения спуска по канату)
8. Закрепление звука в слогах :
- Змейке очень понравилась игра и она хочет тебя научить новой песенке, повторяй за ней:
Ша-шо-шу шу-шо-ша
Шо-шу-ша шо-ша-шо
Шу-шо-ша шу-шу-ша
Ша-шу-шо шу-шо-ша
(индивидуальное и сопряженное проговаривание).
9. Согласование существительных с числительными. Игра «Лабиринт».
В центр лабиринта кладу изображение Змейки.
- У тебя есть возможность подарить Змейке за ее песенку букет цветов. Для этого тебе необходимо пройти по лабиринту, посчитать и собрать все ромашки.
Ребенок водит пальчиком по лабиринту и считает: одна ромашка, две ромашки и т. д.
10. Развитие фонематического восприятия (продолжение) :
- Давай поиграем со Змейкой в игру «Поднимайка». Как только услышишь слоги со звуком [ш], сразу поднимай руку:
ША-ФА-ШО-ЗО-ШУ-ШИ-ХИ-СЫ-ША-ЖА-ШО-СО
11. Коррекция нарушений звукопроизношения : автоматизация в прямых слогах :
- Змейка испугалась, что ты не справишься с заданием и испуганно зашипела: ша, ше, шу, шо, ши. Ребенок произносит слоги с соответствующей мимикой и интонацией, при необходимости продемонстрированными логопедом. Но у тебя все получилось и ты справилась с заданием, и Змейка обрадовалась и весело зашипела: ша, ши, ше, шу, шо. Ребенок произносит слоги с соответствующей интонацией.
12. Домашнее задание:
- Умница. Повтори дома артикуляционную гимнастику, игру «Поднимайка» и новую песенку Змейки.
13. Итог:
- Кто к нам приходил на занятие?
- У тебя получилось спеть новую песенку Змейки? (Да)
- Что тебе больше всего понравилось на этом занятии?
- Что для тебя показалось трудным?
- Змейка прощается с тобой и дарит тебе воздушный шарик. Ей очень весело было играть с тобой.