Янина Макарова
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального занятия по постановке звука «Ш»
Цель занятия : выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука «Ш».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формирование кинестетического образа звука «Ш» (ощущения положения органов артикуляции);
- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
Публикация «Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
- упражнение в правильности произнесения звука «Ш».
Коррекционно-развивающие:
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие фонематического слуха;
- устранение дефектного произношения звука «Ш»;
- развитие грамматического строя речи;
- улучшение мелкой моторики.
Воспитательные:
-воспитание интереса к занятиям;
- воспитание самостоятельности.
Оборудование: предметные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Пальчиковая гимнастика
Самомассаж ладоней пластиковым ковриком «Травка» - на каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе - Гладила мама-ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!»
3. Дыхательная гимнастика.
Упражнение «Горячий чай» - игра на развитие речевого дыхания.
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: чашечка из цветного картона.
Ход игры: Здравствуй! Сегодня ты мой гость и я тебя угощаю горячим чаем, а чтобы ты не обжёгся – дуть я предлагаю!
4. Артикуляционная гимнастика
Статические подготовительные упражнения для языка: «Ковшик»
Широко рот открываем, Очень он на ковш похож,
Краешки приподнимаем, В него воду вылить можно,
Язычок — баловничок, Держи воду, не спеши,
Спинку низко опускает. Ковшик всем свой покажи.
Динамические упражнения для языка:
«Часики» «Гармошка»
Отдохнул и потянулся, На гармошке чтоб сыграть
Влево, вправо повернулся, Нужно челюсть опускать,
Вот так: тик-так, тик-так. Язычок не отрываем
Очень здорово играем.
Жила была на свете девочка Маша. Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины(«Блинчик»). Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»). А соседская белочка отвезла Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»). Маша и не заметила, как оказалась дома.
5. Постановка звука.
При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук : ш-ш-ш.
Чтобы ребенок чувствовал поднятие кончика языка вверх, можно заранее провести следующие упражнения: «колокольчик» - ля-ля-ля, «молоточек» - д-д-д и «паровозик» — ч-ч-ч. При выполнении упражнений «молоточек» и «паровозик» кладем на нижние зубы карандаш диаметром около одного сантиметра, а на него язычок и просим ребенка при этом постучать кончиком языка по верхним альвеолам. При этом ребенок обязательно сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедлять - ч-ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш». Начинаем подражать сердитому гусю: «шшшшшш», одновременно выполняя фигурку.
6. Анализ артикуляции
- В каком положении находятся губы?
- В каком положении находятся зубы?
- Где находится кончик языка?
- Где находятся края языка?
- Какая струя воздуха выходит изо рта?
(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)
7. Закрепление изолированного произнесения звука
Когда Маша гуляла по лесу, она заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш). Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.
8. Развитие фонематического слуха
А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук «Ш», сразу лови его - хлопай в ладошки:
М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш
9. Домашнее задание
Придумай как можно больше слов, где звук «Ш» слышится:
- в начале слова;
- в середине слова;
- в конце слова.
10. Итог занятия.
Сегодня на занятии ты побывал в осеннем лесу, встретил Машу и Медведя и научился шуршать, как шуршат осенние листья и это здорово у тебя получилось! С каким звуком ты сегодня познакомился? Звук «Ш»- согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. Ты сегодня очень старался, молодец!