Солодовникова Наталья
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: «Волшебное путешествие в Страну звуков и букв»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей седьмого года жизни.
Тема : «Волшебное путешествие в Страну звуков и букв».
Цель: уточнение знаний о звуках [м], [м’], знакомство с буквой М.
Темочки:
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Образовательные задачи: закрепить знания о звуках [м], [м’], учить определять позицию звуков в слове, формировать навыки звукового анализа, развивать связную речь, учить отвечать полными предложениями, обучать чтению слогов.
Коррекционные задачи: развивать фонематическое, зрительное и пространственное восприятие, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, речевое дыхание и силу голоса, внимание и мышление.
Воспитательные задачи: воспитывать уважение к ответам товарищей, учить быть вежливым, развивать усидчивость и терпимость.
Оборудование:
Демонстрационный материал : красивый конверт с адресом группы, игрушки мышка и медвежонок, листочки из легкой бумаги, «камни» – буквы, ковер – «речка», большая карта путешествия, образец буквы, образцы заданий из рабочего листочка, три короба разной величины.
Раздаточный материал: рабочие листочки с заданиями, карандаши, подносы с элементами букв, полоски –слова, кружочки (зеленый, красный, синий).
Презентация.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед встречает детей на входе в группу.
Логопед: Проходите, ребята! Давайте поздороваемся и пожелаем друг другу доброго утра!
Придумано кем-то просто и мудро –
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
Многие из вас пришли в садик очень рано и, наверное, не успели еще сделать гимнастику? Давайте вспомним, как мы это делаем! Готовы?
Биоэнергопластика (сочетание артикуляционных упражнений с движениями рук под музыку).
Логопед: Сегодня я, как обычно с утра заглянула в почтовый ящик, и посмотрите, что я там нашла! Для вас пришло послание из Страны звуков и букв! (Показывает конверт). «Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить нашу страну, познакомиться с новым звуком и научиться писать букву, обозначающую этот звук». Но как же мы туда попадем?
Тут в конверте есть еще что –то. Это загадки, разгадав которые мы можем узнать. Кто же поможет нам совершить увлекательное путешествие в Страну звуков и букв!
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка,
Кто же это? (Мышка)
Бродит он не по дороге
До весны он спит в берлоге
И готов он круглый год
С аппетитом кушать мед
Он зверей не обижает
Он малину обожает.
Кто же он? Скорей ответь
Косолапый наш (медведь).
Работа над словообразованием (прилагательного из существительного).
На экране появляются изображения мышки и мишки.
Логопед: Мышки бывают разные. Как можно назвать мышь, которая живет в доме человека? (Домашняя.) Мышка у компьютера? (Компьютерная) А мышь, живущая в поле? (Полевая) А какая мышка пришла к нам в гости?
Дети: Полевая мышка.
Логопед: Медведи тоже бывают разные. Есть медведи, которые живут в лесу, это какие медведи? (Лесные). А медведи в Арктике? (Арктические)
Слайд
Работа над развитием зрительного и слухового внимания.
Логопед: Мышка и мишка приготовили для нас с вами задания, благодаря которому мы с вами сможем раскрыть тему нашего с вами сегодняшнего путешествия ( показывает карточку с картинками: обезьяна, тигр, машина, овца, просит перечислить предметы). Дети называют предметы.
Логопед: Что на экране лишнее?
Дети: Машина.
Логопед: Почему?
Ответы детей.
Логопед: Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия. произнесем еще раз слово «машина» и назовем первый звук.
Дети (выделяют первый звук) : Мммашина.
Логопед: А вот еще одно задание. Кто же лишний на этой картиночке? (лошадь, корова, баран, медведь).
Дети: Медведь.
Логопед: Произнесем еще раз слово «медведь» и назовем первый звук.
Дети (выделяют первый звук) Мммедведь.
Логопед: Назовите еще раз первые звуки этих слов.
Дети называют.
Логопед: Да, и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.
Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Логопед: Произнесите сначала звук [м], а потом звук [м’] .
Хором, затем индивидуально дети произносят.
Вопросы по схеме: Слайд
- Губы открыты или смыкаются?
- Где находится язык?
- Мешает что-либо выходить воздушной струе изо рта?
Логопед: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (Согласные) Значит звуки [м] и [м’] какие? (Согласные)
Логопед достает картинку с изображением колокольчика.
Логопед: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки – звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу и произнесем звуки [м] и [м’]. (Дети выполняют) Чувствуете, как звенит голос? Значит, звуки [м] и [м’] какие?
Ответы детей.
Логопед: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твердыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (Синим). А мягкие? (Зеленым) Загляните в коробочки, которые стоят на ваших столах. Возьмите сигнальные карточки и найдите сначала карточку, которая обозначает звук [м], а затем ту, которая обозначает мягкий звук [м’]. Почему вы их выбрали?
Ответы детей.
Логопед: А сейчас ребята придумаем слова на звуки [м] и [м’] .
Логопед: А теперь мы вместе с мышкой и мишкой можем отправляться в путешествие. (Достает два паровозика –зеленый и синий.) Но сначала нам нужно решить, в каком вагоне поедет мышка (в синем, а в каком – мишка (в зеленом). Дорога нам предстоит долгая, поэтому перед отправлением нужно немножко размяться!
Динамическая пауза «Медвежата в чаще жили…»
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали.
А потом они ходили
И из речки воду пили.
Вот так, вот так.
И из речки воду пили.
А потом они плясали,
Лапы выше поднимали.
Прыжки, хлопая руками вверху.
Вот так. Вот так
Лапы выше поднимали.
Развитие звукового анализа.
Логопед обращает внимание детей на экран, на котором изображена карта путешествия.
Логопед: Итак, наше путешествие начинается. И первая остановка – посмотрите - нарисован чемодан! Что это может означать?
Дети: нужно взять с собой в дорогу для мышки и для мишки нужные им вещи!
Логопед: Давайте поможем им.
По очереди дети выходят к доске и раскладывают по вагончикам предметные картинки, а остальные ребята помогают им, поднимая сигнальную карточку нужного цвета (зеленую или синюю).
Развитие фонематического восприятия.
Логопед: Ребята, мы приближаемся ко второй остановке на нашем пути, посмотрите внимательно – здесь нарисован знак «Стоп!». А это означает, что мы с вами должны остановиться и поиграть. Слайд
Игра «Останови поезд»
Логопед: Я буду называть разные звуки. Если вы услышите м или мь, хлопните в ладоши, а если любой другой звук, то не хлопайте.
Небольшим экраном логопед прикрывает рот и произносит звуки : о-в-м-у-м-ы-мь-м-ш-н-нь-мь-м, затем слоги: ма-со-мы-ми-ты-ым-им-ни-не, затем слова: ложка, мед, коты,дым, помидор, малина,лыжи. ручка, мир…
Звуко-слоговой анализ.
Логопед: А вот и третья остановка на нашем пути. Ребята, посмотрите, здесь нарисован знак вопроса. А это значит, что нам снова нужно отгадать загадки.
Я прочту стихи сейчас,
Я начну, а вы кончайте,
Слово быстро добавляйте,
К нему рифму подбирайте!
Дети добавляют подходящие слова и к ним подбирают рифму.
Любят детишки героев из сказки,
На маскараде оденут все … (маски)
Чистоговорочки (задача досказать) :
Ма-ма-ма - все я сделаю сама.
Мо-мо-мо - тебе письмо.
Ом-ом-ом - строим дом.
Ми-ми-ми - меня за руку возьми.
Му-му-му — тетрадку я возьму.
Ым-ым-ым — Из трубы шел дым!
Ем-ем-ем — я конфету съем!
Развитие фонематических представлений и работа над звуковым анализом и схемой слова.
Логопед: В нашем конверте - приглашении находятся и ещё и звуки : мы их не можем увидеть, но можем услышать. Я назову три слова, а вы составьте из первых звуков новое слово : дача, облако, малина. Какое слово было в конверте?
Дети: Дом. Слайд
Логопед: Молодцы, вы хорошо справились с заданием. А теперь составьте схему этого слова. (У детей на столах конверты с кружочками для звукового анализа.) А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.
Дети составляют предложения, логопед выслушивает каждого ребенка.
Гимнастика для глаз.
Обозначение звуков [м] и [м’] буквой М.
Логопед: Ребята, мы с вами приехали в Страну звуков и букв. Посмотрите на нашу карту, там изображена буква М. Как вы думаете, что же мы с вами будем делать сейчас? Слайд
Ответы детей.
Логопед: Ребята, вот мы с вами говорили о звуках [м] и [м’]. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть? Что нам для этого нужно?
Дети: Нам нужна буква.
Логопед: Молодцы! Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она. (показывает на карточке букву М) Сколько элементов в букве? Какие они?
Ответы детей.
Логопед: Ярослав и Денис сейчас выйдут к доске и попробуют, взявшись за руки, показать нам букву М. (Дети выполняют)
Ребята получилось у них? Молодцы! А мы с вами попробуем изобразить букву М с помощью наших пальчиков. (Выполняют). А теперь соберите букву по образцу из элементов, которые лежат у каждого на столе.
Одни дети выкладывают букву М с помощью гибких палочек, другие – с помощью бус, а третьи – выкладывают букву из цветных палочек. Слайд.
Развитие зрительного восприятия.
Логопед: Карандаш решил проверить вас и почти полностью закрыл букву от наших глаз, спрятал ее за рисунком (показывает карточку и направляет внимание детей на их рабочие листочки). Найдите букву за линиями и раскрасьте ее наполовину синим, наполовину зеленым карандашом. А чтобы буква получилась красивой, сначала надо размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Вышла мышка как-то раз
Поглядеть который час.
Раз,два,три,четыре.
Мышка дернула за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежала мышка вон.
Затем дети раскрашивают букву.
Логопед: Молодцы! А теперь напишем букву в воздухе (объясняет и показывает).
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква «ЭМ».
Несколько раз дети вместе с логопедом «пишут» букву в воздухе.
Развитие звуко - буквенного синтеза.
Логопед: А мы продолжаем наше путешествие и прибываем на станцию Дружба, посмотрите на карту. Мы сегодня познакомились с новой буквой М. но, чтобы ей было не так одиноко, нам нужно подружить ее с гласными звуками и буквами, которые мы с вами уже знаем. Слайд
Читают слоги (сначала прямые, затем обратные) на «слоговом солнце».
Организация окончания занятия.
Логопед: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Вспомним, с какими звуками мы познакомились? Какое задание вам понравилось больше всего?
Ответы детей.
Логопед: Мышке и мишке очень понравилось с вами путешествовать, поэтому на память для вас мышка и мишка приготовили сюрприз. Он находится не в первом и не в высоком коробе.
Дети отгадывают. Внутри – картинки –смайлики.