Лучший педагог года

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Весна. Изменения в природе»

Татьяна Трошина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Весна. Изменения в природе»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по окружающему миру «В мире материалов» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: "Весна. Изменения в природе"

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе „Весна, Изменения в природе“» размещена в разделах

Задачи: Учить детей называть приметы весны, изменения в природе, использую образные слова и выражения. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным, птицам, насекомым. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы. Материал к занятию :

Предметные картинки: звери, птицы, насекомые, первоцветы. Картина «Весенний лес».

Ход занятия

Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку. Попробуйте, догадайтесь, о каком времени года пойдёт речь? (чтение под музыку П. И. Чайковского из сборника «Времена года»)

Светает рано по утрам,

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит как водопад.

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели,

Медведь со снежной встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает. Кто это время года знает?

Воспитатель: Дети, сегодня весенним утром нам в группу принесли письмо.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. И мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в лес и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Давайте скажем волшебные слова (Крибле –крабле –бумс)

Вот мы и в лесу. Давайте поздороваемся с лесом. Физкультминутка «Здравствуй, лес»

Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны.)

Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.)

Ты, о чем шумишь листвою, ночью темной, грозовою? (Руки подняты вверх, покачивания вправо - влево.)

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, поворачиваясь направо и налево.)

Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны, погрозить пальцем.)

Ты же видишь - мы свои. (Руки вверх, а потом прижать ладони к груди.)

Вспомним, какое время года было перед весной? (ответы детей)

Помните, зимой в лесу было тихо, только ветки потрескивали от мороза, да дятел стучал по стволу, отыскивая жучков. Сейчас всё в лесу изменилось.

Воспитатель: Каждое время года состоит из трёх месяцев. Давайте вспомним названия весенних месяцев. (Март, апрель, май).

-Какой сейчас месяц? Март, правильно!

- Вы знаете, что бывает начало весны, середина весны и конец весны. Сейчас мы рассмотрим картины и попытаемся определить, к какому периоду весны они относятся. (лежит снег, серый, рыхлый)

Первый месяц весны Март. Март открывает весну. В народе март прозвали зимобором. Почему? Ещё называют его капельником. Почему?

В марте появляются первые проталины, отсюда и другое название «Проталинник». Что такое проталины (ответы детей)

Прилетают птицы грачи, гнёзда строят. В народе говорят: «Грач на дворе – весна на горе». «Грач зиму расклевал».

Апрель - середина весны. Повсюду тает снег, бегут звонкие ручьи. Апрельские воды будят землю. Апрель в народе называют водолеем: Почему? «Апрель водою славен, почками красен».

Воспитатель: Просыпается река. Что происходит на реке?

Дети: Солнце пригревает, лёд трескается, и по реке идут большие и маленькие льдины. Это ледоход!

Воспитатель: Почему вода называется талой?

Дети: Снег тает, превращается в воду, её называют талой.

Воспитатель: Что питает талая вода? (Деревья, траву, цветы)

Май месяц, еще называют в народе цветень, травень, розоцвет и правда именно в мае все расцветает и обновляется.

Как изменилась жизнь растений и деревьев с приходом весны?

Дети: Они проснулись, лес оживает. Соки деревьев, согретые весенним солнцем, поднимаются от корней к набухающим почкам. На деревьях и кустах почки набухают, и потом почки раскрываются зелеными молодыми листочками.

Воспитатель: Весной ребята появляются первые цветы, ПЕРВОЦВЕТЫ, а какие вы должны узнать сами. Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)

К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)

Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)

Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)

Нельзя собирать букеты из первоцветов, особенно из ландышей. Они растут 21 год, но цветут всего 2-3 раза в своей жизни. Они занесены в Красную книгу. Как можно любоваться цветами, не срывая их? (понюхать, зарисовать, любоваться, наблюдать, фотографировать).

Воспитатель: В жизни животных весной тоже происходят изменения. Давайте расскажем, чем занимаются звери в этот период. Заканчивается зимняя спячка зверей. Медведица выходит из берлоги с подросшими медвежатами и бродит по лесу в поисках пищи. Какие звери ещё просыпаются? (Ежи, барсуки.) У всех остальных лесных зверей тоже появляются малыши. У взрослых зверей начинается линька - зимняя шерсть заменяется на летнюю. А вот у зайца и белки (золотистый на рыжий) даже изменяется и цвет шубки. Весной животным жарко в зимних шубах, слишком мех густой. А солнышко все горячее и горячее, поэтому и пришло время менять зимний наряд. Постепенно выпадает у них старая шерсть – мех становится редким. Теперь не так жарко будет лесным жителям на весеннем солнышке. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а весной стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться. Белка тоже наряд меняет – зимой была в густой серой шубе, а весной полиняла и стала рыженькой. В кронах сосен ее теперь не сразу заметишь».

Вот вам задание от медведя. Он предлагает поиграть в игру «Что не так?» Нужно найдите ошибку и сказать правильно, кто, где из животных живет. Слушайте внимательно!

Волк живет в дупле? (в логове)

Лиса живет в берлоге? (в норе)

Белка живет в норе? (в дупле)

Заяц живет в логове? (Под кустом)

Еж живет в под кустом? (в норе)

Медведь живет в норе? (в берлоге)

Воспитатель. Отлично вы и с этим заданием справились.

Воспитатель: Что вы слышите? (Пение птиц.) Как ведут себя птицы весной? (Птицы возвращаются с юга.) Чтобы узнать, какие птицы к нам прилетели, отгадайте загадки.

Воспитатель:

Клювом почву протыкает, Вредных насекомых съест, вот такой он молодец! А зовут его…скворец.

Ноги – длинны, длинен нос, что он на обед принёс? Змей, улиток, лягушат. Для любимых … аистят.

По весне то там, то тут Песню весело поют: «Ах, качи, качи, качи, прилетели к нам … грачи».

Спрятавшись среди ветвей, поёт славно… соловей.

Нет, не дремлет на окошке, называют птицу кошкой. Иволга.

Эту птицу всякий знает, на лету она хватает Мух, кузнечиков, сверчков,

Бабочек, стрекоз, жучков. Ласточка

Хочет – прямо полетит, хочет – в воздухе висит, Камнем падает с высот и в полях поёт, поёт. Жаворонок. По поднебесью стая как верёвка протянулась. Журавли.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сейчас поиграем: разделимся на две команды. Одна команда отбирает перелётных птиц, вторая – зимующих. Дети подходят к столу, где лежат картинки.

Воспитатель: С наступлением весны просыпаются насекомые, которые всю зиму прозимовали под снегом, они спали в листьях, в коре дерева, в щелях домов. Каких насекомых вы знаете? (ответы детей)

А теперь отгадайте загадки о насекомых

Осенью в щель заберётся, а весной проснётся (Муха)

Над цветком порхает, пляшет, Веером узорным машет. (Бабочка)

Нос долог, голос тонок Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар)

Сок из цветов она берёт и в сотах копит сладкий мёд. (Пчела)

На лугу живёт скрипач носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

В лесу у пня суета, беготня Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи)

Воспитатель:

Ребята, что вы знаете о муравьях? Где живут муравьи? Чем занимаются муравьи в своем муравейнике? (ответы детей)

- Муравьи удивительно дружны. Их общий дом – муравейник. Он строится из мелких веточек, хвоинок, кусков коры, а укрепляют его землей. Одни ухаживают за детьми, другие убирают помещения, третьи - добывают еду. Четвертые – охраняют дом от врагов, пятые занимаются ремонтом и строительством, шестые – следят за чистотой в помещениях. У муравьев много дел! Их называют санитарами леса, они защищают лес от вредных насекомых. Там, где много муравьев, лес всегда здоровый и чистый. Поэтому муравейники разрушать нельзя!

А сейчас у нас с вами будет викторина.

Крупная, чёрная, перелётная птица? (Грач)

Когда на улице становится тепло и снег делается рыхлым и начинает таять, это явление называется? (оттепель)

На крышах домов можно увидеть сосульки, образовавшиеся во время оттепели. Когда тепло одолеет, капли начнут звонко падать. Это явление называется? (капель)

Первое движение сока весной начинается у клёна. У какого ещё дерева хорошо, заметно, сок движения? (Берёза)

Весной тёплый ветер слизывает снег с асфальта, с земли. Эти тёмные пятна на снегу называются? (Проталины)

Весной ветки деревьев и кустов становятся зелёными. Что на них появляется?

Вот и закончилось наше путешествие по лесу.

Из ваших ответов, я поняла, что весна вам нравится, а какие красивые слова вы могли бы сказать про весну.

Игра весенние слова:

Красивая, весёлая, солнечная, теплая, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, замечательная, интересная, величавая, очаровательная, звонкая, ласковая.

Итог занятия

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Весна наступила. Уже тает снег, тепло и ярко пригревает солнце. Пора менять шубки на серые, а то лиса или волк заметят вас. На ветках деревьев набухли почки, пробиваются из-под снега первые цветы - первоцветы, появляются насекомые жуки, червяки, прилетают птицы с юга.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что весна прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Давайте зайцам пошлём в подарок цветы первоцветы, но их нужно раскрасить.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим «День Земли» в старшей группе Программное содержание. 1. Учить детей выполнять правила поведения в природе. 2. Учить использовать приобретенный словарный запас в связной.

Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста «Весна. Изменения в природе»Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста «Весна. Изменения в природе» Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста. «Весна. Изменения в природе» Цель: Закрепить знания детей о характерных признаках.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «О чем рассказывают камни»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «О чем рассказывают камни» По знакомить детей со свойствами камня Цели и задачи : 1. тяжёлый, лёгкий, твердый, гладкий, шероховатый, холодный). Использование.

Конспект занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Чудеса воды»Конспект занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Чудеса воды» Конспект занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Чудеса воды» с применением технологии исследовательской деятельности.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Пришла Весна» в подготовительной группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Пришла Весна». В подготовительной группе. Цель: Обобщить и систематизировать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «О дружбе и друзьях» в старшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим «О дружбе и друзьях» в старшей группе Задачи: Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья» Цель: Сформировать представления детей о семье. Задачи: продолжать знакомить детей с понятием «Семья»: родственными отношениями.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Космос»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Космос» Цель: Расширить представлений детей о космосе, его освоении. Задачи: Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Весна. Изменения в природе»
Опубликовано: 5 апреля 2024 в 06:02
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Весна. Изменения в природе»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Трошина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД