Юлия Погор
Развитие речи детей раннего возраста посредством музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей раннего возраста посредством музыкальной деятельности
Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 77»
г. Магнитогорска Погор Ю. Е.
В настоящее время большой интерес педагогов и ученых вызывает вопрос влияния музыки на процессы физического и интеллектуального развития детей. Музыка оказывает влияние на развитие ребенка ещё во внутреутробном периоде. Она способна успокоить маму и малыша, подготовить ко сну или наоборот поднять настроение и зарядить энергией на целый день.
Давно доказано, что музыка также формирует способности к восприятию информации и способности концентрировать внимание, укрепляет положительную эмоциональную связь между ребенком и взрослым. Но способна ли музыка оказывать влияние на развитие речи. Ведь речевое развитие детей раннего и дошкольного возраста – одно из основных направлений работы специалистов дошкольных организаций. Так, например, исследование НИЦ «Речевые технологии» показало: число детей с явными проблемами речи составляет 50% от общего числа детей. В то время как 50 лет назад таких детей было не более 5%.
Музыка – это ритм. Ритм – основа речи. Такие распространенные проблемы как: перемена слогов или букв в словах, «проглатывание» начала или конца слова, характерные для детей раннего возраста – это нарушения слоговой структуры слова, которые корректируют исключительно музыкальными играми на развитие чувства ритма.
С детьми от 1,5 до 3 лет организовать музыкальную деятельность, которая основной своей задачей будет иметь развитие чувства ритма, как необходимого элемента развития речи для музыкального руководителя не представляет особой сложности. С малышами можно подыгрывать на музыкальных ложках или клавесах любой русской народной мелодии. Можно загадывать нехитрый музыкальный рисунок на тех же музыкальных инструментах, а дети должны его повторить (вариант для индивидуальной работы). Можно «выстукивать» слова русских народных распевок. Все эти игры очень понятны и любимы малышами. А значит в легкой и удобной форме оказывают влияние на развитие чувства ритма, следовательно и на речевое развитие ребенка в целом.
Но ещё большего эффекта в вопросах развития речи через развитие чувства ритма можно достичь при помощи музыкально-ритмических игр. Способность ребенка услышать музыку, соединить ее ритм с движением, оказывает самое благоприятное воздействие на две основные зоны, которые отвечают за речь, — это центр Вернике и зона Брока. Исследования показывают, что активное движение помогает развивать речевые навыки и способствует более эффективному усвоению речевой информации.
Во-первых, движение способствует развитию моторики, координации и силы мышц, что влияет на артикуляцию и произношение звуков. Во-вторых, движение способствует развитию когнитивных навыков, таких как внимание, память и концентрация. Используя эти данные, музыкальный руководитель любую музыкально-ритмическую игру для детей раннего возраста может превратить в игру, которая будет развивать чувство ритма и как следствие речь.
Рассмотрим это на примере игры «Солнышко и дождик». В первой части дети под музыку гуляют и пропевают слова игры. Здесь важно обратить внимание на то, что шаги должны быть выполнены в строгом соответствии с музыкальным ритмом (нельзя спешить или наоборот шагать слишком медленно; хлопки также должны соответствовать музыке, быть ритмичными). В то же время, ребенок должен воспроизводить слова песни также в соответствии с музыкой. То есть мозг выполняет сразу несколько операций: воспринимает музыку, дает команды речевым центрам и центрам, отвечающим за движения. Все это в совокупности и оказывает благоприятное влияние на развитие чувства ритма.
Во второй части игры ребенок должен услышать изменения в музыке, соответственно изменить темп своих движений. И это также является этапом развития чувства ритма – слышать изменения в музыке и реагировать на них.
Музыкальные игры, импровизированные оркестры музыкальных народных инструментов – это та основа в деятельности музыкального руководителя, которые помогают развивать чувства ритма, а, следовательно, и речевое развитие детей. Движения, исполняемые под музыку формируют необходимые нейронные связи для запуска и развития речи. Неслучайно в логопедии в настоящее время активно используется метод логоритмики - логопедическая коррекция, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей под музыкальное сопровождение. Основой логоритмики является сочетание музыки, слова и движения. Соответственно – во главу угла опять встает развитие чувства ритма, как необходимого элемента развития речи у детей.
Дети раннего возраста очень восприимчивы к музыке, они любят ее, с удовольствием выполняют все музыкальные задания и играют в музыкальные игры. Таким образом, использование музыкальных оркестров и игр у детей раннего возраста в процессе музыкальной деятельности позволяют в комфортной для них форме развивать речевые навыки через развитие чувства ритма.