Алёна Стебловская
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Казацкому роду нет переводу»
▼ Скачать + Заказать документы
«Казацкому роду нет переводу».
Цель: Знакомить дошкольников с традициями и культурой кубанского народа, местных жителей. Вызвать патриотические чувства, воспитывать любовь к малой Родине.
Задачи: - расширять представления дошкольников об окружающем за счет истории народа, живущего на кубанской земле, знакомства с его традициями, фольклором;
- закрепить умение обобщать группы предметов : мебель, одежда, животные, пользоваться обобщающим словом;
- расширять словарный запас словами-диалектизмами: скрыня, рушник, дерушки, саман, турлук, куга, балачка;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе „Казацкому роду нет переводу“» размещена в разделах
- развивать связную речь, активизировать диалогическую речь;
- формировать интерес к своей истории;
- воспитывать патриотические чувства к малой Родине.
Оборудование: костюм казачки для воспитателя, авторские куклы – казак и казачка, макет кубанской хаты, скотного двора, игрушки домашних животных, домашняя утварь хаты: сундук, колыбелька, домотканые дорожки, макет печи. Записи песен кубанского казачьего хора. Видеоматериалы: фотографии быта первых переселенцев.
Ход занятия.
Сюрпризный момент.
Входит казачка в народном костюме и приветствует всех на языке кубанских жителей – «балачке» :
- Здравствуйтэ, люды добри, хлопчики и дивчата! Я кубанска казачка, прыйхала до вас у гости на конях! Коней сама запрягала, у горбу соломку пидстылала, собиралася, наряжалася, гостинчиков приготовыла… Вот, в село ваше прийхала! А як село ваше называется? (дети отвечают –Львовское)- Гарно! А хочете я вам усэ про нашу казачью жисть расскажу? Пидходытэ, присаживайтесь поближе!
Беседа об истории села, его жителях, обычаях и традициях старожилов села. Воспитатель приглашает детей к столу, садится поближе:
- Ребята, вы узнали меня? Почему я в такой одежде? Я - кубанская казачка, как и многие жители нашего села, поэтому я так разговаривала – «балакала», вы поняли мою речь? Многие старожилы у нас так разговаривают, может быть и ваши бабушки, дедушки, родственники тоже «балакают»? (дети отвечают). А хотите узнать, откуда так повелось?
Воспитатель рассказывает:
- Много-много лет назад, когда еще не родились еще ни вы, ни я, ни наши дедушки и бабушки, пришли на эту землю первые жители: переселенцы из дальних уголков нашей большой страны, солдаты, которые воевали за Родину да казаки, которые защищали эту землю от набегов врагов. Здесь была необжитая земля – степь да дикие заросли. Начинать надо было с самого главного – с жилья, чтобы было, где укрыться от палящего зноя, от лютых холодов. Пахали землю, сеяли хлеб и строили дома для своих семей. Дома строили все вместе - «гуртом», помогая друг другу. Строили из того, что было «под рукой» и под ногами: глина и солома, хворост и камыш, который рос по берегам лиманов. Кирпичи из глины и соломы месили ногами, сушили на солнце, получался саман. Из самана строили стены домов, обмазывали глиной. Крыши накрывали «кугой» - так называли камыш для кровли. Дома получались теплые и светлые. (воспитатель показывает на мониторе исторические фотографии жилья и быта первых жителей). А потом обживали новые дома.
Воспитатель: Я хочу вас познакомить с казаком и казачкой (показывает куклы). Казака зовут Спиридон. Вы слышали такое имя? Это старое имя, так звали моего деда. А Казачку зовут – Степанида, это тоже старое имя, так звали мою бабушку. Поженились Спиридон и Степанида, теперь им свой нужен дом. Все соседи и родня помогают строить дом. Давайте и мы поможем!
Игра малой подвижности «Строим дом!»
Звучит аудиозапись песни Кубанского казачьего хора.
Воспитатель показывает движения и проговаривает текст, дети повторяют:
- Встали в круг, готовим глину для самана (наклонились, руками «подгребают землю»);
- «месим» глину ногами (идем к центру круга);
- подливаем водички (сложили руки лодочкой, вытягиваем вперед);
- подсыпаем соломку (потирают ладошки друг о друга);
- месим глину кулачками, трамбуем саман;
- сушим саман (дуем на ладошки);
- кладем саман (ладошка на ладошку);
- делаем крышу (руки подняли вверх «домиком»).
Взялись за руки: - Мы строили, строили и, наконец, построили!
Воспитатель: - А теперь, когда все готово, всех приглашают на новоселье!
Посмотрите, какую хату построили для казака и казачки! (дети проходят в «ворота» и рассматривают макет хаты со съемной крышей).
«Новоселье». Воспитатель продолжает беседу-знакомство с бытом казачьей семьи : - Посмотрите, ребята, что было в хате (дети рассматривают убранство хаты? Сундук (скрыня) – в нем хранились все вещи семьи, в красном углу – большая печь, в которой готовили пищу, отапливали жилье и спали тоже на печи. В красном углу обязательно помещали «образа» – иконы, на которые молились и в горе, и в радости. Иконы украшали расшитым рушником – полотенцем, которое любовно вышивали женщины красивыми узорами. На полу – пестрые тканные дорожки – дерушки, для их изготовления драли старые вещи на лоскутки, из которых ткали половички для дома. А под потолком крепили люльку – детскую кроватку – тише…там спит малыш! Качая ребенка, женщины пели колыбельную песню, послушайте:
- Баю-баюшки-баю, дед пишол за рыбою,
Бабушка – коров доить, манэньких диточек поить… (воспитатель поет еще раз, дети подпевают).
-Давайте тихонько, чтобы не разбудить малыша, выйдем на подворье. Все у казаков было в хозяйстве : и животные, и птица домашняя, чтобы было чем семью накормить. На новоселье принято было дарить скотину – животных. Вот и мы пришли не с пустыми руками! Посмотрите, какой у меня короб, а там…отгадайте, что?
Дидактическая игра «Назови, что у тебя!»
Каждый ребенок достает из-под крышки короба игрушку и называет, что достал: баран, свинья, курица, корова, кошка, гусь, утка и т. д.
Воспитатель предлагает разместить всех животных – наши подарки, на хозяйственном дворе. Дети ставят, рассматривают дом и подворье, радуются, как все получилось красиво!
Воспитатель задает наводящие вопросы детям, подводит итог занятия, хвалит ребят, благодарит за помощь.
Всё, что мы сегодня с вами ребята, делали, можно сказать одной поговоркой : «Козацькому роду нема переводу»!
Мы будем хранить нашу историю, наши песни, наши традиции и казачий род на Кубани не переведется, не кончится!