Нина Блинова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Свойства бумаги» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе
Воспитатель: Блинова Нина Васильевна
МБДОУ № 96
Г. Владикавказ
Цель: формировать у детей основы знаний и представлений о бумаге, её свойствах, используя экспериментально – исследовательскую деятельность.
Интеграция образовательных областей:
1) социально-коммуникативное развитие
2) познавательное развитие
3) речевое развитие
4) физическое развитие
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим „Свойства бумаги“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Программное содержание: Уточнить представления детей о бумаге и ее свойствах, процессе изготовления и ее применение. Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги. Учить анализировать, делать простейшие умозаключения. Развивать, обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность
/
Обучающие задачи: Систематизировать знания о свойствах бумаги, ее видах и назначении. Формировать навыки внимание, память и мышление, развивать мелкую моторику рук.
Обогащение словаря: шероховатая глянцевая, копировальная бумага, бархатная, гофрированная, тонкая, плотная, гладкая, рвётся.
Индивидуальная работа: учить отвечать полными ответами на вопросы, формировать умение делать выводы.
Предварительная работа: знакомство с основными свойствами бумаги в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей, знакомство с глобусом, беседы на тему «Бумага в нашей жизни».
Материалы и оборудование: Бумага разных видов, плотности и назначения, столы для экспериментирования, емкости с водой, гуашь синего цвета, индивидуальные салфетки, газета, альбомный лист, книга, два тазика с водой рабочие места для творчества.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Дети находятся в игровой зоне, воспитатель входит с глобусом.
Дети. Добрый день и добрый час!
Очень рады видеть вас!
Воспитатель: Сегодня хороший день, а чтобы он стал еще лучше, улыбнитесь соседу справа, а потом соседу слева. Молодцы!
Воспитатель. На гостей вы посмотрели?
А теперь тихонько сели!
Вместе с детьми рассматривают глобус, вращают вокруг оси, изучают.
2. Введение в ситуацию.
- Дети, что это такое? (Глобус)
- А что такое глобус? (Это модель Земли)
- А что такое модель?
- Это наша планета в сильно уменьшенном размере, в миллионы раз.
- Посмотрите на нашу планету, почему она такая разноцветная? Что обозначают цвета на глобусе.
- Цвета обозначают воду и сушу. Суша - это горы, пески, леса, равнины и др.
- Какого цвета много на глобусе? (Синего).
- Почему?
- Потому что вода составляет одну третью часть всей поверхности Земли.
- А какого цвета очень мало? (Зеленого).
- Как вы думаете, почему?
- Потому что лесов очень мало. Они горят, их рубят, деревья стареют и болеют.
- А для чего рубят леса?
- Леса рубят для строительства домов, коттеджей, для изготовления мебели и бумаги.
К сожалению, много деревьев приходится уничтожать из-за того, что люди, не задумываясь, тратят бумагу напрасно, неправильно обращаются с ней. Вспомните, как часто мы неразумно обращаемся с бумагой, /нарисовали и выбросили, смяли, взяли большой лист, а можно было взять маленький и др. /
Так и уничтожаются леса. И мы к этому бываем причастны. А что такое лес? / Чтение воспитателем стихотворения “ Что такое лес? ” /
. И вот из-за нашей халатности, из-за небрежного обращения с бумагой всей этой красоты может и не быть.
Но что же нам делать, как помочь лесам, как спасти их от вырубки. Как быть нам, маленьким друзьям леса?
Прекрасный сегодня день! Не отправиться ли нам в путешествие? А что же нам посетить сегодня?. Ну - ка закройте глаза. (шелест бумаги). Что это за шум? Верно, так шелестит бумага. а, значит, отправимся мы сегодня в бумажную страну. Возьмите все по листочку, пошелестите вместе - какой красивый звук - это волшебный звук. Он нам нужен, чтобы оказаться в Бумажной стране (дети шелестят).
Я сейчас вам загадаю загадки:
1. Я белая как снег, дружу с карандашом. Где он пройдет, там заметку кладет (бумага).
Всех листов плотнее он,
Белый и цветной, (картон)
2. Знают взрослые и детки:
Вытираем рот. (салфеткой)
3. Есть листок, есть корешок А не куст и не цветок (книга).
4. Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам
На одном таком листе
Много разных новостей (газета).
Все эти предметы вот здесь у меня на столе.
Дети подходят к столу.
Что общего в этих предметах? Из чего они сделаны?
Бумага - это бумага, на ней пишут! А салфеткой вытирают рот, значит она - не бумага? А из картона вообще коробки делают, значит и он - не бумага?
Воспитатель:
Ребята, а вы как думаете: салфетка и картон - это тоже бумага или нет?
Дети высказывают свою точку зрения.
Придётся нам проверить, кто прав, а кто - ошибается.
Ну и как вы это узнаем?
Воспитатель. Очень просто. Мы посмотрим, одинаковые или разные свойства у тех материалов.
Для этого мы проведем опыты.
А где их проводят?
Дети. В лаборатории.
Воспитатель. Прежде чем мы отправимся в лабораторию, нужно вспомнить правила безопасности! Итак, ребята, перед тем, как зайти в лабораторию, нужно.
Дети. Надеть халаты!
А почему?
Дети. Чтобы не испачкать свою одежду и чтобы не занести пыль и микробов. Воспитатель. В лаборатории нельзя.
Дети. Бегать, драться, баловаться, шуметь, брать без спросу.
Воспитатель. В лаборатории нужно.
Дети. Слушать воспитателя и выполнять задания.
Воспитатель. Молодцы! Итак, отправляемся!
Физкультминутка.
Мы сначала будем топать, а потом мы будем хлопать,
А сейчас мы вместе сядем, встанем - будем взрослым дядей.
Наклонитесь ниже, ниже, головой к коленям ближе.
А сейчас вы потрудитесь - хорошенечко прогнитесь,
Головою покрутите и плечами повертите!
Ну-ка дети, не устали, сели-встали, сели-встали,
Все руками помахали, и ко мне все подбежали,
А теперь мы повернемся и все вместе засмеемся!
Воспитатель. Итак, ребята, вы садитесь за столы. Итак, ребята, какие свойства могут быть у материалов?
Но сначала послушайте небольшую историю:
3. Рассказ о возникновении бумаги.
- Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. В наше современное время бумагу делают машины.
4. Опытно – экспериментальная деятельность.
- Обратите внимание на полоски бумаги, лежащие перед вами.
- Какого цвета бумага?
- Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, шероховатая)
- Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой, шершавой.
- Теперь еще раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине?
- Верно, полоски бумаги бывают тонкие и толстые.
- Попробуйте смять бумагу. Получилось? (ответы детей)
- Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? (ответы детей)
- Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется всякая - и тонкая, и толстая, и белая, и цветная.
ЗНАЧИТ, бумага МНЕТСЯ.
- Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей)
ИТАК, БУМАГА ЛЕГКО МНЕТСЯ И СОВСЕМ НЕ РАЗГЛАЖИВАЕТСЯ, НЕ СТАНОВИТСЯ ПРЕЖНЕЙ.
Пальчиковая гимнастика.
Мы бумагу режем, режем
Мы бумагу рвем, рвем,
мы бумагу клеим, клеим
мы бумагу мнем, мнем.
(воспитатель раздает ножницы)
- Возьмите ножницы и разрежьте бумагу. Какая бумага режется легче? (ответы детей)
I
- Вся ли бумага режется?
МЫ ВЫЯСНИЛИ, ЧТО БУМАГА ЛЕГКО РЕЖЕТСЯ НОЖНИЦАМИ.
- А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось? ЗНАЧИТ, БУМАГА ЕЩЕ И РВЕТСЯ. ВЫВОД: БУМАГА МНЕТСЯ, РЕЖЕТСЯ, РВЕТСЯ
А теперь давайте узнаем, бумага впитывает воду или нет?
Листы опускаем в ёмкость с водой. А что же вы видите? По мере впитывания воды они тонут. Вывод: листы впитывают воду. Салфетка - быстро, картон - медленно.
Вес.
Дети подбрасывают листы в воздух и наблюдают, как они падают.
Вывод: листы летают, значит, они лёгкие. Но картон падает быстрее, а салфетка дольше летит.
Другое свойство бумаги - бумага горит и легко воспламеняется. Это свойство бумаги вы экспериментировать не будем. Как вы думаете, почему? Потому что это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму глаз и др. А если это где-то произойдет, вы обязательно должны помочь, хотя бы вызвать пожарников и скорую помощь.
- По каким номерам вы будете звонить и просить о помощи? (номер 01, номер 02, номер 03).Но этот опыт мы все равно проведем, только все буду делать я, а вы наблюдать.
5. Игровая деятельность. Игра «Угадай на ощупь»
У нас сейчас будет интересная игра, мы будем определять на ощупь плотность и фактуру бумаги. Помогать нам будут подушечки пальцев, глаза мы закроем шарфиком. Воспитатель завязывает глаза, дает им в руки кусок бумаги, и дети определяют, какая бумага (шероховатая, глянцевая, тонкая, бархатная, гофрированная и др.)
Итог. Понравилась, ли вам наша беседа? Что интересного вы сегодня узнали о бумаге? Какое свойство бумаги чаще всего мы используем в жизни (на ней рисуем, пишем, из нее делаем оригами, рваную аппликацию и др.)
- А как вы будете бороться за сохранение наших лесов? (беречь леса, собирать макулатуру, беречь и хранить интересные книги, не пачкать и не рвать, передавать их из поколения в поколение, постараться в жизни посадить хоть одно дерево). Любить свой край, свою Родину.
- Молодцы, вы настоящие друзья леса. Попробуйте дома еще провести опыты, как мокрая бумага прилипает к стеклу, как выполнить аппликацию путем обрывания бумаги и т. д. А потом нам расскажете об этих экспериментах.