наталья панченко
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие в подготовительной группе по окружающему миру.
Выполнила:Панченко Н. И.
Программное содержание:Образовательные задачи:
1. Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях.
2. Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „В гости к лесу“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
1. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения).
2. Развивать в детях чувства сопричастности ко всему живому и прекрасному посредством музыки.
3. Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе.
2. Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы.
Словарная работа: березовая роща, березняк, хвойный лес, ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес, дубовая роща, дубрава, дубравушка, лиственный лес, смешанный лес, этажи леса.
Предварительная работа: работа по проекту; беседа о лесе, о его пользе, о его многоэтажности; рассматривание иллюстраций с изображением лиственного, хвойного, смешанного лесов, альбомов: «Звери леса»; «Времена года», «Дикие животные», «Вот так птички – птички невелички», «Съедобные и ядовитые грибы», «Ягоды», заучивание стихов, пословиц о лесе; отгадывание загадок на лесную тематику; обыгрывание разных ситуаций в лесу; изготовление поделок из природного, бросового материала, рассматривание географической карты, глобуса.
Материал к занятию: лес (ель, береза, клен, кустарник, цветы); лесные птицы из картона; лозунги («Защити друзей леса», «Не причиняй вреда природе», «Природа – великая волшебница»); солнце, диск «Волшебство природы», «Музыка природы»; конверт с письмом; шары белые и голубые – имитация неба; мультимедийная презентация «Голоса птиц»; телевизор; компьютер; 2 подноса, на которых по количеству детей красные ягодки; стулья по количеству детей; магнитики; картинки животных (белка, заяц, волк, медведь, ёж, лиса,); деревьев (дуб, береза, сосна, ель); ягод (клубника, земляника); грибов (подосиновик, подберезовик, белый); птиц (дятел, кукушка, скворец, сова); картины с изображением деревьев (береза, дуб, сосна, ель – с ошибками) ; проектор, экран, слайды на тему «Лес»,загадки; игры «Собери картинку»; Лото «Вмире природы»; шарф.
Ход занятия:
Чтение стихотворения детьми по ролям:
Нас в любое время года
Учит мудрая Природа
Птицы – учат пению
Паучок – терпению
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости:
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас - чистоте
Учит солнце – доброте
И при всей огромности
Обучает скромности.
У природы круглый год
Обучаться нужно
Нас деревья всех пород
Весь большой, лесной народ
Учат крепкой дружбе!
(Вдруг воспитатель замечает письмецо).
Воспитатель: Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться,
И загадку отгадать.
Загадка
Дружу я с дубом, с вербой, с кленом,
Зверей понятен мне язык.
Зовусь я дедом Спиридоном.
Я не волшебник, я — …
Дети: Лесник.
Воспитатель: Молодцы, ребята, загадку правильно отгадали. Письмо пришло от Лесничего — от дедушки Спиридона. Вот что он пишет: «Дорогие ребята! Приглашаю вас на день рождения Леса. Я знаю от лесных обитателей, что вы их большие друзья. И Лес будет рад видеть вас у себя в гостях.
Воспитатель: Ну что, принимаем приглашение дедушки Спиридона? Отправляемся в гости к лесу.
Ребята прежде,чем отправиться в гости в лес надо вспомнить
Правила поведения в лесу
Не вырывайте кустарники с корнем
Не разоряйте муравейники
Не разоряйте птичьи гнезда
Не обижайте лесных насекомых
Не рвите редкие цветы
Не ловите бабочек и стрекоз
Не шумите в лесу
Не разжигайте костер в лесу без взрослых
Не оставляйте мусор в лесу
Воспитатель: Молодцы ребята, все правила мы вспомнили, а теперь отправляемся в путь…
Ребята, вот мы и пришли на первую остановку, которая называется
«Грибная-ягодная».
-Многие из вас, ходили в лес по ягоды, по грибы. А наш лес необычный, в нём растут загадки, а это ещё интереснее. Какие же загадки растут в нашем лесу?
Посмотрите на экран и отгадайте!
1. Очень дружные ребята, у пенька живут… (опята) .
2. У берёзок посмотри: здесь один, тут целых три! (подберёзовики) .
3. Белая панамка, бледная … .(поганка) .
4. Где хвоинок многовато, поджидают нас … .(маслята) .
5. Под осиной гриб тот, дети, в ярко-красненьком берете (подосиновик) .
6. Он в лесу стоял, никто его не брал, в красной шапке модной, никуда не годный (мухомор) .
-Ребята, а теперь ответьте на вопросы.
1. Какие грибы бывают?
2. Что значит – ядовитые? Назовите их.
3. Что значит – съедобные? Назовите их.
Давайте покажем как вы хорошо умеете собирать разрезные картинки. Расскажите что у вас получилось?
Вкуснее грибов могут только быть лесные ягоды. Что за ягоды – отгадайте и найдите отгадку на картинке. (посмотрите на экран).
1. Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи (малина) .
2. Я красна, я кисла,
На болоте я росла.
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком? (клюква)
3. Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её пойди-ка:
Куст в колючках, будто ёж,
Вот и назван…. (ежевика) .
4. Красна, сладка, душиста,
Растёт низко, к земле близко (земляника) .
5. Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки,
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот (черника) .
6. В сенокос – горька,
А в мороз – сладка,
Что за ягодка? (калина) .
- Молодцы, ребята, грибы и ягоды вы знаете, посмотрите, сколько «ягод» вы собрали за правильные ответы, давайте положим их в корзинку и отправимся дальше.
Остановка «Лесная»
Воспитатель: Ребята, ведь недаром мудрецами говорится: «… я должен над цветами наклониться не для того, чтобы срезать или срывать, а чтоб увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать»!
- Ребята, скажите, что растёт в лесу? (деревья, кусты, трава, цветы, грибы, ягоды, орехи и т. д.)
Ребята, лес – это всё равно, что многоэтажный дом, в котором живут много жильцов. Они хорошо приспособлены к жизни в лесу, все они нужны друг другу.
Воспитатель: Очень я люблю, ребята,
Слушать музыку в лесу,
И кузнечика, и дятла,
И пчелу, и стрекозу.
Трели птиц, шепот листвы.
Что смогли услышать вы?
Воспитатель: Ребята, давайте закроем глаза и послушаем музыку леса, а потом расскажем, что мы услышали?
(Включается диск №1 «Волшебство природы» мелодия №8, дети, слушают лесные звуки, закрыв глаза).
Психологическая разгрузка.
Воспитатель: Дети, что вы услышали в лесу? (пение птиц, журчание ручья, жужжание пчелы, стрекотание кузнечика, кукование кукушки, полёт стрекозы, кваканье лягушки).
- Да, в лесу приятно бывать, общаться с животными и растениями, наблюдать за ними. Ведь Лес – это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнёзд и нор. Лес – это не только украшение земли, её великолепный и удивительный наряд, но и источник здоровья. Это огромная земная лаборатория, которая вырабатывает кислород и поглощает пыль и ядовитые газы.
- Ребята, как вы думаете, что даёт лес человеку, животным и птицам? (людям лес даёт чистый и свежий воздух, спасает от жары, зноя, даёт тень и прохладу, дарит грибы и ягоды, дрова…Животным и птицам – жилище и корм).
- Дети, а как называется лес, в котором растут березы? (березняк, березовая роща). Молодцы!
- А как называется лес, где растут ели и сосны? (хвойный лес, ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес). Правильно!
- А как же называется лес, где много дубов? (дубовая роща, дубрава, дубравушка). Молодцы!
- Дети, как вы думаете, что такое лиственный лес? (лес, где растут лиственные деревья: береза, дуб, клен, осина, рябина, липа, ясень, лещина).
- Скажите, а что такое хвойный лес? (лес, в котором растут хвойные деревья: сосны, ели, пихта, лиственница). Молодцы!
- Тогда, что же такое смешанный лес? (лес, в котором растут и лиственные и хвойные деревья).
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Угадай чей листок». Для этого вам нужно прикрепить лист к нужному дереву.
Воспитатель: Ай, да молодцы, ребятки! А сейчас я загадаю вам очень сложное задание. Надо хорошо подумать, быть внимательными и правильно ответить:
- Где труднее зайцу спрятаться от лисы в смешанном лесу или в сосновом бору? Почему? (в сосновом бору, так как там нет густой травы). Молодцы!
- А где построит гнездо сова в березняке или в дубраве? Почему? (в дубраве, так как там есть желуди, а где желуди, там мыши. Ведь сова питается мышами).
Воспитатель: А теперь ребята присядьте на стульчики и посмотрите на экран, отгадайте загадки о деревьях.
Физкультминутка «В удивительном лесу».
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти стряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.
Воспитатель:
Как красив зеленый лес,
Полон сказок и чудес!
Будто в сказке побывали мы, ребята!
Как природа и красива, и богата!
Днем и ночью слышны в лесу шорохи. Это шепчутся деревья, кусты, цветы, переговариваются птицы, звери. Только надо суметь услышать. Любознательным и терпеливым детям они расскажут все о себе.
Остановка «В гостях у птиц"
- Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего слышим их голоса. Отгадайте загадки о птицах, выберите правильный ответ на экране.
Звучит запись голосов птиц.
1. Какие бывают птицы?
2. Что значит – перелётные? Назовите их.
3. Что значит – зимующие? Отыщите их и уберите из нашего леса.
-О какой птице говорится в загадке? (дети загадывают загадки своим товарищам) .
1. Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая (сорока) .
2. Спереди шильце, сзади – вильце,
Сверху – чёрное суконце,
Снизу – белое полотенце (ласточка) .
3. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат (цапля) .
4. Угадай, что за птица, света белого боится,
Клюв – крючком, глаза – пяточком,
Ушастая голова, это…. (сова) .
- А сейчас подвижная игра «Птицы и птицелов».
Остановка: «Звериное царство»
- Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё, отгадайте и соберите картинку из частей. Работа по подгруппам).
Посмотрите на экран и отгадайте загадки о животных.
1. Куцехвостик, длинноушка, на пеньке ты как игрушка.
Лапки ты свои поджал, от лисички убежал? (заяц)
2. Я хозяин леса строгий, спать люблю зимой в берлоге.
И всю зиму на напролёт снится мне душистый мёд.
Страшно я могу реветь, кто же я, скажи? (медведь)
3. Стройный, быстрый, рога ветвисты, пасётся весь день, кто это? (олень)
4. Юркий, маленький зверёк, по деревьям прыг и скок (белка) .
- А кто же прячется от нас в лесной глуши? Узнать это нам поможет игра «Чьи следы? "
-Но вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие. Кого же вы сегодня встретили, путешествуя? Кто следит за порядком в лесу и если нужно, помогает всем его обитателям?
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и голос птичий
Охраняет – кто? (лесничий)
- В чём заключается работа лесничего?
-Ребята, какие вы сегодня молодцы, как много вы знаете о природе нашего края, и теперь пришло время подвести итоги. Давайте положим все «ягодки – очки» в коробочку, закроем глаза, а я произнесу волшебные слова.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой.
-Что же это, ребята, за богатырь? (лес)
Воспитатель открывает коробочку и угощает детей вкусным земляничным вареньем.
Вот так подарок! Все ваши ягоды превратились в варенье. Спасибо тебе, лес, за такое угощенье.