Ирина Ходун
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое часов»
▼ Скачать
Цель: Расширение представлений детей о знакомых предметах (часах).
Задачи:
Обучающие:
• Формировать представление детей о времени.
• Познакомить детей с разными видами часов и их историей.
Развивающие:
• Развивать умение на основе опытов анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
• Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Ход занятия:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Путешествие в прошлое часов“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
-Ребята, сегодня мы поговорим об удивительном приборе, которого иногда даже не замечаем, но без которого не сможем жить. Если этот прибор исчезнет, то не смогут летaть самолёты и плавать корабли, на железной дороге произойдёт множество крушений, заводы и фабрики прекратят работать, а спортсмены устанавливать рекорды. Вы догадались, о чём пойдёт речь?
Знаем всё – когда вам спaть
И когда пора вставать.
Это только к слову – так,
Мы спешим, тик-так, тик-так.
Ходим ночью, ходим днём,
Никогда не устаём. (чaсы)
Без часов будет очень сложно жить в современном мире.
Дети и взрослые начнут опаздывать в школу, на работу, в театр… почему?
- А ведь современные чaсы, как и многие другие предметы, не всегда выглядели так, как мы их привыкли видеть. Хотите сейчас отправиться в далекое прошлое и узнать, историю их появления? На чем же можно отправится в прошлое? (машина времени)
- Отправляемся, встали в круг, возьмите друг друга за руки, закрыли глаза.
Дружно за руки возьмемся
В прошлое перенесемся.
(звуковое сопровождение)
1 остановка «Солнечные часы» Презентация
Встало солнышко – пора людям встaвать, за работу браться. Поднялось оно, прошло полдороги по небу – надо людям отдохнуть и пообедать. А спряталось солнышко за леса, за горы – пришло время людям идти по домам. И вдруг человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Посмотрел и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Кончился день, солнце сделало по небу круг, и тень тоже пробежала. Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом.
Рассматривание макета солнечных часов.
Такими часами пользоваться человек не всегда мог. Почему, как вы думаете? (Ответы детей)
-Отправимся дальше.
2 остановка «Водяные часы» Презентация
Послушайте еще одну историю. Один очень умный житель древнего города, наблюдал за тем, как вода капала из треснувшего кувшина. Капли падали кап. кап. Придя домой, он в донышке сосуда просверлил маленькую дырочку, налил в сосуд воды, и стал следить как капля за каплей вытекала вода из сосуда. Когда прошел час, уровень воды опустился и он сделал на сосуде черточку, через час сделал еще одну и продолжал делать черточки до тех пор, пока отметок не стало 12, каждая из которых равнялась одному часу. Вот так в изобрели водяные часы.
Рассматривание макета водяных часов.
-Удобны ли такие часы? (вода может закончиться)
3 остановка «Песочные часы»
Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали песочные часы. Они похожи на водяные, только вместо воды в них песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Часы переворачивают и счет времени продолжается.
Такие часы рассчитаны на определенный промежуток времени (1.3,5,10 минут, но узнать который час по ним нельзя.
Рассматривание песочных часов.
Физминутка:
Тик-так, тик-так.
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (наклоны).
А в часах сидит кукушка,
У нее своя избушка (присели).
Прокукует птичка время, (встали)
Снова прячется за дверью (присели)
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга (вращение туловища вправо)
Повернемся мы с тобой против стрелки часовой. (вращение туловища влево)
А часы идут, идут (ходьба на месте)
Иногда вдруг отстают. (замедление темпа ходьбы)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте)
Если их не заведут, то они совсем встают. (останавливаются)
4 остановка «Механические часы»
Все эти часы (солнечные, песочные, водяные) были не совершенны, не удобны в определении времени, поэтому люди придумали механические часы. Почему они так назывались, потому что в них был механизм: различные звездочки, шестеренки, пружинки, спиральки. Первые механические часы появились в Китае. Раньше часы были редкостью.
Сначала эти часы были большими, поэтому сначала их устанавливали на башни в городах. (фото)
Со временем изобретатели смогли уменьшить часы в размерах и появились часы настенные (фото, каминные (фото, карманные (фото) и наручные (фото).Все эти часы один раз в день обязательно нужно было заводить иначе они остановятся.
Рассматривание будильника.
-Пора нам возвращаться в наше время.
Дружно за руки возьмемся
В наше время перенесемся.
(звуковое сопровождение)
-Ребятa, мы вернулись с вами в наше время. Какими же часами люди пользуются сейчас? (Ответы детей: механические, электронные) Электронные часы не надо заводить. Эти чaсы работают от батареек. Людям пришелся по душе циферблат механических часов и длительная работа электронных, и они объединили эти два вида и получили кварцевые часы.
Они удобны в применении.
Итог:
-Ребята, сегодня мы с вами познакомились с историей часов? Какие часы изобретали люди? Какими часами мы пользуемся сейчас?