любовь шендикова
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие по ознакомлению с художественной литературой в старшей логопедической группе. Лексическая тема: «Дом» И. Суриков «Детство» (заучивание стихотворного текста по мнемосхемам).
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой, Заучивание стихотворения И, Сурикова „Детство“» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Образовательные задачи : -расширять словарный запас детей по лексической теме : предметный (дом, замок, дворец, изба, дом), признаков (уютный, удобный, современный, сказочный, загадочный, необычный, волшебный, одноэтажный, каменный, кирпичный, панельный, деревянный, соломенный, пряничный, бревенчатый, действий (строить, возводить, лепить, складывать, -расширять кругозор детей, пополнять словарный запас, знакомить детей с произведениями русского народного творчества, русских писателей, -учить внимательно слушать и отвечать на вопросы,
-учить детей заучивать текст по мнемосхемам и мнемотаблицам,
Развивающие задачи : -развивать связную речь, память, внимание, логику, мышление, мелкую моторику.
Воспитательные задачи : -воспитывать интерес к народному творчеству и русской литературе, бережное отношение к русской речи, слову, книге.
Оборудование. Демонстрационный материал: картинки с изображением домов, картинки с изображением сказочных домиков, мнемосхемы пальчиковой гимнастики, динамической паузы, различия стихов и прозы, для заучивания поэтического текста. Раздаточный материал: мнемосхемы для каждого ребенка для заучивания стихотворения, «Блоки Дьенеша», счетные палочки, тарелочки, ковролины, схемы домов. Прогнозируемый результат : к концу занятия дети выучивают стихотворение И. Сурикова и могут рассказать его наизусть, дети называют автора и название произведения, воспитанники могут рассказать о любом доме по схеме.
. Воспитатель предлагает детям встать полукругом у календаря природы:
-Дети, вспомните, пожалуйста, какое время года сейчас? - Какой сегодня день недели? А что мы делаем сегодня?
Воспитатель: - Дорогие ребята, как вы думаете, на какую тему мы будем читать книгу или учить стихотворение? На столах вы видите подсказки. Что лежит на столах? Дети : На столах мы видим картинки, на которых изображены дома. Наша тема – дом.
Д/ и : «Найди свой дом».
-Дети, возьмите схемы и найдите по ним свой дом. По мнемосхеме на мольберте расскажите о доме.
Воспитатель: - Дети, какие вы сегодня молодцы! А мы можем увидеть эти дома? Да, это настоящие дома, их мы можем увидеть в городе и в деревне. А какие дома бывают в сказках?
- Сегодня мы отправимся в путешествие в мир книг и увидим сами эти сказочные здания. Для этого нам надо попасть в сказку. Динамическая пауза.
Инструкция: Послушайте внимательно и выполните:
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем мы сейчас играть:(шагаем)
Раз- присели,
Два - все встали,
Покружились, не устали,
Руки в стороны и вверх-
Снова книга ждет нас всех. (хлопаем)
По дорогам книг пойдем – (шагаем по тактильным дорожкам).
В гости в домики зайдем.
Всех хозяев соберем.
Воспитатель с
детьми проходит по дорожкам и подходит к домикам-картинкам. - Вот мы и попали в сказку. Поиграем?
Д/ и : «Что это за дом? Кто в этом домике живет?» (Воспитатель показывает картинку – домик и спрашивает о том, что это за дом и кто живет в этом домике, доме, дворце).
1. Пряничный домик (медведь).
2. Замок (Снежная Королева, Дед Мороз, Госпожа Метелица). 3. Домик на крыше (Карлсон).
4. Тыква (мышка, гусеница, гном).
5. Изба (Никита Кожемяка, богатырь, бабушка и дедушка) 6. Домик на опушке (Красная Шапочка)
7. Три домика (Три поросенка)
8. Избушка на курьих ножках (Баба Яга)
Воспитатель : - Мы многое увидели и вспомнили. (Раздается тихий стук в дверь).Дети к нам кто-то пришел. (Показывает маленького мальчика). Это Мальчик- с пальчик, ему негде жить. Что делать? Правильно, нужно ему построить дом. А нашим строителям нужны сильные руки, поэтому поиграем в игру с пальчиками. По памятке на мольберте выполним пальчиковую гимнастику и построим дом для Мальчика-с – пальчика. Пальчиковая гимнастика «Домик». В этот домик мы въезжаем
И ворота открываем.
Крепкий на дверях замок-
Чужих не пустит на порог!
Дети подходят к своим рабочим местам рассматривают тарелочки с блоками Дьенеша и счетными палочками.
Воспитатель:- Как вы думаете, что можно построить из этого материала? Дети:-Мы построим дом из блоков, а из палочек сделаем забор.
Выполняют задание.
Воспитатель показывает фотографию мальчика в русском народном костюме. -Дети, как вы думаете, где может жить этот мальчик? А давайте узнаем это у него самого. В группу приходит воспитанник подготовительной группы в русском национальном костюме. Он здоровается, кланяется в пояс и говорит: - Я рад вас видеть. Я живу в деревне, в деревянной избе. Зимой бабушка моя печку топит, пироги печет, а мы с ребятами в снежки играем и на санках катаемся. Воспитатель: -Ваня нам рассказал о себе- это рассказ, проза. А вот как об этом написал русский поэт Иван Суриков в стихотворении «Детство».(Воспитатель показывает мнемотаблицу определения прозы и стихов.)Это стихи. Давайте их выучим сегодня. Динамическая пауза «Строим дом». Воспитатель:- Встанем в круг и поиграем. 1. Д/и «Подскажи словечко». Я читаю строчку, а вы договаривает последнее слово. 2. Д/и «Наши руки- помощники». Воспитатель сопровождает чтение жестами, играет мимикой и руками. 3. «Смотрю на схему – повторяю строчку». Детям предлагается повторять стихотворение по мнемосхемам. 4. «Отгадай строчку». -Я показываю на строчку, а читает ее наизусть тот, на кого я покажу. 5. Д/и «Цепочка». Каждый ребенок читает наизусть по строчке друг за другом.
6. Д/и «Повтори четыре строчки».- К мольберту подойдет тот, кого я назову ласково и прочитает четыре строчки стихотворения. А теперь, кто хочет первым прочитать наизусть отрывок из стихотворения Ивана Сурикова «Детство». Молодцы! Вы настоящие чтецы, у вас все получилось эмоционально, красиво и правильно.
Воспитатель:- Вот и подходит к концу наша встреча. Вспомните, пожалуйста, кто автор этого стихотворения? Как называется это произведение? Что нового узнали? Что понравилось? Что самое главное мы сегодня сделали? Как мы это сделали? Молодцы! Всем большое спасибо!