Олеся Жураковская
Конспект НОД в старшей группе «Поможем Незнайке» по опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности
Программные задачи:
«Познание»
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента;
-развивать наблюдательность, умение проводить несложные эксперименты,
анализировать, делать выводы;
- развивать органы зрения, слуха, обоняния, сенсомоторные способности.
«Коммуникация»
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Поможем Незнайке“ по опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми;
- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
«Социализация»
- развивать у детей навыки сотрудничества работы в паре через экспериментирование;
- развивать сообразительность, умения самостоятельно решать поставленную задачу.
«Здоровье»
- закрепить о значении чистого воздуха для здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности;
- формирование умений у детей делать глубокий вдох, удерживать воздух и медленно его выдыхать.
«Безопасность»
- закрепить правила безопасности поведения во время проведения экспериментов.
«Труд»
- развитие трудовой деятельности во время экспериментов;
Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире, желание помочь сказочному персонажу.
Персонаж: Незнайка.
Оборудование: Письмо и посылка от Незнайки, открытка с загадкой, модель с перечнем знаков (глаз, руки, ухо, нос, гиря, алгоритм выполнения каждого эксперимента, мольберт, таблички с именами детей, фартуки или халаты, блюдце, прозрачный стеклянный стакан, свечка, спички, полиэтиленовые пакеты, веера из бумаги, стаканы по количеству детей, трубочки, ёмкости с водой, салфетки, пустые бутылочки, крышки от фломастера, футлярчики от киндера с разными ароматами, воздушные шары, зубочистки, палка-весы, кусочки пластилина, минеральная вода.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня мне с утра почтальон принёс письмо и посылку для вас, а от кого, мы сейчас посмотрим.
- Давайте, сначала прочтем письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Незнайка. Я хожу в школу, в первый класс. И мне учитель задал домашнее задание узнать и рассказать о том, что находится в посылке. Помогите, пожалуйста. Скоро буду у вас.»
- Ребята, поможем Незнайке? (Да)
- Давайте откроем посылку, и узнаем, что же там находится. (Ничего нет)
- Ой, пусто. Посмотрите, а вот на крышке (с обратной стороны посылки)
прикреплена какая- то открытка с загадкой. Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (Воздух)
- Что же нам прислал Незнайка? (Воздух).
- Значит, мы должны собрать информацию для Незнайки о воздухе.
- Ребята, а для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он не видимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
- Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут.
- Сейчас это мы проверим, давайте закроем рот и зажмём нос, посмотрим, как мы себя будем чувствовать. (Плохо).
- Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.
- Для дыхания нам нужен кислород. Воздух состоит из кислорода, мы им дышим, и из углекислого газа, мы его выдыхаем. Кислород нужен не только для дыхания. Зажжём на блюдце свечу, горит? Накроем ее стаканом. Раз, два, три – погасла! А почему? (Ответы детей).
- Нет воздуха, а точнее кислорода, а без него нет огня.
- Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? (ответы детей).
- Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? (Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород, и. т. д.)
- А кому ещё нужен воздух? (Животным, растениям, рыбам).
- Правильно, всему живому.
- И сегодня мы с вами по просьбе Незнайки поговорим о воздухе как, настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется? (Лаборатория).
В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга.
- Скажите, какими качествами должен обладать ученный? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным).
- Я приглашаю вас в лабораторию. (Дети надевают халаты или фартуки).
- Итак, я предлагаю вам познакомиться и сесть парами. Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
- Посмотрите на мольберт, как вы думаете, что здесь изображено? (глаз, руки, нос, ухо, гиря)
- Это модель наших исследований. Как вы думаете, что означает знак «глаз»? (Ответы детей).
- Это знак означает, как можно увидеть воздух.
Эксперимент №1 «Как поймать воздух?»
- Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (Он пуст).
- Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь наберите в пакет воздух и закрутите его. Что произошло с пакетом? Что в нем находится? Какой он? Вы его видите? (Ответы детей).
Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?
- Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (Ответы детей).
- Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.
Вывод: воздух нельзя увидеть, он прозрачный.
Давайте отметим на нашей модели карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».
- Что дальше нарисовано на модели? (Руки). Как вы думаете, что могут обозначать руки? (Ответы детей).
- Можно ли почувствовать воздух?
Эксперимент №3 «Чувствуем воздух»
- Возьмите со стола наши пакеты и вновь поймайте воздух. А теперь возьмите зубочистку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Ответы детей).
- Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (Воздух, холодок).
А теперь подуйте на ладошки через трубочку, что чувствуете? (Воздух, струю воздуха).
Воспитатель: Оказывается, есть очень много предметов, которым нужен воздух. Где мы можем использовать воздух?
Дети: Вентилятор, фен, обогреватель, надувные матрацы.
Воспитатель: Теперь подумайте и скажите, какой бывает воздух зимой, а какой летом?
Дети: Летом - теплый, а зимой холодный.
Опыт. «Теплый и холодный»
Воспитатель: А теперь давайте узнаем, какой воздух выделяют наши предметы?
(На столе лежит фен и вентилятор, и проверяем, включив в розетку)
Дети: Вентилятор дует холодный воздух, а фен теплый.
Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его.
- Как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)
- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи пакета, веера, дули на ладошки).
Посмотрите,, нарисовано «ухо», на какой вопрос мы должны найти ответ? (Как услышать воздух)
Эксперимент №4 «Слышим воздух»
- Возьми те по крышечке от фломастера и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук).
- А ещё у меня на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? (Ответы детей).
- Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? (Писк, воздух).
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли крышки от фломастера и воздушный шарик).
- А когда мы, слышим воздух на улице? (Когда дует сильный ветер).
- Ветер – это движение воздуха.
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
- Я вас приглашаю на ковёр, отдохнуть и подготовиться к следующему эксперименту.
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)
«насос»
Глубокий вдох – руки вверх,
Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.
Итак, мы сделали дыхательные упражнения, и теперь кровообращение в головном мозге улучшилось, а значит, мы сможем внимательно сосредоточиться на следующем эксперименте.
Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. На модели, какой следующий знак? (Нос).
-Что он означает? (Ответы детей).
- Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?
Эксперимент №5 «Узнай по запаху»
- Возьмите футлярчики от киндера, что в них? (ничего,там воздух)
- Да, действительно там воздух, но не простой, Понюхайте, что вы чувствуете, угадайте какой запах. (Ответы детей).
Вывод: воздух не имеет запаха, но распространяет и переносит другие запахи.
- Посмотрите у нас остался еще один знак, что это? (Гиря). Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить? (Ответы детей).
- Имеет ли воздух вес?
Кто как думает? Давайте проверим?
Эксперимент № 6 «Сколько весит воздух?».
- Попробуем взвесить воздух. К обоим концам палки привязываем два одинаковых воздушных шарика, на середину палки прикрепляем веревочку, и находим равновесие. Что произойдет, если проткнем один из шаров острым предметом? (Ответы детей).
- Почему конец палки, к которому привязан лопнувший шарик, поднялся вверх? (Ответы детей).
Из шарика вышел воздух, шарик без воздуха стал легче.
Вывод: воздух имеет вес.
В: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.
В: Хотите попробовать?
В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. ( показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)
Итак, ребята, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом, и заполнили нашу модель выводами. И эту модель, мы можем подарить Незнайке.
Стук в дверь, заходит Незнайка со связкой воздушных шаров, здоровается с детьми.
Н: - Вы получили мое письмо и посылку.
Ответы детей
- ребята, а что было в посылке? А что такое воздух?
В: - Незнайка, мы провели несколько экспериментов и составили такую модель.
Н: - А что это означает?
В: - Дети сейчас помогут тебе и расскажут. (Ответы детей по модели).
Н: - Вот спасибо, ребята, теперь я многое знаю о воздухе, и наверное получу «5». А за то, что вы мне помогли, подарю вам воздух в шариках.
В: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
Раздает детям шарики, берет модель, прощается и уходит.
- Дети вам понравилось, экспериментировать? (Ответы детей).
- А мне понравились вы, и понравилось работать с вами. Вы молодцы! Спасибо всем!