Шмакова Ирина
Консультация для педагогов «Роль подвижных игр в развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные игры - незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития его мышления, ценных моральных и волевых качеств. Играя в подвижные игры, можно использовать бесконечное количество сложных и разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка.
В подвижных играх можно совершенствовать эстетическое восприятие мира. Дети знакомятся с красотой, изображением движения, развивают чувство ритма. Подвижные игры готовят детей к труду: дети раскладывают и убирают атрибуты в определенном порядке, используют необходимые двигательные навыки для будущей трудовой деятельности. Играть в детские игры очень интересно, ведь это основная форма обучения для дошкольников.
Методика подвижной игры включает в себя неограниченные возможности, комплексное использование различных технологий, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство. Особое значение имеет профессиональная подготовка, наблюдательность и прозорливость воспитателя. Стимулируя интерес ребенка к игре, увлекая его, педагог замечает и подчеркивает важные факторы в развитии и поведении детей. Необходимо распознать реальные изменения в знаниях, навыках и умениях. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные. Наблюдательность и любовь к ребенку позволят педагогу вдумчиво выбирать, как направлять его деятельность, корректировать поведение ребенка и свое собственное, создавать радостную атмосферу в группе. Цель игрового метода - воспитание эмоциональной, сознательной личности, действующей в пределах своих возможностей и владеющей разнообразными двигательными навыками.
Обязательным условием успешной реализации любой подвижной игры является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Его поведение в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типа особенностей нервной системы. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка и помогает сбалансировать процессы возбуждения и торможения. Подбор и планирование народных подвижных игр зависит от условий работы в каждом возрасте: общего уровня физического и психического развития детей, их двигательных навыков, состояния здоровья каждого ребенка, времени года, особенностей системы, места организации, интересов детей. В наших детских садах воспитатели ежедневно проводят с детьми прогулки, игры и различные физические упражнения. Содержание игр разнообразно и организуется для детей по их выбору с учетом времени суток, условий, в которых они проводятся, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными задачами:
• укрепление и оздоровление организма детей;
• формирование необходимых навыков движений;
• создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей;
• воспитание у них дружеских и взаимоотношений и элементарной дисциплинированности;
• умения действовать в коллективе сверстников;
• развитие их речи и обогащение словаря.
Правильно выполненные движения доставляют детям удовольствие, вызывают чувство уверенности и желание совершенствоваться. Преподаватели учитывают физические способности и личные качества детей, когда делят игроков на группы или команды. Учителя подбирают команды равной силы, чтобы объединить неуверенных детей со смелыми, активными.
Во время игры задача учителя состоит в том, чтобы
- следить за действиями, которые необходимо выполнять (подсказывать, как правильнее выполнить то или иное действие,
- следить за дозой физической нагрузки (ее нужно увеличивать постепенно, общая продолжительность игры - около 15 минут,
- давать короткие указания (желательно в позитивной форме, поддерживающей радостное настроение и поощряющей решительность, ловкость, находчивость и инициативу,
- Поддерживать и сдерживать эмоции игроков и позитивный настрой и отношения,
- Учить детей действовать ловко и быстро в создаваемых ими игровых ситуациях, оказывая товарищескую поддержку,
- Учить детей достигать общих целей, весело проводя время.
Подведение итогов должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться ещё лучших результатов. К обсуждению игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое воздействие.
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений. Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой — специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.
Занятия в классе признаны основной формой обучения детей спорту. В то же время подвижные игры занимают очень важное место в системе физического воспитания дошкольников и широко используются во всех возрастных группах. Основные движения детей дошкольного возраста развиваются по-разному по структуре и характеру. Некоторые из этих движений развиваются и совершенствуются в результате повседневного использования. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание и т. д., которые широко используются детьми не только в самостоятельной деятельности и творческой игре, но и как обязательные элементы содержания организованной подвижной игры с самого раннего возраста. Безусловно, эти движения успешно осваиваются детьми в менее директивных формах обучения, чем в классе, особенно в подвижных играх.
Но в то же время игра не может служить средством обучения младших дошкольников более сложным по координации движениям, требующим определенной четкой техники, усиленной концентрации внимания, дополнительных волевых усилий. К таким движениям могут быть отнесены разные виды метаний и прыжков. Первичное ознакомление и разучивание их более эффективно происходит в форме упражнений на занятиях. Подвижные игры целесообразны только для закрепления и совершенствования этих движений. Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.
В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко, чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.).
Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движении, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость. Подвижные игры в основном — коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.
Соблюдение правил игры улучшает организованность, концентрацию, контроль движений и способствует проявлению силы воли. Например, дети должны начинать двигаться вместе по команде педагога, а если игра сопровождается словами, то убегать от ведущего только после сигнала или последнего слова текста.
Благодаря своему разнообразию, ландшафтные подвижные игры помогают детям закрепить знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира: повадках и особенностях различных животных и птиц, их позывах, звуках, издаваемых машинами, транспортными средствами и поездами, правилах движения автомобилей и самолетов.
Одна из задач педагогического руководства подвижными играми - поддерживать полную активность детей в игре и постепенно усложнять движения в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.