Елена Баклушина
Конспект НОД в старшей группе «Воздухоискатели» по опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе «Б» «Солнышко» по опытно – экспериментальной деятельности
Тема: «Воздухоискатели».
Подготовила: Баклушина Е. А.
Цель: создание условий для развития познавательной активности в процессе экспериментирования.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Воздухоискатели“ по опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Обучающие задачи:
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
• Активизировать речевую активность, аргументировать речь.
• Развитие инициативности.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Гипотезы:
- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух есть внутри предметов;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха не возможна жизнь.
Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); халаты; миски с водой 2 шт. ; игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые; гуашь; кисточки; стаканчики и трубочки.
Ход НОД:
• Привлечь внимание детей звоном колокольчика
• Сбор детей на ковре
• Приветствие
Вопросы к детям
Все ли нашли себе местечко?
Все ли удобно устроились?
Давайте по приветствуем друг друга
Воспитатель: Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
Здравствуй! Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
Воспитатель: Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу - скажем «Здравствуйте!» и подарим всем свои улыбки.
Воспитатель:
- У тебя есть две руки, есть и десять пальчиков
Десять ловких и весёлых, быстрых чудо – мальчиков.
Будут – будут наши пальчики трудиться,
Не пристало чудо – мальчикам лениться!
Кто хочет со мной поиграть?
Игра: «Ветер»
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тиши, тиши, тиши,
Деревцо всё ниже, ниже.
Выросло деревцо.
Воспитатель: Ребята, а кто оказался из вас самым внимательным и заметил, что у нас в группе появилось, что - то новое? Посмотрите, что я приготовила для вас в разных центрах. В центре творчества я приготовила для вас раскраски, вырезанные картинки для создания коллажа. В центре книги иллюстрации с воздушным, водным транспортом. Так же вас ждут центр игры, конструирования, и познания где будет работать лаборатория. Каждый центр у нас сегодня обозначен определённой геометрической фигурой, и у кого окажется та или иная фигура, тот и пойдет играть в этот центр (дети расходятся по центрам).
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к столам, надевают халаты). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: Воздух? А что это такое?
Опыт : «Воздух существует»
Давайте проведем опыт. Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага?
Дети: Бумага в стакане остается сухой.
Воспитатель: Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух - не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.
Вывод 1: Воздух существует!
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Невидимый.
Воспитатель: А какого он цвета?
Дети: бесцветный, прозрачный.
Опыт : «Чем пахнет воздух»
Воспитатель: А как он пахнет? Понюхайте воздух. Чем пахнет? (можно для сравнения предложить детям вдохнуть носом воздух. Затем взять кофе, ромашку, заварку и предложить ребятам поочерёдно попробовать почувствовать запахи, а потом просто понюхать воздух).
Дети: ничем, он без запаха.
Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный, без запаха.
Опыт : «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом).
Воспитатель: а давайте проверим действительно он бесцветный, прозрачный. Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?
(ответы детей). На столе у меня фонарик. Волшебники, давайте я сейчас посвечу на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет. Проходит не искажаясь.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха - прозрачный, бесцветный.
Вывод 3: воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт : «Воздух в человеке».
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!
Воспитатель: Молодцы!
Вывод 4: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах есть воздух? (ответы детей).
Дидактическая игра: «Тонет - не тонет» (Звучит детская песенка «По морям, по волнам», дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.
Физкультминутка:
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело, (засучиваем рукава) Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой) Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте).
Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности) :
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри предметов;
- что воздух есть внутри людей.
Воспитатель: А теперь ребята, пожалуйста, рассаживайтесь за столы.
Опыт : «Раздуй каплю» (рисование воздухом).
Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью или с помощью фломастеров. Вам нравится?
Дети: Здорово!
Подведение итогов, оформление выставки творческих работ.