Светлана Перова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе в форме викторины «Птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №113 «Золотой ключик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе в форме викторины „Птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Викторины, интеллектуальные игры
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Викторины, интеллектуальные игры
- Птицы. Конспекты занятий
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Темочки
Выполнила: Перова Светлана Валерьевна,
Чебоксары 2015г.
Программное содержание:
закрепить и расширить знания о перелетных птицах и зимующих птицах, учить выделять характерные особенности птиц, учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида перелетных птиц. Дать представление о некоторых кочующих птицах, которые прилетают с севера и живут у нас до весны (щеглы, снегири, свиристели, клест, чиж, тетерева). Воспитывать бережное отношение к птицам, желание их подкармливать и бережное отношение к природе родного края.
Интеграция по образовательным областям: познание, коммуникация, физическая культура.
Оборудование: иллюстрации птиц, таблица «Птицы», карточки «Найди тень птицы», аудиозапись «Пение птиц», дидактическая игра «Кто как устроен?».
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на участке, дидактические игры “Выбери правильный ответ”, “Запомни, назови”; игры и упражнения “Улетают – не улетают”, “Кто, где и как зимует” (различие зимующих и перелетных птиц, чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Настольно-печатные и подвижные игры.
Организационный момент, (Дети становятся в полукруг и раздается карточки с птицами. По определенным признакам птиц дети садятся за столы).
Работа по теме:
Сегодня мы с вами посетим разные птичьи стаи, но сперва угадайте загадку:
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает –
Это всё когда бывает? (Осенью) .
Воспитатель: А теперь каждая команда отвечает на вопросы
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени?
Дети: Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы.
Воспитатель: А как называются птицы, которые улетают в теплые края?
Дети: Перелетные птицы улетают в теплые края, потому что насекомые прячутся в кору деревьев.
Воспитатель: Назовите перелетных птиц?
Дети: Ласточка, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок, стрижи, иволги, кукушки, гуси, лебеди, зяблики, трясогузки, скворцы.
Воспитатель: А как называются птицы, которые остаются зимовать?
Дети: Зимующие птицы потому, что остаются зимовать у нас.
Воспитатель: Назовите зимующих птиц?
Дети: Воробьи, синицы, дятлы, совы, филины, тетерева, сороки, овсянки.
Воспитатель: С исчезновение перелетных птиц, у нас появляются зимние гости, которые прилетают к нам зимовать из северных районов, где суровые зимы. Таких птиц называют кочующими.
Закрепить это понятие 3-4 ответами.
Воспитатель: Дети, вы знаете птиц, которые прилетают к нам на зиму? Назовите их. Если дети не смогут назвать, помочь им. Снегири, клесты, свиристели, чижи, щеглы.
Воспитатель: А сейчас каждой команде я загадаю загадку:
"Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдё т приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут!" (Снегирь).
Воспитатель предлагает рассказать о снегирях.
Снегирь больше воробья. У него яркие перышки, грудка красная. У снегиря толстый короткий клюв черного цвета. Снегирь прилетает к нам зимовать с первым снегом. Снегирь неповоротливая, медлительная птица, но в полете очень красива.
Вопросы воспитателя:
1. Почему их назвали снегирями? (Его название произошло от слова "снег", потому что птица прилетает на первый снег).
2. Чем питаются? (Семенами ясеня, клена, рябины).
Воспитатель: следующая загадка
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда (кукушка)
Кукушка – немного больше голубя, с коротким оперением, в окраске которого преобладает серый, черный, белый или коричневый цвет, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить
Вопросы к детям:
1. Вьет ли кукушка гнездо? (кукушка не вьет гнезда, свое яичко подкладывает другим птицам)
2. Кто растит их птенцов? (другие птицы, а кукушонок очень прожорлив и растет не по дням, а по часам)
Воспитатель предлагает детям загадку о дятле:
Черный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (дятел)
Показывает иллюстрации, читает стихотворение:
Дятел сел на толстый сук,
Стал обедать на ходу
«Тук-тук-тук».
Предлагает детям рассказать об этой птице.
Дятел - красивая птица, с ярким пестрым оперением. На голове у дятла красная шапочка. Дятел хорошо лазает по деревьям. Ловко прыгает короткими скачками вверх по стволу дерева. Клюв у дятла прямой и острый. Все лето дятел питается насекомыми, а зимой семенами хвойных деревьев. Дятел - санитар леса.
Вопросы к детям:
1. Почему дятел хорошо лазает по деревьям? (У него короткие, очень сильные ноги, цепкие когти, два пальца вперед, два – назад, хвост служит опорой, т. к. в нем сильные толстые перья)
2. Почему дятла называют санитаром леса? (Так как он уничтожает за лето много насекомых, которые приносят вред дереву. Дятел никогда не долбит здоровое дерево, а только больное, зараженное вредителями)
Игра «Отгадай и присядь» Дети выходят и становятся в круг
Воспитатель: Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками, как будто мы провожаем перелетных птиц в путь. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля, кукушка галка.
Следующее задание: Угадайте голоса птиц (включается аудиозапись) Молодцы дети!
Дидактическая игра «Кто лишний». На магнитной доске иллюстрации птиц.
Воспитатель: Ребята, назовите, кто лишний. Петух, курица, индюк, скворец. Кто лишний и почему?
Дети: Лишний скворец. Он перелётная птица, а все остальные птицы - домашние.
Воспитатель: Грач, ласточка, воробей, скворец. Кто лишний?
Дети: Воробей. Он не перелетная птица, живет у нас зимой. А остальные птицы перелётные.
Воспитатель: Цыплёнок, петух, грач, снегирь. Кто лишний?
Дети: Цыплёнок. Он птенец, маленький, а остальные птицы взрослые большие.
Воспитатель: Ворона, синица, воробей, соловей;
Д/игра «Угадай тень птицы» (Детям предлагаются карточки, на которых изображена птица)
Воспитатель: Ребята, посмотрите карточку и
Д/игра «Кто как устроен?». (Составь из разрезных картинок птицу.)
Воспитатель: Ребята, соберите только те карточки,которые укажут как устроена птица. Молодцы
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, оказывается некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде.
Физкультминутка «Осень».
Мы бежали по дорожке
Промочили свои ножки, (трясут ногами)
Потом сели, посидели. (приседают)
Смотрим: птицы полетели. (машут руками)
Ветер сильный вдруг подул, (качают руками влево–вправо)
Мы испугались: «Караул!» (дети бегут друг за другом).
Итог
Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что … /он достает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что … /она не вьет себе гнезда/.
Воспитатель Мы с вами посетили наших птиц. А птиц надо беречь и заботиться. Я предлагаю вам ребята приготовить дома с папами кормушки так, как приближается зима. Их надо подкармливать и они нас будут радовать своим пением.