Светлана Елисеева
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Ищем невидимку»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дать детям представление о физических свойствах воздуха с использованием технологий развивающего обучения.
Задачи:
Образовательные:
• Расширить знания детей о неживой природе-воздухе, его свойствах;
• Обобщить имеющиеся у детей знания об органах чувств;
• Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
• Способствовать формированию у детей познавательного интереса;
• Закрепить навыки работы в коллективе и индивидуального интереса;
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе „Ищем невидимку“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
• Закрепить навыки работы в коллективе и индивидуально во время опытов;
• Формировать умение выдвигать предположения, догадки (гипотезы) и делать умозаключения, выводы на основе практического опыта.
Развивающие:
• Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
• Развивать мышление, память, речь;
• Развивать творчество, фантазию, воображение;
• Расширять кругозор о неживой природе;
• Расширять словарный запас.
Воспитательные:
• Формировать умение действовать в соответствии с правилами коллективной деятельности;
• Воспитывать самостоятельность, уверенность;
• Воспитывать аккуратность и точность в работе;
• Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
• Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Организация детских видов деятельности :
• Общение ребёнка с взрослым;
• Игровая деятельность;
• Исследовательская деятельность (исследовательская практика).
Предварительная работа:
• Наблюдение за ветром;
• Эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное-развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое -развитие», «Физическое развитие».
Активизация словаря: невидимый, прозрачный, не имеет запаха, Кляксография.
Материалы и оборудование: контейнеры с водой на каждого ребёнка, вата, стаканчики, волшебная палочка, зубочистки с флажком, пенопласт, коктейльные трубочки, воздушные шарики (по количеству детей, предметы для лаборатории, камни, дерево, монеты, поролон, баночки для определения запахов, бумажное полотенце, разведённая гуашь, кисточки, альбомные листы, карточки со свойствами воздуха.
Ход занятия
Организационный момент
Цель: Установление контакта, создание положительного настроения на занятии.
Задачи: Активизировать мыслительную деятельность. Расширять знания детей о свойствах воздуха. Развивать воображение.
Воспитатель с детьми стоит в центре группы.
Воспитатель: Ребята давайте пожелаем руг другу «Доброго утра» и улыбнёмся. Ведь улыбка-это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. От наших улыбок стало сразу светлее и веселее.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по океану! Мы с вами живём на дне целого океана? Удивлены?
А я хочу раскрыть вам одну тайну. Вы каждый день купаетесь в этом океане, даже не замечая этого. Этот океан такой огромный! Он без берегов и воды. По нему, словно огромные серебристые «рыбы», пролетают самолёты. Догадались, как же называется этот океан?
Верно, это воздушный океан!
Ну что ж, отправляемся!
(Звучит лёгкая приятная музыка).
Сделайте глубокий вдох, выдох.
Вдохните здоровье, выдохните болезни!
Вдохните добро, выдохните неприятности!
Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство!
Нам легко и приятно.
Воспитатель: Дети, внимание! Начнём с небольшого эксперимента. Одной рукой закроем нос и хорошо, плотно закроем рот. Ни нос, ни рот нельзя открывать.
- Почему вы открыли? Что произошло? Какое у вас было ощущение? Я загадаю загадку и, возможно, вы найдёте ответ на ваше состояние.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь,
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем!
Воспитатель:
Ребята, а что вы знаете о воздухе? А вы знаете, какими свойствами обладает воздух?
А кто изучает воздух?
А где работают учёные?
А вы хотите поиграть в учёных и посетить нашу лабораторию?
Я немного занимаюсь волшебством и могу вас при помощи волшебной палочки перенести вас в лабораторию. Закрывайте глаза, и все вместе произнесё м волшебные слова:
«один, два, три повернись и в волшебной лаборатории очутись».
Воспитатель: А вот и наша маленькая лаборатория. Но в лаборатории нужно соблюдать одно важное условие. Без разрешения руководителя ничего не трогать.
Сегодня мы узнаем много нового и интересного о воздухе, вы будете делать опыты и узнаете много нового.
Основная часть
Цель: Закрепление первоначальных представлений о свойствах воздуха.
Задачи: Расширить представление детей о свойствах воздуха.
ОПЫТ 1.
Ребята, а как вы думаете, есть ли воздух в этом стакане?
Посмотрите, как вы умаете, этот стакан пусто? А давайте проверим?
Возьмите стаканчики, на дно положим вату так, чтобы она не упала, а теперь переворачиваем стакан и отпускаем его ровно в чашку с водой. Вода в стакан попала или нет? Вата намокла? Ребята, почему вода не попала в стакан?
Что не пустило воду в стакан? Какой можно сделать вывод?
Правильно, помог именно воздух. В стакане находится воздух, он не пускает туда воду. А вы его видели, или просто догадались? А хотите увидеть воздух? Опустите стакан снова в воду и наклоните его немного. Что появилось? Побежали пузырьки. А вы говорили, что стакан пустой.
Так что за невидимка сидел в стакане, которого выдали пузырьки? Действительно воздух есть везде, он окружает нас повсюду, в комнате и на улице, но мы его не видим.
Какой воздух? А имеет ли воздух цвет? Какой сделаем вывод?
Вывод: воздух невидимый, прозрачный (карточка).
ОПЫТ 2.
Воспитатель:
Посмотрите, что есть в нашей лаборатории.
Какие предметы: камень, поролон, дерево, монетка. Как вы думаете, есть ли воздух в камне? В поролоне? В монетке? В дереве?
Давайте проверим.
Ребята, а как вы думаете, есть ли в нас воздух?
Я предлагаю вам подуть в трубочки, предварительно, опустив их в воду. Что происходит? Выходят пузырьки. Пузырьки? Как там они оказались, там же вода только что была. Ребята как вы думаете, как появились эти пузырьки? Мы подули в трубочки, из нас вышел воздух в виде пузырьков. Пузырьки –это и есть воздух, который внутри нас. Мы вдыхаем воздух, а потом выдыхаем его через трубочку и получаются пузырьки. Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Что воздух есть внутри предметов… и даже внутри людей. (карточка).
Физминутка.
Но, прежде чем мы с вами будем выполнять следующие исследования, нам надо отдохнуть.
Наши ноги-это корни,
Наше туловище-это ствол,
Наши руки-это ветви,
Наши пальцы-это листья
-Подул лёгкий ветерок-зашелестели листочки на деревьях.
Усилился ветер-затрепетали, закачались веточки.
Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнёт их стволы, клонит к земле.
Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури.
ОПЫТ 3.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Чувствуем ли мы движение воздуха? А сейчас отгадайте загадку:
Он поёт, гудит, играет
И над тучами летает.
Воет волком за окном и пугает перед сном.
А когда устанет-невидимкой станет.
А как ветер и воздух связаны между собой? Вы знаете, что такое ветер?
Ветер-это движение воздуха в природе. Воздух стоит-нет ветра, воздух движется-возникает ветер. Когда воздух движется, мы его чувствуем.
Что ветер приводит в движение?
А ещё используя силу ветра, мы можем заставить плавать маленькую лодочку или кораблик, попробуем.
Давайте сделаем из пенопласта, зубочисток с флажком кораблик. Поставьте кораблик на воду, он плывёт? А теперь подуйте на него. Воздух, ударяясь о парус, двигает кораблик. Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: ветер-это движение воздуха (карточка).
ОПЫТ 4.
Воспитатель:
Дети, имеет ли воздух запах?
Я вам предлагаю понюхать воздух. Что вы ощутили?
А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах?
Воспитатель:
Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. Воздух может приобретать запахи других пахучих веществ. Я вам принесла «окрашенный» запахами воздух.
Какой сделаем вывод?
Вывод: воздух не пахнет, но может передавать запахи других пахучих веществ. (карточка)
ОПЫТ 5.
Сколько всего мы узнали о воздухе! А вы знаете, оказывается, при помощи воздуха можно рисовать! Удивлены? Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым способом рисования при помощи воздуха. Он называется КЛЯКСОГРАФИЯ. Мы будем экспериментировать с красками, и создавать необычные образы.
Итак, давайте уже приступим к рисованию. Возьмите альбомный лист бумаги. Перед вами гуашь, разведённая до жидкого состояния. Давайте сделаем кляксу! Нужно набрать краску на кисточку и капнуть в центр листа. Получилось? Теперь возьмите трубочки и раздуйте краску по листу…
На что похожи ваши кляксы?.
Когда наши кляксы высохнут, можно дорисовать отдельные детали, чтобы образ стал более узнаваем. Например: глазки, хвостик, рожки, ножки.
Какой можно сделать вывод?
Вывод: при помощи воздуха можно рисовать.
Молодцы ребята, вы сегодня сделали столько открытий, справились со всеми заданиями как настоящие учёные. Про воздух можно ещё узнать много интересного, а сейчас нам пора возвращаться обратно в группу. Я возьму волшебную палочку, а вы закроете глаза, и мы все вместе произнесём волшебные слова «один, два, три повернись и снова в группе очутись» и окажемся в группе.
Заключительная часть
Цель: подведение итогов.
Задачи: учить детей делать самоанализ.
Воспитатель:
Ребята, вам понравилось быть учёными? А что мы с вами сегодня исследовали? Что вы узнали о воздухе?
Ребята, посмотрите, сколько у меня воздушных шариков, а чем наполнены шары? Я хочу вам подарить частичку воздуха. Если вам понравилось быть учёным и всё было понятно возьмите зелёный шарик, а если у вас остались ещё вопросы и вы хотите узнать больше, то возьмите жёлтый шарик. Благодарю вас за исследования, и жду вас ещё в своей лаборатории, ведь про воздух можно узнать ещё столько интересного.