Надежда Чипыжова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойство воды»
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия по опытно- экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойство воды»
Автор: Чипыжова Надежда Павловна
Учебное заведение: МБДОУ Табунский детский сад «Огонек»
Забавинский филиал
Населеный пункт: с. Забавное Табунский район Алтайский край
Тема: «Свойство воды»
Задачи:
образовательные:
- формировать у детей познавательный интерес к природе;
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Свойство воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
- дать понятие о том, в каком виде существует вода в природе;
- обратить внимание на значение воды в нашей жизни;
- развивать навыки проведения лабораторных опытов;
- формировать умение самостоятельно проводить опыты, размышлять, обобщать результаты.
развивающие:
- развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования;
- развивать речь, мышление, любознательность;
Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
Продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом.
воспитательные:
- прививать бережное отношение к природе;
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение;
- воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность.
Предварительная работа:
- проведение опытов по определению других свойств воды;
- беседы о воде, о ее роли в жизни человека;
- рассматривание иллюстраций на тему «вода»;
- чтение художественной литературы;
- отгадывание загадок на тему «вода»;
- проведение сюжетно-ролевой игры «Научная лаборатория»
Оборудование: пластиковые стаканчики по 2 на количество детей, трубочки для коктейля по количеству детей, сахар, настой валерианы, пипетки по количеству детей, пищевой краситель, лед на тарелочке,
Ход занятия:
Воспитатель: дети давай отгадаем загадку, чтобы узнать, чему посвящается наше занятие :
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Предположительные ответы детей.
Воспитатель: Правильно, мы поговорим сегодня о воде.
-Кому и зачем нужна вода?
Предположительные ответы детей.
Воспитатель: ребята,а что было бы, если не было воды? Что бы произошло как вы думаете?
Предположительные ответы детей :
- не было бы рек и морей. Погибли бы рыбы;
-нельзя было бы приготовить еду;
- нельзя было бы купаться, умываться, мыть ручки;
- не было бы растений;
- погибли бы животные, растение, которые живут в воде;
- люди не смогли бы выжить.
Воспитатель: ребята у воды есть свойства, а какие мы скоро узнаем. Для этого я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете,что такое лаборатория?
Предположительные ответы детей : это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.
Воспитатель: давайте сегодня превратимся в таких ученых и будем проводить опыты по исследованию воды, и определять ее свойства.
Для проведения опытов по исследованию воды и ее свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
Опыт №1 «Вода-жидкость»
Воспитатель предлагает детям взять 2 стаканчика: один с водой, другой пустой и аккуратно перелить воду из одного стаканчика в другой.
Воспитатель: дети, что происходит с водой?
Предположительные ответы детей : она льется.
Воспитатель: почему вода льется?
Предположительные ответы детей : вода льется, потому что она жидкая.
Воспитатель: поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Опыт №2 «У воды нет вкуса»
Воспитатель: давайте попробуем воду на вкус через трубочку. У воды есть вкус?
Предположительный ответ детей :
- нет;
- вода без вкуса.
Воспитатель: правильно дети, у воды нет вкуса, когда человек очень хочет пить, чтобы выразить свое удовольствие, говорит «Какая вкусная вода!». На самом деле вкуса у воды не существует.
Воспитатель: давайте в стаканчики добавим немного сахара, размешаем и попробуем на вкус. Какой на вкус стала вода?
Предположительный ответ детей :
- сладкая.
Воспитатель с детьми приходят к выводу, что вода приобретает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
Опыт №3 «У воды нет запаха»
Воспитатель: дети, давайте понюхаем воду. Чем она пахнет?
Предположительный ответ детей :
- не пахнет;
-без запаха.
Воспитатель: а давайте в стаканчик с водой капнем раствор валерианы, понюхайте воду, что произошло с ней?
Предположительный ответ детей :
- вода пахнет;
- у воды появился запах.
Воспитатель с детьми приходят к заключению, что вода сама по себе не имеет запаха, но она начинает пахнуть теми веществами которые в нее добавили.
Физкультминутка «Дождик»
Дождик песенку поет: кап…кап (дети свободно встряхивают кистями)
Только кто ее поймет – кап, кап? (недоуменно разводят руки в стороны)
Не поймем не я, ни ты, да, зато поймут цветы (показывают на себя, соседа, изображают пальцами, как распускаются цветы)
И весенняя листва, и зеленая трава….(удерживают руки перед собой, сидя на корточках разводят руки в стороны, шевелят пальцами, словно гладят траву)
Лучше всех поймет зерно: (показывают как зерно держать в руках)
Прорастать начнет оно. (совершают змеевидное движение руками снизу – вверх)
Воспитатель: Молодцы, немного отдохнули и теперь можно продолжить.
Опыт №4 «Вода меняет цвет»
Воспитатель: у вас в стаканчиках стоит чистая вода, как вы думаете, что произойдет с водой если мы добавим в нее капельку пищевой краски? Что произошло с водой?
Предположительные ответы детей :
- вода изменится;
- вода поменяла цвет;
- вода стала другим цветом.
Воспитатель вместе с детьми приходят в выводу. что вода сама по себе прозрачная, но приобретает цвет того красителя, который взаимодействовал с водой.
Опыт №5 «Лед – твердая вода»
Воспитатель: ребята, а вы знаете, что вода у нас настоящая волшебница. Она может быть : жидкой, твердой и в виде пара. С начало нашего занятия на тарелочке лежали кусочки льда, давайте посмотрим что с ним произошло.
Предположительные ответы детей :
- лед тает;
- на тарелочек появилась вода;
- лед стал меньше.
Воспитатель с детьми приходят к выводу, что лед это вода, но в тепле лед тает и превращается в воду.
Опыт №5 «Пар - это тоже вода»
Воспитатель: давайте с вами докажем теперь, что пар – это тоже вода. Для этого я принесла термос с кипятком. Откроем его, что вы видите?
Предположительные ответы детей : пар.
Воспитатель: смотрите дети, я над паром подержу зеркало, что вы на нем видите?
Предположительные ответы детей :
- пар;
- зеркало запотело;
- капельки воды.
Воспитатель с детьми приходят к выводу, когда пар остывает, он снова превращается в воду.
Воспитатель: ребята, так всегда ли в природе вода бывает одинаковой? Что вы представляете при слове вода?
Предположительные ответы детей :
- нет;
- вода бывает в разном состоянии;
- дождь;
- роса;
- снег;
- лед.
Рефлексия
Воспитатель: ребята, давайте вспомним, какие мы с вами проводили опыты и о каких свойствах воды мы узнали. Что запомнилось больше всего?