Ирина Царева
Конспект занятия по окружающему миру «Птицы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по окружающему миру.
Тема:«Птицы».
Цель: Показать изменения жизни и поведения перелётных птиц с приходом весны. Расширять и обобщать знания детей о прилете птиц.
Задачи.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Птицы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Уточнять и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, о видах гнезд и их размещении.
- Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, условия проживания.
- Формировать гуманное отношение к птицам, воспитывать заботливое отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.
- Воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах, бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: Компьютер, картинки по теме: весна; перелётные птицы их гнёзда; признаки весны.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, послушайте загадку:
Вечером светлее стало,
Солнце ярче засияло,
Птицы с юга прилетают
И сугробы быстро тают.
Дети: Весна.
Воспитатель: Правильно, это весна. Ребята, а теперь назовите все весенние месяцы.
Дети: Март, апрель, май.
Воспитатель: Ребята, давайте опишем весну, весна какая?
Дети: Теплая, светлая, радостная, звонкая, солнечная, зеленая, прекрасная, долгожданная.
Воспитатель: Что происходит с природой весной?
Дети: Снег и сосульки тают и превращаются в воду, повсюду журчит вода, набухают почки, появляются первоцветы, возвращаются птицы из тёплых краёв и т. д.
Воспитатель: Молодцы ребята, сколько же вы знаете о весне. А сейчас давайте послушаем загадку.
В небесах они летают,
На деревьях восседают
И живут и там, и тут.
А еще они поют,
Как одежду перья носят,
Радость в нашу жизнь привносят.
Дети: Птицы.
Воспитатель: Правильно. Ребята, значит мы сегодня будем с вами разговаривать?
Дети: О птицах.
Воспитатель: Сегодня мы более поговорим о весенних изменениях в жизни птиц. Давайте вспомним, на какие две большие группы делятся птицы в зависимости от того, где они зимуют?
Дети: Перелетные, зимующие.
Воспитатель: Какие птицы называются зимующими?
Дети: Это птицы которые остаются на зимовку.
Воспитатель: Какие птицы называются перелетными?
Дети: Эти птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: Давайте вспомним и назовем зимующих птиц.
Дети: Воробей, сорока, ворона, голубь, синица, дятел…
Воспитатель: А теперь перечислим перелетных птиц.
Дети: Ласточка, скворец, грач, лебедь, журавль…
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему перелетные птицы из теплых стран возвращаются обратно к нам?
Дети: Они родились здесь, научились летать, добывать себе пищу и т. д.
Воспитатель: Как можно назвать детенышей птиц одним словом?
Дети: Птенцы.
Воспитатель: А вы знаете, как мамы - птицы заботятся о своих птенцах?
Дети: Кормят, согревают, защищают.
Воспитатель: Правильно, с утра до позднего вечера родители кормят своих птенцов. Согревают их холодными ночами, учат летать. Услышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть.
Воспитатель: Ребята давайте поиграем в игру.
Дидактическая игра: «Назови, у кого - кто».
Воспитатель: Я буду бросать мяч каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы ловите его, и называете птенцов птицы, затем возвращаете мяч мне. (У совы - совята, у кукушки - кукушата, у скворца - скворчата, у галки - галчата, у вороны - воронята, у сороки - сорочата, у журавля - журавлята, у грача - грачата, у утки - утята, у аиста - аистята, у гуся - гусята).
Воспитатель: Ребята, вы молодцы. А сейчас пока мы стоим в круге, давайте сделаем физминутку. Повторяйте за мной.
Физминутка
На опушке, на лесной,
Появилась стая птиц, (Бегут на носочках, чуть подняв согнутые в локтях руки).
Не скворцов и не синиц,
А большущих грачей (Приседают).
Ночи черной черней.
Разбежались на опушке, (Бегут в разные стороны, прыгают).
Прыг-скок, крак - крак! (Наклоняются вперед, вниз).
Тут жучок, там червяк!
Крак - крак - крак!
Воспитатель: Молодцы, а теперь присаживайтесь, на стульчики.
Воспитатель: Скажите ребята, а чем же заняты птицы весной?
Дети: Они ремонтируют старые гнёзда и строят новые.
Воспитатель: А где птицы могут стоить свои гнёзда?
Дети: Птицы строят гнёзда на деревьях, на земле, под крышами домов, в кустах.
Воспитатель: А из чего птицы строят свои гнёзда?
Дети: Из сухих травинок, соломы, веточек, кусочков мха…
Воспитатель: Птица закончила строить своё гнездо, какая же следующая забота у птиц?
Дети: Отложить яйца и вывести птенцов.
Воспитатель: Скажите, кто заботится, высиживает, согревает, бережёт яйца. Дети: Мама - птица.
Воспитатель: Кто вскармливает и растит потомство?
Дети: Оба родителя.
Воспитатель: Расскажите ребята, птицы приносят пользу человеку и природе? Дети: Да.
Воспитатель: А как вы думаете, что произойдёт, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?
Дети: Некому будет защищать сады, леса, парки, поля, огороды от вредных насекомых.
Воспитатель: Правильно ребята! Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудных песен. Как надо относиться к птицам?
Дети: Птиц надо беречь.
Воспитатель: Правильно. Птицам надо помогать, не разорять их гнезда, не забирать домой выпавших птенцов, не шуметь в лесу, не кричать, не включать громко музыку, не разжигать костров.
Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас давайте поиграем с вами в игру «Скажи, какой, скажи какая».
Воспитатель: У цапли длинные лапы (значит какая цапля)
Дети: Длиннолапая цапля.
Воспитатель: У аиста красный клюв (какой аист)
Дети: Красноклювый аист.
Воспитатель: У лебедя белые крылья (какой лебедь)
Дети: Белокрылый лебедь.
Воспитатель: У чижа жёлтая грудка (какой чиж)
Дети: Желтогрудый чиж.
Воспитатель: У ласточки чёрная голова (какая ласточка)
Дети: Черноголовая ласточка.
Воспитатель: У трясогузки длинный хвост (какая трясогузка)
Дети: Длиннохвостая трясогузка.
Воспитатель: Какие вы сегодня молодцы.
Итог.
Воспитатель: Сегодня мы очень много говорили о перелётных птицах. Чем можно помогать птицам? (Ответы детей).
Воспитатель: Ну что же, вы сегодня очень хорошо отвечали на вопросы и показали свои знания. Ребята, какое задание вам понравилось больше? Какое задание показалось для вас трудным? (Ответы детей).
Воспитатель: Все молодцы! Занятие окончено.