Зоя Николаевна Мирзоева
«Мягкая педагогика» для организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Мягкая педагогика» для организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста»
Автор: Мирзоева Зоя Николаевна, воспитатель, высшая квалификационная категория.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад «Радуга» МР «Алданский район» РС (Я).
Аннотация. В статье представлен опыт организации работы педагогов с использованием «Мягкой педагогики», ключевой идей которой, является создание благоприятной, психологически безопасной и комфортной образовательной среды для детей дошкольного возраста. Раскрыты основные аспекты «мягкой» коммуникации, представлены способы «мягкого» взаимодействия педагогов и детей, приведены примеры по организации «мягкой» предметно-пространственной среды. Автор считает, что использование «Мягкой педагогики» в дошкольной образовательной организации даёт возможность реализовать современные требования к организации образовательного процесса по всем образовательным областям с учетом ФГОС ДО и ФОП.
Темочки:
Ключевые слова: «Мягкая педагогика», предметно-пространственная среда, сенсорно-тактильные предметы, интеграция, моторика.
Тематическая рубрика: дошкольное образование.
Важной составляющей частью ФГОС и федеральной образовательной программы является проявление детьми инициативы, самостоятельности, умение трудиться в команде, при этом важно развивать творческое и критическое мышление. На данный момент в образовательном процессе активно применяются информационные технологии, но важно не упустить практический опыт с различными предметами. «Мягкая педагогика» ориентирована на многообразность форм и способов воплощения идей гуманистической педагогики в образовательной реальности и предлагает вариант гармоничного сочетания традиций и новаций, фольклорного и современного материала, опыта народной (семейной, материнской) педагогики и инновационных образовательных технологий. В своей практике мы использовали опыт работы доцента кафедры дошкольного образования Томского государственного педагогического университета кандидата психологических наук Елены Дмитриевны Файзуллаевой.
«Мягкая педагогика» – это дидактические материалы, тактильные конструкторы, пособия из разных материалов: лоскутки из разных видов тканей, вязаные веревочки, шифон, пряжа, фетр. В комплект сенсорных игр в стиле «Мягкая педагогика» входят: вязаная графика, мнушки, палочки-игралочки, игрушки-говорушки, цветная радуга, связанный театр, разнообразные игры из фетра. Все эти материалы дают возможность ребенку при деликатном участии взрослого преобразовывать их и создавать что-то новое, уникальное. К тому же это отличное средство для сенсорного развития малыша – первой ступени развития интеллектуальных и умственных способностей ребенка.
Преимуществом таких пособий является:
все развивающие игры сочетаются между собой, дополняя друг друга и предоставляя различные варианты использования в образовательной деятельности;
многофункциональность пособий позволяет применять их в различных направлениях, например: в период адаптации или подготовке к школе, в работе с детьми-инвалидами и детьми ОВЗ; использование во всех образовательных областях;
пособия являются отличным средство для организации предметно-развивающей среды: в досуговой и свободной деятельности ребенка;
легко трансформируются для игровых и учебных зон, их можно использовать многократно, это неисчерпаемый, дополнительный ресурс – материал не заканчивается, можно использовать повторно, неприхотлив в уходе;
возможность использования разными специалистами (воспитатель, логопед, психолог, педагог дополнительного образования) за счет гибкости пособий.
Развивающие игры «Мягкой педагогики» – это сенсорно-тактильные предметы игрового обихода из текстиля, которые включают в себя:
многофункциональные игровые наборы, имеющие развивающий, обучающий, развлекательный характер;
тренажеры для развития моторной ловкости пальцев и кистей рук, которые активизируют творческий и умственный потенциал ребенка;
игровые комплекты для творчества;
средства для релаксации.
«Вязаная графика» – это творческий набор, состоящий из холста-основы и вязаных веревочек («вязаных сенсорных карандашей») разного цвета и длины, которые можно использовать для игровой деятельности, в изобразительном творчестве, на психолого-коррекционных и развивающих занятиях. В процессе тактильного рисования активно развиваются психические процессы, мелкая моторика, речь, обогащается чувственный опыт, формируются представления о цвете, форме, величине. С детьми старшего дошкольного возраста цветные веревочки можно использовать на занятиях по математике и обучению грамоте для выкладывания цифр и букв. Этот набор можно использовать для индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий, а также занятий с детьми-инвалидами и детьми ОВЗ. Мы используем разнообразные игры, например: «Нарисуй стишок», «Выложи по образцу», «Угадай-ка» и т. п.
«Палочки-игралочки» – прекрасные тренажеры для рук, развития фонематического слуха и речевой активности. Сеансы игровых самомассажей, где мы катаем палочку, крутим, сжимаем и складываем ее, стучим ей, позволяет развивать силу пальцев рук, а безопасность и качество продуктов позволяет проводить фронтальные игры и упражнения с этими палочками. Мягкая текстильная игрушка может превращаться в любого персонажа сказки или игры (цветочек, деревце, животное, насекомое).
«Мнушки» – это игрушки ручной работы в народном жанре, игрушка-антистресс. Ее легко мять как кусочек теста, за счет этого качества она и получила свое название. Дети могут перекладывать их, пересыпать, мять, бросать. С ними можно придумать много разных игровых ситуаций – сделать разноцветное мороженое, спрятать игрушку, разложить по цвету и т. д. Эти игры позволяют развивать тактильные ощущения, формировать у детей представления о цвете, о количестве, величине, развивать мелкую моторику, обучать простым предметным и игровым действиям, с детьми старшего дошкольного возраста с помощью мнушек можно закреплять ориентировку на плоскости. В игре с мнушкой в своей работе мы используем народные потешки, чистоговорки, стихотворения.
Тканевый конструктор «Шифоновая радуга» – это набор лоскутков из различных видов ткани разного цвета и размера. Игры с тканью нам помогают в работе в адаптационный период. Для снятия психоэмоционального напряжения, тревоги, для сближения детей друг с другом мы используем хороводные и подвижные игры «Вот какой платочек мой», «Здравствуйте!», «Прятки с платочками», «Зайка серенький сидит», «Мы платочки постираем» и др. Для детей более старшего возраста можно предложить придумать сказку и нарисовать её на холсте из тканевого конструктора.
«Мягкая и вязаная сказка» – одно из самых любимых пособий дошкольников. Играя, стараемся не просто перемещать фигурки, а даем возможность детям подумать о своих действиях, порассуждать, поэкспериментировать и самостоятельно придумать сюжет новой интересной сказки.
За время применения данной практики наблюдается положительная динамика, были отмечены следующие показатели: усидчивость, память, сосредоточенность, воображение, составление рассказов, придумывание сюжетов, активизация развития речи.
Таким образом, использование «Мягкой педагогики» в работе с детьми раннего возраста является решением ряда задач:
развивающих (развитие памяти, внимания, воображения, речи, мышления, фантазии, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные, решения творческих идей и др.);
воспитывающих (воспитание общительности, самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций);
дидактических (формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, расширение кругозора, познавательная деятельность и др.);
социализирующих (адаптация к условиям среды, приобщение к нормам и ценностям общества и др.)
Подводя итог, можно сделать следующие выводы, использование «Мягкой педагогики» в работе с детьми способствует успешному открытому диалогу и совместной деятельности детей и взрослых, снижает тревожность в процессе общения, создает условия для эмоционального благополучия, развивает психические процессы ребенка. Наряду с использованием информационных технологий, технического творчества, не теряется практический опыт с различными предметами из натуральных материалов. Данные пособия, по нашему мнению, удовлетворяют эту потребность в соответствии с основными принципами дошкольного образования.
Список использованной литературы:
1. Статья «Мягкие игры» для детей и родителей». От 19 мая 2022г., источник-лекция Е. Файзуллаевой на Всероссийской неделе родительской компетентности, текст Анна Дёмина.
2. Лыкова И. А., Файзуллаева Е. Д., Адаптация к детскому саду детейраннего возраста. Учебно-методическое пособие. /ФГОС ДО. М. : Цветной мир,2018 г. 96 с.
3. Файзулаева Е. Д. «Мягкая педагогика». Воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок»/ Под ред. И. А. Лыковой. М. : «Цветной мир», 2021г. 88 с.
4. Файзуллаева Е. Д. Открытый стиль педагогической коммуникации какключевая компетенция современного педагога дошкольного образования