Ирина Царева
Конспект занятия по окружающему миру «День медведя» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по окружающему миру.
Тема: «День медведя».
В подготовительной группе.
Цели.
- Вызвать у детей чувство уважения к русской культуре.
- Познакомить ребят с русскими обычаями и традициями, пробуждать в сердцах детей чувство любви к родному краю.
- Развивать творческие способности.
Задачи.
- Уточнить представления детей о медведе, его образе жизни.
Темочки:
- День медведя, 13 декабря
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Развивать речь, умение отвечать на вопросы.
- Активизировать словарь.
- Воспитывать активность на занятии.
Ход занятия.
Воспитатель: Добрый день ребята! Сегодня, мы будем отмечать необычный день, необычный праздник. Загадывает загадку:
Спит зимой, весной - проснётся,
Грузно вылезет на солнце,
Берегитесь, так как впредь
Здесь охотится.
(Медведь).
Воспитатель: Правильно медведь - исконно русский и любимый в природе зверь. Недаром, про него и сказок написано много, и величают его: то Медведюшкой, то Потапычем, то Михал Иванычем, то косолапым сладкоежкой, но всегда с уважением. Недаром этот хозяин леса стал символом Олимпийских игр, которые проходили в Москве в 1980 году.
Воспитатель: Я подготовили загадки о медведе, очень бы хотелось послушать вас как вы будете их отгадывать.
Бурый зверь малину любит,
Его солнышко разбудит:
По весне закончит он
Долгий - долгий сладкий сон!
Любит фрукты он и мед,
Мясо тоже подойдет,
Силы много и большой,
Косолапой идет он ногой.
Живет в берлоге он в лесу,
Пугает волка и лису,
Любит ягоды и мед,
Косолапо он идет.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно это все хозяин леса медведь. Вот, и русский народ любит этого хозяина леса, барина лесного - и сказок о нем написано множество, и загадок сложено не меньше.
В русских сказках герои - животные наделены определенными чертами характера: Заяц - трусливый, лиса - хитрая, волк - злой, глупый. А медведь? Какой он? (ответы детей).
Воспитатель: Действительно, в большинстве сказок медведь - добродушный хозяин леса, справедливый судья, к которому обращаются другие звери. Даже зовут его с уважением по имени отчеству.
Воспитатель: Посмотрите на изображение медведя, (демонстрация иллюстраций.) Бурый медведь - это самый крупный зверь, который обитает в наших лесах. А еще он большой лакомка. Летом и осенью любит лакомиться малиной, черникой, брусникой. Медведь - отличный рыболов, он сам ловит рыбу, очень любит мед, но такое угощение ему нечасто перепадает. К зиме медведь старается накопить как можно больше жира в собственном теле. А на зиму он устраивает для себя специальный дом-берлогу, скрытую под снегом в глуши леса, среди бурелома, под защитой толстых елей.
Воспитатель: 25 декабря - не совсем обычный день. Его называют «день зимнего солнцеворота». По народным приметам, в этот день солнце поворачивает на лето, а зима на мороз, медведь в своей берлоге поворачивается на другой бок, а зиму поворачивает на лето. Вот почему люди с давних времен так ждут этого дня: с него начинает прибавляться день.
Воспитатель: Да, в народе существует поговорка, что с солнцеворота день прибудет хоть на воробьиный скок. И в этот день, когда медведь в берлоге поворачивается на другой бок, на Руси с давних времен существовал такой обычай: В деревнях люди в садах встряхивали яблоневые деревья и заговаривали их особым заклинанием:»Медведь, медведюшко, подними деревья вверх» или пели особенную песенку - закличку.
Воспитатель: В конце декабря на Руси всегда начинались дни веселья, посвященные скорой встрече Нового года. И в эти дни было принято, что по деревням ходили наряженные люди и вместе с собой водили одетых в костюмы медведя и журавля.
Воспитатель: А вот герой этой сценки журавль тоже является любимым героем многих сказок, гуляний, святочных гаданий и плясовых. Я приглашаю вас на веселую плясовую о журавле.
(Дети исполняют плясовую.)
Повадился журавель, журавель
на зеленую конопель, конопель.
Припев: Такой, такой журавель,
Такой, такой длинноносый,
Такой, такой длинноногий,
Такой, такой выступает,
Конопельку поедает.
Уж я его изловлю, изловлю,
Сетью крылья обовью, обовью.
Чтоб он больше не летал, не летал
Конопельку не клевал, не клевал.
Воспитатель: Вот мы и познакомились с нашим русским медведем, героем сказок, загадок, святочных гаданий и его приятелем журавлем. Интересно, а есть ли у нашего бурого медведя родственники в других частях света. Отгадайте загадку:
Черно - белый медвежонок
Ест бамбук уже с пеленок.
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно панда – очковый медведь. Живет в Китае, его еще называют бамбуковым медведем, потому что он поедает стебли бамбука.
На ветвях живет медведь –
Кроха, весу мало.
Не умеет он реветь,
А зовут …
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно коала - маленький медведь, его размер около 50 см, как у игрушечного. Коала живет в кронах эвкалиптовых деревьев и питается его листьями. Его имя переводится как «не пьет». Он и в самом деле никогда не пьет, потому что листья эвкалипта настолько сочные, что он не нуждается в воде.
Чёрный медведь, но с узнаваемым светлым треугольником на груди.
(Предположения детей).
Воспитатель: А вот Гималайский медведь. Он очень похож на нашего бурого медведя. Еще его называют «Мамафа» или белогрудый медведь, потому что на груди у него белый треугольник, похожий на детский фартук. Этот мишка - один из самых больших в мире. Обитает на юге Дальнего востока, в горах Гималаях. Как и его бурый родственник, он очень хорошо лазает по деревьям, только на зимнюю спячку устраивается не в берлоге, а в дупле дерева.
Воспитатель: У русских ребят есть любимая игра, герой которой – медведь. Давайте поиграем.
Игра: «У медведя во бору».
В начале игры выбирается «медведь», который идет «спать» подальше - в другой конец площадки. Игроки произносят слова:
У медведя во бору
Грибы-ягоды беру.
А медведь-то спит
И на нас не глядит.
На первые четыре строчки играющие приближаются к медведю, ритмично ступая и имитируя движения по тексту: наклоняются, как будто собирают грибы, и «кладут» их в воображаемый кузовок. Игроки приближаются к медведю и произносят слова :
Мы медведя приласкали,
Мы его пощекотали.
Зарычал медведь - беда!
Разбегайся кто куда!
Игроки, в соответствии со словами, медведя гладят, щекотят, а когда он просыпается - разбегаются. Медведь их догоняет. Тот, кого поймал медведь, становится новым «медведем».
Воспитатель: Мы познакомились со многими медведями, которые обитают в разных частях света. Но, пожалуй, самые необычные это те, у которых шуба не бурая, а белая. А где обитают белые медведи? (ответы детей).
Там, где море холодное очень,
И - куда ни посмотришь - снега,
Где полгода - полярные ночи,
Где свирепствует злая пурга -
Там на льдинах дрейфуют медведи
В белых шубах, с морскою душой -
Им Полярная звёздочка светит,
И медведица в небе - ковшом.
Итог.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие, героем которого был медведь. Я думаю, что вы узнали много нового и интересного о русском буром медведе и о других медведях, обитающих на нашей планете. Вы познакомились с русскими традициями, узнали, что день 25 декабря издавна на Руси называют «Днем Медведя» и, надеюсь, теперь знаете почему?
Всем спасибо за внимание.
Занятие окончено.