Екатерина Петраш
Конспект занятия по окружающему миру «Круговорот воды в природе»
▼ Скачать
Конспект урока
Тема: «Круговорот воды в природе»
Тип урока: Открытие новых знаний
Планируемые образовательные результаты Критерии успешности
Личностные Понимание процесса круговорота воды в природе Создание условий для понимания процесса круговорота воды в природе
Метапредметные
Согласованная работа в группе. Умение размышлять, осмысливать, обобщать полученную информацию Согласованная работа в группе. Умение размышлять, осмысливать, обобщать полученную информацию
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предметные Знание условий, при которых невозможен круговорот воды в природе Знание условий, при которых невозможен круговорот воды в природе
Цели урока:
Создание условий для:
Личностные Понимания процесса круговорота воды в природе
Метапредметные
Согласованной работы в группе. Умения размышлять, осмысливать, обобщать полученную информацию
Предметные Знания условий, при которых невозможен круговорот воды в природе
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
-Добрый день ребята! Меня зовут Екатерина Петровна, сегодня урок окружающего мира, проведу у вас я.
-Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой, улыбнитесь друг другу, поделитесь хорошим настроением и позитивным настроем на нашу с вами работу.
-А чтобы урок прошел успешно, что для этого нужно делать? (2 слайд)
Французский писатель, автор книги «Маленький принц» Антуан де Сент Экзюпери так сказал об этом веществе: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»
-Что это за вещество, ребята?
-Молодцы! (3 слайд)
-Слушать учителя, отвечать на вопросы, быть внимательным….
-Вода
Актуализация знаний -Ребята, давайте вспомним, что же мы знаем о воде? Я предлагаю посмотреть на доску и выбрать те определения, которые вам уже знакомы. (4 слайд)
-Что у нас осталось?
-Мы знаем об этом?
-Работаю у доски с определениями
-Круговорот воды в природе
-Нет
Определение темы, постановка учебной цели урока
-Давайте сформулируем тему и цель нашего урока (5 слайд)
-Тема:
-Цель:
- Да, ребята, вы совершенно правы, впереди нас ждет много открытий об этом удивительном веществе – вода.
-Круговорот воды в природе
-Узнаю, что такое круговорот воды в природе
Совместное открытие новых знаний -Сегодня на уроке мы с вами будем наблюдать, размышлять и исследовать.
1. Проблемный вопрос.
-Много воды на планете, где мы ее встречаем в природе? (6 слайд)
- Как вы думаете, изменяется ли количество воды на планете? Этому вопросу мы посвятим наш урок.
Вода говорит о себе так: «Я и туча, и туман, и ручей, и океан. Я летаю и бегу и стеклянной быть могу».
Как вы это понимаете?
– В каком состоянии бывает вода в природе?
– Сегодня на уроке мы проследим, как вода превращается из одного состояния в другое, а также попробуем проследить круговорот воды в природе
2. Демонстрация опыта.
-Давайте проведем опыт. (7 слайд)
Мы протрем мокрой тряпкой классную доску. Пройдет несколько минут, и доска станет сухой. Вы наверное уже замечали, каждый раз когда убираете с доски, да, ребята?
-Что происходит с водой?
-Совершенно верно, вода испарилась, то есть прекратилась в пар — прозрачный, бесцветный газ.
Может уже кто-то знает, как называется этот процесс?
-Чем выше температура, тем быстрее идёт этот процесс.
-Обратите внимание, на слайде дано определение, что такое испарение(8 слайд)
-Кто хочет прочитать громко в слух? (Испарение- переход вещества из жидкого или твердого состояния в газообразное — в пар)
- Теперь нальем в стакан кипяченную воду, накроем стакан стеклом, и немного подождем.
-Посмотрите внимательно, на стекле появились капли воды.
-Кто–то из вас уже знает, как называется это превращение?
-Посмотрите внимательно на экран, дано название и определение, прочитайте.
(Конденсация – охлаждение пара, переход воды из газообразного состояния в жидкое) (9 слайд)
-А в природе происходят такие явления? Докажите.
- Можно сказать, что вода совершила путешествие по кругу?
-Итак, вода в виде пара поднимается вверх, остывает, пар превращается в капельки воды, они снова падают вниз. Таким образом, вода совершила круговорот.
-Количество воды в природе изменилось?
-В природе это называют
«круговоротом воды». (10 слайд)
-Подумайте, а какие слова спрятались в слове «круговорот»?
Круговорот состоит из двух слов «круг» и «ворот» - вращение. Получается «вращение по кругу».
- Я готовилась к уроку и нашла толкование этого слова в словаре Ожегова С. И.
-Предлагаю вам в группах посовещаться и выбрать правильное определение, что же такое круговорот? У вас на столах лежат конверты, откройте конверт под № 1, там вы найдете определения.
-Какая группа готова дать ответ?
-Все согласны?
-Давайте проверим, внимание на экран
«Круговорот – это беспрерывное движение, неизменно повторяющее круг развития» (Словарь Ожегова С. И.) (11 слайд)
-Идут дожди, тают снега, льды, образуются ручейки. Они впадают в реки. Реки несут свои воды в моря…
-Да, нет, не знаю
-Туман, лёд, ручей – это всё вода. Она бывает в разном состоянии.
-Твёрдом, жидком, газообразном.
-Да
-Вода высыхает, испаряется
-Испарение
-Испарение- переход вещества из жидкого или твердого состояния в газообразное — в пар
-Да, нет
- Конденсация – охлаждение пара, переход воды из газообразного состояния в жидкое
-Да, когда выпадают осадки
-Да
- Нет, так как происходит движение воды.
-круг и ворот
- «Круговорот – это беспрерывное движение, неизменно повторяющее круг развития»
-Да
Физминутка «Капельки» (12 слайд) -Выполняю физминутку
Закрепление изученного материала -А теперь давайте поработаем с учебником, откройте страницу 79, давайте рассмотрим иллюстрацию, как вы можете объяснить эту схему. Предлагаю обсудить в группах.
-Какая группа готова объяснить схему?
-Какая группа может дать уточнение? (Все группы согласны)
Познавательная сказка «Путешествие Капельки».
-Послушайте сказочную историю и сделайте вывод, как происходит круговорот в природе. (13 слайд)
Жила-была Капелька в чистом-чистом озере. Вместе с ней жили ее братья и сестры. И было их очень много. Жили они весело и дружно. (14 слайд)
Однажды им захотелось посмотреть на белый свет, и они отправились в путешествие.
-Как вы думаете, кто им в этом помог?
- Конечно, солнце. Оно согрело их своими лучами, капельки стали очень легкими, совсем невесомыми и устремились высоко в небо. (15 слайд)
-Они поднимались все выше и выше. На пути им стали встречаться такие же капельки-путешественницы.
(16 слайд)
Вверху было очень холодно, капельки стали прижиматься друг к другу, и стало их уже целое облако. Из газообразного состояния капли вернулись в жидкое. Процесс превращения пара в жидкость называется «конденсацией». (17 слайд)
- Так путешествовали наши капельки долго. К ним присоединялись новые капли.
Облако становилось тяжелее и тяжелее. Вдруг загремел гром, ударила молния и наши путешественницы вместе с другими каплями полились дождем. (18 слайд)
Они оказались в незнакомом месте. Течение несло их дальше. Путешествие продолжалось. Они попали в речку, берега, которой были засыпаны снегом. (19 слайд)
Так Капелька и ее друзья познакомились со снежинками. (20 слайд)
Течение речки понесло Капельку и ее друзей дальше. Они оказались в очень неприятном месте. Вокруг было грязно. Капельке это очень не понравилось. (21 слайд)
И наши путешественники поспешили домой, в свое чистое, теплое озеро.
(22 слайд)
(23 слайд)
-Вот так и происходит круговорот воды в природе
(24 слайд)
(Во время сказки на доске и проекторе появляется схема)
-Капелька приготовила для вас интересную информацию о необыкновенных явлениях в природе, связанных с водой.
-Сейчас я раздам каждой группе по одному факту, ваша задача приготовиться прочитать для всех.
- Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, и её размер был равен 9 см 4 мм.
-Самый сильный дождь шёл в Индии целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года.
-Самое глубокое озеро Байкал. Его глубина 1 километр 940 метров.
- Человек может прожить без воды не более 2-3 дней. Если организм человека потеряет более 10% воды, это может привести к смерти.
– Может быть, и у вас найдется интересная информация о воде, мы ее послушаем на следующем уроке.
-Продолжим работу в группах, я предлагаю вам выполнить задание, каждая группа выбирает себе вопрос, на столе заданий, прошу вас обсудить вопрос, и подготовить ответы.
Стол заданий (вопросы)
-Что такое испарение?
-Что такое конденсация?
-Перечислите свойства воды, без которых невозможен круговорот воды?
-Как происходит круговорот воды в природе?
-Работаем в группах, на ваших столах лежат конверты с № 2, внутри пазлы. Соберите эти пазлы.
-Что у нас получилось?
-Давайте оживим нашу схему, внимание на экран.
(25 слайд)
-Работаю в группе
-Ответ детей (круговорот воды в природе)
-Слушаю сказку
-Солнце
-Зачитываю интересный факт
- Переход вещества из жидкого или твердого состояния в газообразное — в пар
- Охлаждение пара, переход воды из газообразного состояния в жидкое
-Испарение, конденсация, замерзание
- Вода испаряется с Земли, потом в виде дождя и снега она возвращается на Землю. Организмы получают воду, она просачивается в почву и по подземным источникам течет в океаны, моря, реки. Далее происходит ее испарение с поверхности земли. Этот процесс происходит постоянно.
-Схема круговорота воды в природе
Обобщение. Итог урока
С каким процессом мы познакомились сегодня на уроке?
- Продолжите фразы.
Я узнал …
Я запомнил …
Я понял … (26 слайд) -С круговоротом воды в природе
-Отвечаю
Рефлексия
-Ребята, ну а теперь давайте проанализируем наш урок, оцените свою работу. На ваших партах лежат капельки воды, возьмите каждый по капле, и приклейте их на нашу схему.
-Если вам все удалось, и урок был для вас полезным, приклейте свою каплю высоко-высоко на облака, а если вам что-то не удалось, поместите свои капли на землю.
-Приклеиваю капли
Оценка результатов деятельности -Спасибо за урок, вы все молодцы!
-Мне было приятно с вами работать. (27 слайд)
-Я хочу похвалить ребят, которые больше всех работали на уроке (имена детей) за такую работу на уроке, вам можно смело поставить отлично!
Домашнее задание -Домашнее задание представлено на экране
-Домашнее задание: учебник страница 76-80, рабочая тетрадь страница 28 № 40 (28 слайд)
-Записываю задание