Ирина Царева
Конспект занятия по окружающему миру «Как дикие животные живут зимой» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по окружающему миру.
Тема : «Как дикие животные живут зимой».
В подготовительной группе.
Цель : Формирование знаний о жизни диких животных зимой.
Образовательная.
- Познакомить и обобщить знания детей о жизни диких животных зимой.
- Систематизировать и обогатить знание детей о природных связях.
- Формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Как дикие животные живут зимой“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающая : Развивать внимание, мышление, память.
Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Оборудование: Картинки - медведь, лиса. заяц, лось, белка; проектор, игрушки (Медведь, лиса. заяц, лось, белка).
Ход занятия.
Воспитатель: Добрый день, ребята!
Белым платьем все накрыла,
В ней и холод, в ней и сила,
То сурова, то прекрасна,
Дома не сиди напрасно.
Снег, веселье, кутерьма,
Вот что дарит нам.
Дети: Зима. (слайд 1).
Воспитатель: Итак, сейчас у нас прекрасное и холодное время года - зима. А какие зимние месяца вы знаете? Какой сейчас у нас месяц?
Дети: Декабрь. (слайд 2).
Воспитатель: Декабрь - это начало зимы. Выпадает снег, наступают морозы, на речке и озере всё сковывает льдом.
А какой праздник в декабре, когда все наряжают ёлку и приходит Дед Мороз? Дети: Новый Год!
Воспитатель: А следующий месяц какой?
Дети: Январь. (слайд 3).
Воспитатель: Январь - середина зимы, в этом месяце самые сильные морозы.
Какой третий, последний месяц зимы?
Дети: Февраль. (слайд 4).
Воспитатель: В феврале дуют очень сильные ветра, много метелей и вьюг, но иногда уже начинает немножко пригревать солнышко.
Воспитатель: Какие признаки зимы вы знаете?
Дети: Идёт снег, мороз, холод, озёра и реки покрываются льдом, день короткий, а ночь длинная.
Воспитатель: Да, ребята, зимой, очень холодно. И не только нам - людям, но и животным - холодно и голодно. Сегодня мы с вами узнаем, как некоторые животные готовятся к зиме, чем они питаются, а кто из них ещё и спит зимой.
Сегодня к нам пришли друзья. А какие именно, вы узнаете, если отгадаете загадки.
В чаще он лесной живет,
Осенью поел он много,
Чтобы не вставать зимой,
И удобно лёг в берлогу,
Сон чтоб посмотреть цветной.
Дети: Медведь.
Воспитатель: А что вы знаете о медведе? (Ответы детей).
Воспитатель: Какой он? (большой, мохнатый и т. д) (Показ на картинки).
Воспитатель: Все медведи осенью занимаются подземным строительством, медведи знают все секреты строительного мастерства.
Как только начинают лить проливные дожди, и холодает, молодые медведи отыскивают яму под поваленным деревом, сгребают туда листья, выстилают травой, сухим папоротником и устраивают себе берлогу. Медведи очень хорошо знают, какая будет зима, холодная или мягкая. Они забираются в берлогу задом наперед,чтобы заделать за собой вход и переждать тяжелое время. Вскоре они погружаются в очень долгий сон, который длится не одну ночь, а все три зимних месяца. (Слайд 5)
Воспитатель: Ребята, вы когда - нибудь слышали такое выражение: «Медведь лапу сосёт?» (Ответы детей).
Воспитатель: На самом деле со ступней сходит грубая кожа. А молодая кожа нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Он её так согревает!
Зимой медведица рожает 2 - 3 медвежат, они маленькие, примерно с мою ладошку. Она очень заботливая мама. Кормит их медведица своим молоком, чистит их шерсть, а потом все они засыпают.
Воспитатель: Ребята, а есть ещё белые медведи. Они живут на далёком Северном полюсе, на зиму спать не ложатся: им холода не страшны. Но берлоги тоже умеют строить. Они прорывают под снегом пещеры, где нянчат своих детенышей. (Картинка).
Воспитатель: А сейчас пора немного размяться.
Физминутка.
«Какой снежок!»
Дети шагают, прижимая шаг к полу, под слова:
Какой снежок,
Какой снежок,
Какой снежок хороший!
Покрыт лужок,
Покрыт лужок,
Покрыт лужок порошей.
И воробей, и я, и ты
На нем оставили следы.
Снежок спешит,
Спешит - и глядь,
(дети останавливаются, оглядываются, разводят руками).
Прибрал опять! Прибрал опять!
Воспитатель загадывает загадку.
В дупле зверь тот проживает,
Туда шишки все таскает,
В рыжей шубке прыг да скок,
Что же это за зверек.
Дети: Белка.
(Показ картинки).
Воспитатель: А что вы знаете о белочке? (Ответы детей)
А посмотрите на картинку - какая она? (Маленькая, ушки - кисточками, пушистая коричневая шёрстка, красивый пушистый хвостик).
Воспитатель: Обратите внимание - белка летом рыжая, а к зиме становится серой. (слайд 5).
Воспитатель: К зиме белка утепляет свое гнездо, которое служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое строит белка в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы белки по лесу не бегают, в гнезда прячутся. Белка запасает орехи, самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков насушит за лето. В зоне хвойных лесов кормом ей служат семена ели. Сосны, пихты. Когда шишек нет, то она питается прошлогодними шишками.
Воспитатель загадывает загадку.
Рыжая красавица
Хороша весь год,
Хитро улыбается
И в норе живёт!
Дети: Лиса. (слайд 6).
Воспитатель: А что вы знаете о лисе? (Ответы детей).
Воспитатель: А посмотрите какая она?
Дети: Рыжая, длинный пушистый хвост, носик длинный вытянутый.
Воспитатель: Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается и хватает острыми зубами. У лисы очень хороший нюх. По запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Этот «танец» называется - мышкование. За один день лиса ловит около 40 мышей! Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
Воспитатель загадывает загадку.
Называют все косой,
Только он ведь не такой,
Да, трусишка, не отнять,
Морковку любит он жевать.
Капусту он еще грызет,
Кто его мне назовет.
Дети: Заяц. (слайд 7).
Воспитатель: Какого цвета шубка зайца для зимы?
Дети: Белого.
Воспитатель: А летом?
Дети: Серого. (слайд 8).
Воспитатель: Шубки некоторых животных меняется из - за того, что они линяют. К зиме у них вырастает подшёрсток, меняется окраска. Линька у животных происходит осенью и весной.
Воспитатель: Белая шубка зимой, помогает зайцу спасаться от врагов. А что вы знаете о зайцах? (Ответы детей)
Воспитатель: А какой он?
Дети: Длинные ушки, белая шёрстка.
Воспитатель: А чем же питаются зайцы? (Ответы детей).
Воспитатель: Зайцы питаются корой и ветками деревьев, кустарников. А любимое лакомство зайца - это кора осины. Про зайца говорят, что он очень внимательный, наблюдательный и шустрый. Он очень быстро убегает от своих врагов. Его сложно догнать.
Воспитатель: В лесу работают лесники. Когда в лесу появляются лесорубы, охотники и прочие желающие получить от леса нечто большее, чем свежий воздух, лесник проверяет их документы: право на вырубку, охоту, выпас скота и т. п. Также он следит за тем, чтобы в жаркое время никто не разводил огня. Если кто-то нарушает правила, лесник вправе его задержать. В некоторых случаях он ограничивается внушением: многим людям достаточно просто объяснить, почему не нужно рвать краснокнижные цветы и чем опасна брошенная среди мха стеклянная бутылка. (Бутылка не только замусоривает лес, но и способна вызвать пожар, потому что действует как линза). Лесни к - работник государственной лесной охраны, ему выдаётся паспорт участка, может выдаваться охотничье оружие. На должность лесника принимаются лица, прошедшие подготовку в лесной школе, колледже, техникуме или на специальных курсах.
Воспитатель: В лесах животных подкармливают лесники. Они ставят кормушки для животных и кладут в них сено, соль. Подкармливают и других животных. Для зайцев ещё летом запасают веники с молодыми листьями, сушёные веточки малины.
Игра: «Кто где живёт?» (медведь, белка, заяц, лиса).
На доске - макет леса. На макете - берлога, нора, гнездо, дупло, дерево - определить какие из животных где живут.
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, а как люди должны вести себя в лесу?
Воспитатель: А что вы знаете о работе лесника?
Воспитатель: Что такое мышкование?
Воспитатель:Что такое линька?
Воспитатель: К какой группе животных относятся наши гости?
Лесная тень, лесная тишь,
Полным - полно чудес,
Ты перед сказкою стоишь,
А сказка эта - лес.
Ты эту сказку сохрани,
Люби, жалей и береги!
На этом наше занятие подошло к концу.