Марина Владимировна Булгакова
Конспект занятия по окружающему миру для детей 5–6 лет «Животные леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Занятие по программе «Мир вокруг нас» на тему «Животные леса» разработано для 5-6 лет. Данное занятие рекомендуется проводить в начале года, когда по программе «Мир вокруг нас» дети знакомятся с понятиями: животные домашние и дикие.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру для детей 5–6 лет „Животные леса“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Для того чтобы занятие прошло более эмоционально, педагог вводит сюрпризный момент с приходом на занятие Красной Шапочки, которая часто бывает в лесу, но не знает названия животных, которые там живут. Красная Шапочка просит помочь ей разобраться, что за животные живут в лесу и как ей их называть.
В ходе занятия дети познакомятся с дикими животными, узнают некоторых представителей данной группы животных, узнают, почему этих животных называют дикими и чем они отличаются от домашних. При выполнении детьми практической работы с использованием мультимедиа-презентации и дидактических картинок дети учатся сравнивать животных по определенным признакам отличающих их от домашних и друг от друга. Данные признаки дети выделяют сами в ходе анализа и синтеза предложенной им информации. С детьми проводится физкультминутка, и загадываются загадки при проведении которой, дети повторяют названия диких животных и их детенышей.
Для закрепления умений с детьми проводятся различные дидактические игры («Назови детеныша», «Четвертый лишний», «Где чье жилище и т. д). В ходе занятия дети делают вывод о пользе животных в жизни человека, о том как должен вести себя человек по отношению к животным.
В конце занятия дети делятся своими впечатлениями, рассказывая, что больше всего понравилось на занятии.
Тема: «Дикие животные».
Цель: Формировать представление о диких животных и их детенышах
Задачи:
- познакомить с понятиями «дикие животные»
- познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;
- закрепление умения называть детенышей диких животных, их жилища,
-Воспитывать у детей умение работать парами совместно, уважая мнения других детей.
-Развивать интерес к исследовательской деятельности при нахождении и выделении диких животных их общей массы предложенных картинок.
Целевые ориентиры:
-Выполняют правильные движения в процессе физкультминутки.
-Договариваются при выполнении задания.
-Разделяют игровые и реальные взаимодействия.
-Сравнивают домашних и диких животных.
Материал к занятию
Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, компьютерная презентация урока в виде слайдов с изображением диких животных, загадки, карточки – цветные изображения лисы, волка, лося, ежа, белки, медведя, зайца, кукла или изображение Красной шапочка.
Ход занятия:
1. Вводная часть: Сюрпризный момент: приход на занятие Красной Шапочки, рассказ педагога истории о том, как Красная Шапочка любит гулять по лесу и о том, что приглашает их с собою на прогулку, постановка цели для детей на занятии. 1 мин
2. Основная часть: Путешествие в лес, разгадывание загадок про диких животных, рассматривание и называние диких животных. Выполнение практической работы: Игра «Найди детеныша». «Где чье жилище». Физ. минутка «На водопой». Проверка правильности выполнения и оценивание своей работы. 22 мин
3. Итог занятия : Беседа с детьми о том, что больше всего понравилось на занятии. Что больше запомнилось. 2мин
Ход занятия
1. Вводная часть:
Педагог: Здравствуйте, ребята, рада приветствовать вас на нашем занятии! Посмотрите, кто же это пришел к нам сегодня на занятие?
Дети: Красная Шапочка.
Педагог вносит игрушку-куклу (картинкус изображением) Красной Шапочки.
Красная Шапочка приглашает детей, отправится с ней в путешествие в лес.
Педагог: Верно! Ребята, Красная Шапочка совсем недавно стала ходить на занятия и ещё много чего не знает, часто гуляет по лесу, видит разных животных, но знает только одного из них (волка, а какие еще животные живут в лесу не знает. Просит она вас с ней по лесу погулять, да помочь ей разобраться, кого и как называть.
Ну что отправляемся в путешествие?
Дети: Да!
Педагог предлагает детям закрыть глаза. Звучит музыка. На доску прикрепляются вырезанные из бумаги деревья, изображение леса.
2. Основная часть:
Педагог: Вот и пришли мы в лес.
Красная шапочка обращает внимание детей, что кто-то прячется за деревьями.
Педагог: Кто же это? Давайте узнаем, отгадав загадки.
По мере отгадывания на доску выставляются картинки с изображением животных.
По снегу бежит, петляет,
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно. (заяц)
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверушка?
Щёлкает орехи мелко,
Ну конечно это … (белка)
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком,
Уши серые торчком. (волк)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (лиса)
Летом ходит без дороги,
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)
Лежала между елками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (ёж)
Кто на своей голове
Лес носит (лось)
Педагог: Молодцы, верно назвали всех этих животных и Красная Шапочка теперь знает, как называть их. Только вот, Красная Шапочка называет этих животных домашними, права ли она?
Дети: Нет, это дикие животные.
Педагог: А почему мы называем их дикими? ( Живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством).
Ну а теперь, давайте найдем каждому животному его детеныша.
Игра «Найди детёнышам их мам». Красная Шапочка предлагает картинки животных и их детёнышей. Находят детёнышам их мам. Закрепляют знания о животных и их детёнышах.
Педагог: Ну а теперь, давайте сходим с животными и их детенышами на водопой и попьем водицы.
Игра-разминка.
«На водопой»
Как - то днём лесной тропой звери шли на водопой,
За мамой лосихой топал лосёнок,
За мамой лисицей крался лисёнок,
За мамой ежихой катился ежонок
За мамой медведицей шёл медвежонок,
За мамой белкой скакали бельчата,
За мамой зайчихой - косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат,
Все мамы и звери напиться хотят
Дети спокойно идут друг за другом.
Идут громко топая.
Крадутся на носочках.
Приседают, медленно двигаются вперёд.
Идут вперевалку.
Скачут вприсядку.
Скачут на выпрямленных ногах.
Идут на четвереньках.
Лицом в круг, делают движение языком и лакают.
Согласование движений с текстом.
Педагог: Ну а теперь, нам вместе с красной Шапочкой, нужно проводить всех животных к их домикам, заодно и узнаем, кто где живет.
Дидактическая игра
«Кто где живет?»
На доске картинки с норками и местами обитания животных (дупло, логово, гнездо, хатка, берлога) Красная Шапочка раздаёт детям нарисованных животных.
Дети прикрепляют животных к своим домикам.
Педагог: ребята, ну а теперь пора подарить нашим животным угощение и заодно узнать, кто же из животных, что любит есть.
Просмотр мультимедиа презентации.
Дидактическая игра
«С чем нельзя в лес ходить?»
Показывает карточки с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда.
Дети размышляют, подбирают карточки, если затрудняются, обращаются к воспитателю.
Уточнение и закрепление правила поведения в лесу.
Педагог: Ребята, мы с вами теперь знаем с чем нельзя в лес ходить, знаем какие животные живут в лесу, знаем их детенышей, знаем, где они живут и чем питаются, а самое главное, мы знаем, что главная наша задача – бережно относиться к тому, что нас окружает.
4. Итог занятия.
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- О чем бы вы рассказали своим родителям?
- Чем больше всего понравилось заниматься? (рассказы детей).
Самоанализ занятия «Дикие животные. Звери».
1. Данное занятие относится к занятию – знакомство. Данное занятие проводится в разделе: «Живая природа». Впоследствии, приобретённые знания будут использованы при рассмотрении тем следующих занятий и в дальнейшей жизни.
2. На данном занятии были отражены все требования программы «Мир вокруг нас» по данной теме. Дети были активны на протяжении всего занятия. Повышенная активность детей наблюдалась при выполнении самостоятельного задания на нахождение детенышей диких животных и их жилища. Некоторые сложности вызвало задание: по называнию детенышей диких животных и выбору еды для животных. Благодаря постоянной смене деятельности, поддерживался познавательный интерес на протяжении всего занятия. В процессе занятия было закреплено понятие – дикие животные, умение выделять особенности, диких животных, их отличие от домашних, особенности их жизни, способов питания, жилищ.
3. На занятии имели место различные виды деятельности педагога: опрос и выявление имеющихся знаний у детей по данной теме. Организация совместной деятельности детей, проведение физ. минутки. Выполнение практической работы, исследовательской деятельности, самостоятельной работы. На протяжении всего занятия присутствовала достаточно тесная взаимосвязь между педагогом и детьми и достаточно дружелюбная атмосфера между обучающимися.
4. При подготовке к занятию были учтены следующие особенности обучающихся: дети в начале года не достаточно организованны и самостоятельны, не в достаточной мере умеют контролировать себя. Коллектив слаженный, дружный.
5. На протяжении всего занятия дети были вовлечены в основные мыслительные операции: дети размышляли, сравнивали, исследовали.
6. Воспитательные возможности данного занятии достаточно велики. воспитывается желание помогать окружающим, умение совместно выполнять задания, совещаться, обговаривать действия.
7. Занятие было организовано с учётом всех санитарно – гигиенических норм. Продолжительность занятия 25 минут. Проведена была физ. минутка.
8. Занятие было направлено на решение некоторых социальных задач.
9. В ходе проведения занятия, отклонения от плана занятия не наблюдалось. Педагогу удалось решить поставленные задачи и избежать при этом перегрузки учащихся. Общая самооценка педагога данного занятия достаточно высокая.
Используемая литература:
1. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009 (Вместе с детьми)
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : ТЦ СФЕРА, 2004.