Сарычева Ксения Валерьевна
Конспект занятия по окружающему миру в 4 классе «Зона арктических пустынь»
▼ Скачать + Заказать документы
Класс : 4
Тема урока: «Зона арктических пустынь»
Цель урока: создание условий для формирования умений реализации новых способов действий и формирования системы понятий по теме «Зона арктических пустынь»
Задачи урока Планируемые результаты
Дидактические:
1. Учить характеризовать природную зону по плану;
2. Познакомить учащихся с зоной арктических пустынь;
Использовать презентацию для формирования представлений о зонах арктических пустынь и их разнообразии. Предметные:
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в 4 классе „Зона арктических пустынь“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
1. Формирование умения отличать зону арктических пустынь от других;
2. показывать природную зону на карте природных зон;
3. иметь представление о природе зоны арктических пустынь (неживая природа, растения, животные);
Развивающие:
Развивающие:
1. развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;
2. развивать умения по саморегуляции деятельности
3. развивать рефлексивные способности Метапредметные:
Познавательные УУД (П) :
1) базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
2) базовые исследовательские действия:
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
3) работа с информацией:
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
Регулятивные УУД (Р) :
1) самоорганизация:
Развивать навыки самоорганизации в процессе усвоения новой информации о водных ресурсах и методов их рационального использования.
2) самоконтроль:
Формировать умения самоконтроля при выполнении заданий, связанных с оценкой влияния человека на водные ресурсы.
Коммуникативные УУД (К) :
1) общение:
Развивать навыки общения и совместной деятельности при обсуждении вопросов, связанных с уроком географии о зонах арктических пустынь;
2) совместная деятельность:
справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе и понимание значимости экологических проблем
Личностные:
1. Формировать бережное отношение к зонам арктических пустынь
2. проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России;
3. понимать ответственность за сохранение арктических пустынь.
Ход урока.
Организационный момент.
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся об ось медведи –
Вертится Земля.
Мы отправляемся с вами туда, где царство холода, снега и льда!
Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся за Полярный круг, в зону арктических пустынь. Запишите тему урока: «Зона арктических пустынь».
Работа над новой темой.
Учитель. К бескрайним просторам арктических пустынь лежит наш путь. У нашей экспедиции строгий маршрут. (Учитель предлагает рассмотреть карту путешествия.)
Ученики. Наш путь проходит через льдины.
Учитель. На «льдине географов» мы выясним климатические условия в зоне арктических пустынь; на «льдине ботаников» – какие встречаются растения; на «льдине зоологов» – каков мир животный.
Итак, в путь! Мы находимся на «льдине географов». На карте природных зон найдите арктическую пустыню. Назовите, что к ней относится.
Ученики (показывают на карте). Северный Ледовитый океан, острова: Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.
Учитель. Северный Ледовитый океан скован толстым крепким льдом. В белых льдах кое-где видны трещины – разводья. По ним вслед за могучими ледоколами плывут корабли. А вокруг многометровые снежные сугробы. Снег и лед здесь никогда не тают, по безмолвным снежным просторам гуляют холодные ветры, поскольку коротким полярным летом солнце поднимается невысоко, и его нежаркие, косые лучи отражаются ото льда и снега. Летом – полгода день, зимой – полгода ночь. Температура понижается до –60°…
Учитель : вставить пропущенные слова в карточке:
Арктика – это огромное пространство … (Северного Ледовитого океана, с … (морями) и … (островами). Солнце направляет на это пространство (косые) лучи. Оно … (светит, но не греет. Зимой в Арктике … (полярная ночь). Дуют … (ветры, бушует … (пурга). Температура опускается до … (–60) градусов. Летом в Арктике … (полярный день, но … (тепла) тоже нет. Это зависит от географического … (положения) арктической зоны.
Учащиеся зачитывают текст вслух.
Учитель. К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы. Смотрите, плывет зеленая льдина! Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями.
Ребята, садимся на «льдину ботаников» и плывем! Рассмотрите иллюстрацию на с. 80–81 учебника. Назовите, какие растения приспособились к суровому климату Арктики.
Ученики. Водоросли, лишайники, полярный мак.
Учитель показывает изображения растений Арктики : мхи, полярный мак, лишайники, водоросли.
Затем предлагает вставить пропущенные слова в карточке.
На островах прямо на голых … (камнях) встречаются … (лишайники, они очень … (малы). Также приспособились к жизни на камнях … (мхи) и … (полярные маки). В толще воды, не покрытой … (льдом, большое количество … (водорослей).
Учащиеся зачитывают текст вслух.
Учитель. А впереди нас ждет «льдина зоологов». Рассмотрите иллюстрацию на с. 80–81. Назовите, какие птицы и животные живут в Арктике.
Ученики. Больше всего таких птиц: чайки, кайры, гагарки, тупики. Животные: белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж.
Учитель предлагает вставить пропущенные слова в карточке.
Животных арктической зоны кормит … (море). Морскими водорослями питаются. (рачки, а ими – … (рыбы). Основная пища птиц и животных – это … (рыба). На скалистых берегах собираются … (чайки, … (кайры) и … (гагарки, здесь они выводят … (потомство). Птиц с необычными клювами называют … (тупики).
Все звери – прекрасные – … (пловцы). От холода их защищает … (слой жира). Это … (моржи) и … (тюлени). На тюленей охотятся … (белые медведи). У них длинная густая шерсть … (белого) цвета и … (широкие) лапы, чтобы удобнее было … (передвигаться по льду и снегу).
Учащиеся зачитывают текст вслух.
Учитель. В водах северных морей, где проходят теплые течения, обитает великолепное животное – гренландский кит (показ фотографии).
Физкультминутка
Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льется свет.
Учащиеся выполняют упражнения за учителем. Отгадывают загадку: северное сияние.
Учитель. Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью.
О том, как люди осваивают Арктику, прочитайте текст на с. 83–84 учебника.
Учитель. Об арктическом заповеднике «Остров Врангеля» нам расскажет подготовленный ученик.
Ученик. Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на южном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. «Прирожденные кочевники» полярных льдов выводят здесь свое потомство, и не только они. Белые медведи также облюбовали остров для рождения детёнышей. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.
Закрепление изученного материала.
1. Работа с подвижной планшетной картой.
1) Определите, на какую высоту над уровнем поверхности нам надо прикрепить солнце. Объясните свой выбор.
2) Выберите и прикрепите картинки с изображением тех животных, которые обитают в Арктике. Как они приспособились?
3) Выберите и прикрепите картинки с изображением тех птиц, которые живут в Арктике. Как они приспособились?
4) Прикрепите картинки, изображающие растения, растущие в Арктике, к карте. Почему там растут только эти растения?
5) Прикрепите картинки, изображающие обитателей моря арктической зоны.
2. Составление пищевых цепей.
Водоросли – рачки – рыбы – птицы.
Водоросли – рачки – рыбы – белый медведь. И т. д.
Закрепление изученного.
Учитель. Разгадайте кроссворд и восстановите предложение: «… – царство льда и снега».