Ирина Пчелинцева
Конспект занятия по обучению пересказу сказки «Гуси-лебеди» дошкольников с общим недоразвитием речи. III уровень
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению пересказу сказки «Гуси-лебеди»
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровень
Цель: обучение детей последовательному пересказу основного содержания сказки «Гуси-лебеди».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– учить детей пересказывать сказку полно, последовательно, выразительно;
Публикация «Конспект занятия по обучению пересказу сказки „Гуси-лебеди“ дошкольников с общим недоразвитием речи, III уровень» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
– способствовать формированию развернутого связного высказывания, умения пользоваться косвенной речью;
– активизировать и обогащать словарный запас детей;
– закрепить умение грамматически правильно строить предложения.
Коррекционно-развивающие:
– обеспечивать развитие познавательной и регулирующей функции речи;
– развивать внимание, память, воображение.
Коррекционно-воспитательные:
– воспитывать любовь к русским народным сказкам;
– воспитывать инициативность, навыки сотрудничества, умение слушать друг друга.
Предварительная работа: разучивание упражнения «Лебеди учатся летать».
Оборудование: книга со сказкой «Гуси-лебеди», цветная иллюстрация к сказке, плоскостные фигурки, объемные фигурки, маски.
Ход занятия:
I. Логопед: Ребята, отгадайте загадку:
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
Ответы детей.
Логопед: Правильно, гуси. Скажите, в каких сказках встречаются гуси?
Ответы детей.
Логопед: Посмотрите на картинку. Как называется сказка, к которой она нарисована?
– Кому читали эту сказку?
– Кто видел мультфильм по этой сказке?
– О ком эта сказка?
Ответы детей.
2. Дидактическая игра «Собери картинку».
Логопед заранее изготавливает пазлы из цветной иллюстрации к сказке и предлагает детям всем вместе собрать картинку.
3. Логопед: А сейчас усаживайтесь по удобней и послушайте русскую народную сказку «Гуси-лебеди.
Гуси-лебеди.
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
– Доченька, – говорила мать, – мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, а сама побежала на улицу гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, смотрит – а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда – нет нигде! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, – братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава о том что, они маленьких детей уносили.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела – стоит печь.
– Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
– Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
– Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся.
Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше – стоит яблоня.
– Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
– Поешь моего лесного яблочка - скажу.
– У моего батюшки и садовые не едятся. Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
– Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
– Поешь моего простого киселька с молочком – скажу.
– У моего батюшки и сливочки не едятся. Долго она бегала по полям, по лесам. День клонился к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке, с одним окошком, кругом себя поворачивается.
В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку: – Здравствуй, бабушка!
– Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
– Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
– Садись покуда кудель прясть. Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет – вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
– Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу. Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала: – Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
– Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду. Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает: – Девица, прядешь ли? Мышка ей отвечает:
– Пряду, бабушка. Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого.
Баба-яга закричала:
– Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла. Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит – летят гуси-лебеди.
– Речка, матушка, спрячь меня! – Поешь моего простого киселька. Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди воротились навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня. – Яблоня, матушка, спрячь меня! – Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидали ее, загоготали – налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки: – Печка, матушка, спрячь меня! – Поешь моего ржаного пирожка. Девочка скорее – пирожок в рот, а сама с братцем в печь, села в устьице. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге. Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли.
II. Беседа по сказке.
1. Логопед: – Почему гуси-лебеди украли мальчика?
– Кого встретила девочка в начале своего пути? Почему печка не помогла девочке?
– Кого еще встретила девочка в чистом поле? Почему яблоня не помогла девочке?
– Какая необыкновенная речка встретилась девочке на пути? Почему речка не помогла девочке?
– К кому обращалась девочка, когда убегала от гусей-лебедей?
– Почему на этот раз печка. яблоня и речка помогли девочке?
Логопед: Сейчас мы превратимся в лебедей, но для этого нам надо надеть волшебные маски.
2. Физкультминутка.
Подвижная игра «Лебеди учатся летать». Педагог приглашает детей на ковер и предлагает им сделать знакомое упражнение. Дети изображают, как лебеди учатся летать. Они идут по кругу друг за другом, медленно и ритмично поднимают руки до уровня плеч и опускают их. На подъем рук делается глубокий вдох через нос. Опуская руки, дети делают выдох через рот.
3. Пресказ сказки.
Логопед: Ребята, мы с вами вспомнили сказку, а теперь давайте попробуйте пересказать её самостоятельно. Но не забудьте, что в своём рассказе вы должны рассказать сначала о том, почему украли гуси-лебеди мальчика, потом о том, как искала и где нашла девочка братца, и в конце о том, как помогли печка, яблоня и речка девочке.
Логопед: Ребята, кто хочет пересказать сказку по частям?
Ребята, кто хочет пересказать сказку от начала и до конца?
4. Игра «Кто лишний?»
Логопед выставляет несколько фигурок на наборное полотно. Одна из них должна быть лишней, из другой сказки. Дети должны посмотреть и определить, какая фигурка лишняя и почему.
5. Драматизация небольшого отрывка из сказки.
Логопед: А теперь мы попробуем разыграть отрывок из сказки, когда девочка с братцем убегала от гусей-лебедей. Кто хочет быть девочкой, братцем? А кто – печкой, яблоней, речкой. А помогут нам волшебные маски.
III. Итог занятия.
Логопед: Вам понравилась сказка «Гуси-лебеди»? Что вам в сказке понравилось больше? Чем мы занимались?
Вы сегодня хорошо занимались, молодцы.