Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Й] и буква Й»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Й
Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки, счетные палочки, фломастеры для работы у доски
I. Организационный момент
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с новым звуком «Й». Звук [Й] обозначается буквой -и краткое (Й).
-На какую букву она похожа (И). Эта буква очень похожа на букву «И»
Воспитатель;
Букву Й, зовут «И кратким»
«Й» как «И» в тетрадке.
Чтобы Й не путать с И
Сверху галочку пиши.
Воспитатель;
Темочки:
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Буква «Й»- ленивая. В начале слова она редко встречается и то только в иностранных словах йод, йога, йогурт
Воспитатель;
Определите: гласный или согласный?
Приложите пальцы к гортани и определите звонкий или глухой звук [Й’].
Скажите, какой по характеру звук [Й’]?
Вывод: Звук [Й’ ] - согласный, звонкий, всегда мягкий.
II. Основная часть.
Один ребенок делает задание у доски.
К доске идет у кого в имени есть звук Й. Да, это у нас Андрей
(Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 2. ФГОС).
1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в тетради у вас нарисован домик для букв, хозяйка этого домика неваляшка. Посели Андрей букву Й на первом этаже, под буквой Л,перед буквой Р.
Воспитатель: какую неваляшку выбираем?
Андрей: зеленую с колокольчиком
Воспитатель: почему?
Андрей : потому что Й- согласный, звонкий, бывает только мягким
Воспитатель: Теперь Андрей найди в словах звук Й и напиши букву Й. (ребенок пишет букву, если короткие слова пишет все буквы)
1. Приозносим слова:
Попугай: Й- согласный, звонкий, мягкий, находиться в конце слова, пишем зеленым цветом
Йод: Й- согласный, звонкий, мягкий, находиться в начале слова, пишем зеленым
Майка: Й- согласный, звонкий, мягкий, находиться в середине слова, пишем зеленым
2. В пустых клетках, рисуем предметы со звуком Й
Андрей:
Йогурт: Й- согласный, звонкий, мягкий, находиться в начале слова, пишем зеленым
Трамвай: Й- согласный, звонкий, мягкий, находиться в конце слова, пишем зеленым
Соловей: Й- согласный, звонкий, мягкий, находиться в конце слова, пишем зеленым
Воспитатель: А вы какие предметы нарисовали Даша и Женя?
Даша : воробей, йогурт, муравей
Женя :Дюймовочка, Айболит, лейка
Воспитатель: молодцы ребята, все справились
2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»
Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка
3. Упражнение «Продолжи орнамент»
Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память
4. Упражнение «Закончи рисунок»
Цель: развивать моторику рук
5. Игра «Транспорт»
Цели. На примере слов: транспорт, воздушный, водный, городской — тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов. Развиваем навык деления слов на слоги. Закрепляем знания по теме «Транспорт», умение различать виды транспорта (водный, воздушный, городской, железнодорожный) .
Ход игры. Взрослый предлагает назвать и обобщить одним словом предметы, представленные на картинке (транспорт). Ребенок выполняет звуко-буквенный анализ слова транспорт. (Взрослый обращает его внимание на различие в произношении и написании слова: [транспарт], транспорт.)
Ребенок называет буквы, пропущенные в этом слове, вписывает их (Т, Р, Н, С, П, Р, Т) и обобщает (согласные).
Задание: вспомнить виды транспорта (воздушный, водный, городской, железнодорожный). Ребенок анализирует слова, написанные под картинками, и выполняет с ними задание, аналогичное предыдущему; выполняет звуковую и слоговую схемы слов водный, воздушный, городской.
Ребенок указывает стрелками, к какому виду транспорта относится каждая машина.
Взрослый задает вопрос: «Какой вид транспорта не был упомянут в игре?» (Железнодорожный). Ребенок перечисляет машины, относящиеся к этому виду транспорта.
6. Игра «Нарисуй сам» Цели. Тренируем умение писать (списывать) слова. Закрепляем знание о правильном написании слова транспорт. Развиваем навык звуко-буквенного анализа и синтеза. Проверяем знания по теме «Транспорт».
Ход игры. Выполняя звуко-буквенный анализ недописанного слова транспорт, ребенок вписывает пропущенные гласные буквы, комментируя правильное написание этого слова. Затем он анализирует схему предложения, в состав которого входит слово транспорт, и определяет, сколько еще слов нужно дописать в этом предложении. Взрослый поясняет, что здесь недописано слово, обозначающее вид транспорта. Ребенку нужно вписать (списать из предыдущей игры «Транспорт») название любого вида транспорта. Выполняя задание, он вспоминает правило: первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.
В заключение ребенок рисует и называет машины, относящиеся к этому виду транспорта.
7. Игра «Трамвай»
Цели. Учим делить слова на слоги, определять порядок слогов в слове. На примере слов самосвал, грузовик, трамвай продолжаем развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем умение дифференцировать виды транспорта (грузовой и пассажирский транспорт). Развиваем зрительное внимание, умение узнавать предметы по точечному рисунку и самостоятельно завершать такой рисунок.
Ход игры. Взрослый объясняет, что в написанных, словах нужно правильно расставить слоги — тогда можно будет прочитать названия различных машин. Переставив слоги, ребенок читает и пишет слова: самосвал, трамвай, грузовик.
Предлагается определить, какая из машин лишняя и почему. (Трамвай лишний, так как это пассажирский транспорт, а остальные машины — грузовой.) Ребенок должен узнать, какая из машин нарисована точками (трамвай). Ребенок заканчивает рисунок по точкам, раскрашивает его, подписывает название, выполняет звуковую и слоговую схемы этого слова. Взрослый должен обратить внимание ребенка на правильное произношение и написание слова трамвай.
Итог занятия.
- Вот мы и познакомились со звуком и буквой Й.
- Что вы можете сказать про этот звук?
-Назовите слова со звуком [Й].
- Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!