Лариса Сушко
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [Т], [Т’], буква «Т»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме : «Звуки [т], [т ], буква Т»
Образовательные задачи: знакомство со звуками [т], [т ], буквой Т, формирование умения находить букву среди других букв алфавита. развитие фонетико-фонематического восприятия, умения характеризовать звуки (твердый-мягкий, глухой-звонкий, совершенствовать умение делить слова на слоги, подбирать слова с заданным звуком
Темочки:
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие задачи: развитие речевого слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.
Воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, вза-
имодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование: звуковые сигналы (синие и зеленые, мяч, карточка с буквой Т, счетные палочки, су-джок, ящик с цветным песком, простые карандаши, задания на бумаге.
Ход занятия
1. Орг. момент (создание хорошего настроения).Дети заходят, становятся кругом вместе с педагогом.
Здравствуй, небо голубое (Смотрят вверх,
Здравствуй, солнышко родное (Руки вверх,
Здравствуй, матушка Земля (Кланяются,
Здравствуй, ты (Пожимают друг другу руки,
И здравствуй, я (Руки к груди!
2. Объявление темы занятия. Сегодня мы пойдем в гости к новой букве, узнаем, как она называется, какие звуки обозначает, как пишется. Но сначала мы повторим чистоговорки.
3. Чистоговорки на букву Т
Та-та-та – я везу кота.
Ту-ту-ту – помоги коту.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
Ты-ты-ты - у куклы белые банты.
Ты-ты-ты - я люблю цветы.
То-то-то – я иду в пальто.
От-от-от - летит в небе самолет.
От-от-от - испугался серый кот.
Та-та-та – у нас дома чистота.
Ты-ты-ты – сметану съели все коты.
Ту-ту-ту – молоко налью коту.
Ти-ти-ти – съели кашу мы почти.
Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
То-то-то –поиграли мы в лото.
А какое сейчас время года? (Осень) Какое природное явление чаще всего бывает осенью? (Дождь) Давайте покажем как шумит дождь. (Т-т-т-т-т-т-т)
4. Характеристика звуков
Ну а сейчас отгадайте загадку:(слайд №2)
Пушистая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе (Туча)
Какой звук мы слышим в начале слова? Давайте вместе произнесем звук [т].
ТТТТ….
[Т] согласный, т. к. его нельзя петь, так как у воздуха есть преграда – язычок и небо, язычок вверху, за верхними зубами; глухой, т. к. горлышко не дрожит, голосовые связки не работают, голос не слышно; твердый – говорим строго серьезно, обозначаем синим звуковым сигналом.
Следующая загадка: (слайд №3)
В школе надо не лениться:
Рисовать, писать, учиться,
На уроках отвечать
И в дневник поставят (Пять)
Какой звук мы слышим в конце слова? Давайте вместе произнесем звук [т ]. Этот звук согласный, глухой, т. к. горлышко не дрожит, голосовые связки не работают, голос не слышно; этот звук мы произносим нежно, ласково, поэтому этот звук –мягкий, будем обозначать его зеленым звуковым сигналом.
5. Игра «Поймай звук»
А сейчас поиграем в игру «Поймай звук» .Я буду произносить звуки, слоги и слова, если услышали звук т или ть – топаем (А, о, т, у, и, ть. ро, ми, ту, не, ти, тапки, Оля, Толя, топор, рука, пять, собака, тигр, труба, телефон)
6. Игра «Назови слова, которые начинаются со звука т или т» (слайд№4) Посмотрите внимательно и назовите слова.
Ребята, а у нас в группе есть мальчик, у которого имя начинается на звук [т ]. Кто же это? (Тимофей) Какие еще имена начинаются с этих звуков? (Таня, Тоня, Тихон, Трофим)
7. «Дополни слово» игра с мячом
Теперь давайте встанем в круг, я буду бросать мяч, и говорить начало слова, а вы закончите это слово слогом ТА или ТЯ :
Лопа, Ви, Нас, конфе,красо, моне, Ка, Ми, газе, пала, Кос, воро, котле, Ники, те., Све, чисто, кар., каре,тё…
8. Физминутка «Огород» (слайд№5)
Повторяй за мной зарядку
В ней звук «Т»
Пришел на грядку.
Тыква вот, а вот томат,
Здесь - капуста, здесь – салат.
Тмин, картошка, артишок
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы
Будем кушать до весны.
(Наклоны и повороты с вытянутыми руками).
9. Игра «Доскажи словечко»
А сейчас мы будем отгадывать загадки и определять – с какого звука начинается отгадка. Это какой звук-твердый или мягкий? Вы должны будете поднять нужный звуковой сигнал. Затем будем делить слово- отгадку на слоги и определять количество слогов в слове.
(Слайд №6)
Почему корова эта Маленького роста?
Отвечает Вове Света:
Очень даже просто,
Это же – ребенок,
Это же… (Теленок)
(Слайд №7)
Почему то не до игр, если рядом бродит… (Тигр)
(Слайд №8)
Она, как желтая луна,
Среди травы густой видна.
Лежать, толстеть привыкла.
Как зовут её все?. (Тыква)
(Слайд №9)
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь)
(Слайд №10)
Папин номер наберем,
Трубку к уху поднесем.
С папой свяжет быстро он –
Наш мобильный. (Телефон)
Звуки [т], [т ] на письме обозначаются буквой Т (Карточка с буквой Т)
10. Игра «На что похожа буква Т» (слайд №11)
Посмотрите внимательно и скажите –на что похожа буква Т?
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась
Молоток стучит –тук-тук
Букве Т я -старый друг
Гриб на букву Т похож
С тонкой ножкой-ну и что ж!
Потрудись –ка ты немножко
Палка- шляпка, палка-ножка!
11. Конструирование буквы т из палочек.
У вас на столе лежат 3 счетные палочки. Сконструируйте мне букву Т из всех 3 палочек разными способами.
12. Написание буквы Т на цветном песке пальцем.
13. Физминутка с Су-Джок
Шла большая черепаха (Катаем шарик между ладоней)
И кусала всех от страха
Кусь-кусь, кусь-кусь (нажимаем на каждый палец)
Никого я не боюсь.
14. Задание на листках.
Найдите букву Т среди других букв и обведите карандашом.
Помогите доктору дописать недостающие элементы буквы Т на таблетках.
15. Итог.
С какой буквой познакомились? Какие звуки обозначает? Что больше всего понравилось?