Елена Шарипова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуковая модель слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Коммуникация.
Раздел: Основы грамоты и письма.
Тема: «Звуковая модель слова»
Цель: Подбирать слова к звуковой модели.
Задачи: закреплять знания о гласных, твердых и мягких согласных звуках; учить подбирать слова к звуковой модели; самостоятельно находить слова с определенными звуками; развивать память, сообразительность, воспитывать усидчивость.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Звуковая модель слова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Демонстрационный материал: картинки – колесо, птица, машина, самолет, корзина, молоко, тарелка, чайник, бусы, кит, мяч, лук, лист, дыня, утюг, шуба, роза, игла, лиса, мак.
Билингвальный компонент: звук –дыбыс, слово –сз, интересное задание –ызыты тапсырма.
Ход занятия.
Мотивационно- побудительный этап.
Управленческая деятельность воспитателя.
Круг радости. Гласные согласные.
Игра с картинками «Назови первый звук»
Цель: определить первый звук, дифференцировать гласные и согласные звуки.
Мозговой штурм.
Какие бывают звуки?
Какие бывают согласные звуки?
Цель: повторить пройденный материал о звуках.
Сюрпризный момент. Гость Алдар –Косе.
- сегодня к нам в гости пришел Алдар- Косе. Он принес нам конверт с интересными заданиями.
Давайте заглянем в конверт и узнаем, что лежит в нем. Алдар – Косе сказал: что задания его интересные, надо их решить и отгадать слова, которые он задумал.
Деятельность детей.
Дети определяют первый звук на картинке, называют гласный или согласный.
Проявляют радость гостю, интерес к заданиям.
Организационно-поисковый этап.
Управленческая деятельность воспитателя.
1 Работа со звуками. Технология ТРИЗ.
1 задание:
Дидактическая игра «Звук потерялся»
Цель: назвать пропущенный звук.
Примерные слова : …олесо…тица…алина…амолет…орзина, …олоко, …арелка, …айник.
Деление на центры.
2 задание:
«Найди свой слог» (у детей картинки, на столе слоги»)
Цель: прочитать слог, найти картинку по смыслу.
Алдар –Косе принёс картинки слова, которые начинаются на слог ма, на, до
Физкультминутка:
Самолеты загудели,
Самолеты полетели.
На полянку тихо сели,
Да и снова полетели.
2 Звуковая модель слова.
Работа со звуковыми схемами по карточкам и схемам.
Цель: подобрать слово к схеме.
Дети средней группы слова из трёх звуков.
Дети старшей группы слова из четырёх звуков.
-Следующее задание Алдар –Косе просит нас выполнить и подобрать к каждой звуковой схеме – слово.
У каждого центра свой свои карточки и схемы
(Звуковая модель слова). Каждый звук обозначен соответствующей фишкой. Вам необходимо внимательно посчитать количество звуков, определить какие это звуки : гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Когда вы определите все звуки- подберите к этой модели слово, в котором все звуки будут совпадать с отмеченными фишками.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
Пальцы сжимаем
И замок получаем,
А потом их разжимаем
И сначала начинаем.
Пальцы сжимаем
И замок мы получаем.
3 Работа в тетради: с. 48-49.
Графическое задание.
Деятельность детей.
Проявляют интерес.
Слушают. Понимают.
Добавляют звук.
Понимают задание. Дети называют слова : мама, машина, мало, малина, магазин.
Называют слова : булка, булавка, бумага, бусы, бутылка, букет, букашка.
Дети придумывают и называют слова : дом, доктор, доска, дорога, добро, доброта, дочка, доярка.
Выполняют. Подбирают слова к звуковым схемам : бусы, кит, мяч, лук, лист, дыня, утюг, шуба, роза, игла, мак, лиса, жук.
Выполняют работу в соответствии с заданием.
Рефлексивно – корригирующий этап.
-Какие задания нам принес Алдар –Косе?
-Какое задание было для вас лёгким, а каком вы затруднялись?
Прощание с Алдаром –Косе.
Алдар –Косе очень обрадовался, что вы хорошо выполнили его задания, он говорит вам «спасибо» и прощается с вами до следующей встречи.
Ожидаемый результат:
Воспроизводят:
то слова состоят из звуков.
Понимают: значение работы в коллективе, представление о гласных, твердых и мягких согласных звуках.
Применяют: умение подбирать слова по звуковой модели.