Оксана Мешкова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
«Волшебный сундучок Деда Грамотея»
Подготовила:
воспитатель ГБДОУ "Детский сад №30" г. Севастополь
Мешкова Оксана Васильевна
Цель:
• Упражнять в правильном произношении звуков [р], [л], [с], [ш], [д], [б], [п],
• Закреплять знание детей о звуках, умение различать твердые и мягкие согласные, гласные звуки, делать звуковой анализ слова;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
• Закреплять умение делить слова на слоги;
• Развивать умение правильно отвечать на поставленный вопрос;
• Закреплять умение детей выделять первый звук в слове, разгадывать криптограммы;
• Развивать память, внимание, логическое мышление;
• Воспитывать интерес к речевым играм.
Ход занятия
Приветствие в кругу.
«Мы веселые ребята»
После приветствия дети садятся за столы.
Стук в дверь
Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)
Воспитатель: Сундучок-то не простой! С пятью замками! Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с пятью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Дед Грамотей.»
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?
(Ответы детей)
Воспитатель: Но для начала, чтобы правильно выполнять все задания, правильно говорить, нам необходимо сделать разминку. Отгадайте-ка мою загадку:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало!
Воспитатель: Правильно дети,
Давайте возьмем наши зеркала.
«Пароход»
Отплывает пароход
Ы-Ы-Ы-Ы
Набирает он свой ход.
Ы-Ы-Ы-Ы
Он в гудок гудит, гудит
Ы-Ы-Ы-Ы
«Путь счастливый говорит»
Ы-Ы-Ы-Ы
«Болтушка – индюк»
По двору индюк ходил
Бл-Бл-Бл
Хвост, как веер, распустил.
Бл-Бл-Бл
Вот какой красивый я,
Бл-Бл-Бл
Полюбуйтесь на меня!
«Барабанщики - дятел»
Дятел, дятел тук-тук-тук.
Д-Д-Д-Д
Ты чего стучишь, мой друг!
Д-Д-Д-Д
-Я не зря во рту стучу
Д-Д-Д-Д
Звукам правильным учу.
Д-Д-Д-Д
Воспитатель: Молодцы, ребята, вот мы сделали разминку для язычка, теперь приступим к поиску ключиков. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Вот загадка: Длинный тонкий стебелёк,
Сверху – алый огонёк.
Не растенье, а маяк –
Это ярко-красный …
Дети: Это мак.
Воспитатель: Правильно, мак. Смотрите вот эта картинка. Что это?
Дети: Цветок.
Воспитатель: Правильно, ребята. Где у нас в группе находятся цветы.
Дети: В уголке природы.
Воспитатель: Да, давайте поищем ключик.
Один ребенок ищет ключик.
Воспитатель: Вот и наш ключик, но смотрите, здесь какой-то конверт, в нем Дед Грамотей, просит ему помочь разобраться со звуками, он их все попутал.
Воспитатель: А какие звуки мы знаем?
Дети: гласные, твердые и мягкие согласные.
Воспитатель: Дети, а какими карточками мы обозначаем гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, у вас на тарелочках лежат картинки, давайте покажем Деду Грамотею, что мы умеем делать звуковой анализ слов.
Дети делают звуковой анализ на местах.
Воспитатель: Молодцы, вот мы и справились, давайте вставим ключик.
Один ребенок вставляет ключик в сундук.
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга!
Воспитатель: Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят ключ, а с ключом задание, выполняют задание)
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!
1) Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга).
2) Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки)
3) Михаил играл в футбол
И забил в ворота (гол)
4) Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень … (жарко).
5) Где обедал воробей?
В зоопарке у (зверей)
6) У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки)
7) Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему (поможет)
Воспитатель: А вот и наш второй ключик.
Ребенок вставляет его в сундук.
Физминутка –Психогимнастика
Выполнение детьми упражнений под песню «От улыбки»
Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.
(Аквариум)
Воспитатель: Давайте поищем ключик.
(Ребенок достает ключ возле аквариума)
Воспитатель: Вот и задание с ключом. Кто живет в аквариуме. (Рыбки) Сколько слогов в слове. (2). Как мы считаем слоги? Дед Грамотей дает вам задание, необходимо посчитать количество слогов в слове, которое изображено на картинке. Давайте, сейчас каждый возьмет свою карточку, посчитает количество слогов и положит перед карточкой ту цифру, сколько слогов в слове.
Воспитатель: Молодцы, справились заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты!
Воспитатель: Дети, а мы продолжаем искать наши ключики. Давайте отгадаем следующую подсказку:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Мяч.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем и поищем в группе мяч. А вот же он, но на мяче снова задание.
Я буду называть действие, и передавать мяч, а вы будете отвечать, кто и что их совершает.
1) Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев)
2) Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака)
3) Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка)
4) Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время)
5) Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол)
6) Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек)
Воспитатель: Молодцы, садитесь за свои столы, а вот и четвертый ключик.
Один из детей вставляет ключик в замок
Воспитатель: Устали, давайте немного отдохнем, возьмем пружинки, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая игра с пружинками су-джок
Слова Действия
Раз, два, три, четыре, пять!
Пружинку будем мы катать! (Пружинка лежит на левой руке, катаем между ладонями)
Вот нашли большой мы пальчик
Он попрыгает, как зайчик!
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись! (Надеваем пружинку на большой палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)
Указательный поймаем
И пружинку покатаем.
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись! (Надеваем пружинку на указательный палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)
Где ты, наш середнячок,
Ты ложись-ка на бочок!
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись! (Надеваем пружинку на средний палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)
Кольца любит безымянный.
Покажись-ка, наш желанный!
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись! (Надеваем пружинку на безымянный палец, любуемся, хвастаемся, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)
Вот наш пальчик маленький
Самый он удаленький!
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись! (Надеваем пружинку на мизинец, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)
(Аналогично выполняем движения с пружинкой в соответствии с текстом на правой руке)
Мы пружиночки снимаем
Свои пальчики считаем.
1, 2, 3, 4, 5! 1, 2, 3, 4, 5!
А сейчас мы проверяем
На двух ручках посчитаем!
1, 2, 3, 4, 5!
Мы закончили играть. (Снимаем пружинки, убирая их на край стола, загибаем и считаем пальцы сначала на правой руке, затем на левой, соединяем пальцы обеих рук, затем резко расцепляем)
Пальчики свои встряхни
И немного отдохни! (Встряхиваем кисти рук, дети закрывают глаза и отдыхают, положив голову на свои ладони, а в это время пружинки «исчезают» и появляются что-то другое)
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти пятый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом (картинка дома, которую дети должны заштриховать)
Воспитатель: Возьмите лист, на котором нарисован дом и заштрихуйте его так, как показано на доске.
(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом замок).
Воспитатель:
Ребята, мы нашли все пять ключиков, но сундук не открывается, что же делать. Может посмотреть в посылке. Смотрите, здесь какой-то лист, на нем картинки. Ребята, я поняла, нужно определить первый звук в слове, разгадать слова, тогда мы узнаем слово, которое поможет нам открыть сундук.
Слово КОД.
Воспитатель: Ребята, давайте выйдем на ковер и скажем кодовые слова, они нам помогут.
Дети: крэкс-фэкс-пэкс.
Воспитатель: Ребята, смотрите сундук открылся. А что же там?
В сундуке подарки медали для детей «Самому грамотному»
Воспитатель: Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Заключение с психологом.