Нечаева Ксения Андреевна
Семинар-практикум для родителей «Предупреждение и преодоление девиантного поведения детей дошкольников посредством труда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: профилактика девиантного поведения у детей дошкольного возраста, посредством необходимости формирования у ребенка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.
Ход семинара
Организационный момент
П: Здравствуйте! Я рада Вас видеть на семинаре.
Основной этап
П: Растерянность, недоумение, отчаяние, сменяющиеся раздражением, возникают у родителей, сталкивающихся с проблемами общения с ребенком в семье. Вдруг он стал капризным, на все дает протестные реакции, его перестают интересовать игрушки, возникают вспышки гнева и перепады настроения, он расторможен или апатичен, конфликтен. Как погасить у ребенка негативные проявления? Как помочь ему? Как вести себя с ним, не создавая конфликта, но одновременно добиваясь адекватного поведения и необходимой деятельности?
Темочки:
- Девиантное поведение
- Родительские собрания в детском саду
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Давайте ответим на вопрос:
Что же такое девиантное поведение, как оно проявляется?
У дошкольников, чаще всего встречаются такие формы социально не одобряемого (девиантного) поведения, как ложь, воровство, сквернословие, прямая физическая агрессия (дерутся, толкаются, кусаются, плюются).
Причины девиантного поведения дошкольников разнообразны:
-усвоение эталонов агрессивного поведения в семье (физические наказания, драки, скандалы). Именно у детей, которые постоянно видят, как агрессивно ведут себя самые близкие люди, агрессивность чаще всего и становится устойчивой чертой;
-дефицит родительского внимания;
-стремление к лидерству в группе;
-недостаток двигательной активности;
-низкий уровень развития коммуникативных навыков;
-тревожность, впечатлительность, эмоциональная нестабильность;
-косвенная стимуляция агрессии средствами массовой информации (компьютерными играми, игрушками агрессивного характера).
Причинами частных случаев проявления детской агрессии могут быть:
-желание завладеть игрушкой, в которую играет другой ребёнок;
-ревность;
-замечание воспитателя или наказание;
-голод;
-утомление;
-скука и др.
В зависимости от причин возникновения данного поведения подбираются соответствующие методы профилактики. Одним из таких методов является трудовое воспитание. Полноценному воспитанию ребенка способствует труд. К признанию исключительной важности роли труда в формировании личности люди пришли давно. С его помощью можно сформировать у детей : как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не столько в труде как таковом, сколько в его сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется.
В труде проявляются особенности поведения ребенка — активность, стремление к самостоятельности, утверждение своей позиции и др. Родителям важно учитывать отличительные особенности трудовой деятельности: в ней происходит преобразование предметов и объектов окружающего мира, с которыми ребенок вступает в активное взаимодействие. Данная деятельность имеет практический характер, требует напряжения физических и умственных усилий; по направленности это общественно полезная деятельность.
Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление заботы о себе, об окружающих.
Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий, производить корректировку цели и т. д.).
Основная задача семьи в области трудового воспитания - организовать деятельность ребенка; чтобы она оказывала на него максимальное воспитательное воздействие.
Педагоги выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:
— приобщение к труду через самообслуживание;
— постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
— постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
— тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
— организация обучения выполнению трудовых операций;
— формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
— учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при рас-пределении трудовых поручений;
— поощрение прилежного выполнения поручений, проявления са-мостоятельности и инициативы;
Давайте на примере разберем некоторые ситуации, которые помогут вам, справится самостоятельно:
1 ситуация: После завтрака Папа с Настей отправляются гулять в парк, где есть детская площадка. Малыши собрались в песочнице, а родители и бабушки с дедушками сидят на скамейке и болтают. Дети не могут поделить формочки, бросают друг в друга песок, толкаются и дерутся.
Ваши варианты выхода из ситуации с помощью трудового воспитания (Ответы родителей)
Пример ответа:- Здравствуете, ребята! Я мама Насти. Предлагаю приостановить песочное побоище, а вместо этого давайте откроем Песочную фабрику. Каждый вылепит свой уникальный кулич!
2 ситуация:
Сегодня Настенька играла в игрушки, затем захотела поиграть в телефон, а на просьбу родителей убрать игрушки реагирует криком, плачем. Как договориться с ребенком?
(Варианты ответов родителей)
3 ситуация:
Ребенок негативно реагирует на просьбы мамы прибраться, помочь с уборкой. На что мама говорит ребенку: «Я очень устаю на работе», ребенок задаёт вопрос «А что ты там делаешь, что так сильно устаёшь?». В саду ребенок на вопрос воспитателя о работе родителей отвечает «они работают на работе». Как поступить маме, чтобы привлечь ребенка к помощи? (Варианты родителей)
Какие виды труда вы используете у себя дома? C какой целью? Как вы относитесь к тому, что ребенок трудится в садике, и считаете ли целесообразным использование детского труда дома и в образовательной организации? Желаем вам успехов в трудовом воспитании ваших детей!