Любовь Попова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в Звукоград»
▼ Скачать
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
«Путешествие в Звукоград»
Задачи:
Формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделяя словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласный, твёрдый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук, правильно употреблять соответствующие термины. Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Путешествие в Звукоград“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Предварительная работа: знакомство с гласными звуками «А, О, У, И»; знакомство с символами гласных звуков; нахождение места звуков в словах; составление звукового анализа; подбор слов, которые начинаются на заданный гласный звук.
Оборудование: наборы фишек и карточек схем на каждого ребёнка, подарки в виде медалей на каждого ребёнка
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся со всеми.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а как у вас сегодня с настроением?
Ответы детей.
Воспитатель: Отлично, ребята! Сегодня нам понадобится бодрость духа, дружеские взаимоотношения и, конечно, хорошее настроение! А знаете почему? (Нет)
Воспитатель: Мне сегодня пришло на электронную почту письмо от королевы Грамоты. Давайте, я вам прочитаю.
«Дорогие ребята! В нашем городе Звукограде случилась беда! Злой волшебник похитил гласные звуки «А, О, У, И». Он вернёт все звуки если вы выполните все его задания. Я очень прошу, помогите нам! Без этих звуков наш город пропадёт! Я знаю, что вы очень добрые и отзывчивые! Ваша королева Грамота.»
Воспитатель: Ребята, поможем? (Да) Тогда отправляемся в город Звукоград.
«Покружились, покружились,
В Звукограде очутились» и на стульчики присели.
Воспитатель:
В некотором царстве,
Звуко-букво-государстве,
Жили – не тужили,
С язычком дружили:
Вопелочка: ААААААА,
Ревелочка: УУУУУУУ,
Пищалочка: ИИИИИИ.
Воспитатель: Ребята, что мы с вами произносили?
Дети: Звуки.
Воспитатель: А какие звуки мы произносили?
Дети: Мы произносили гласные звуки.
Воспитатель: А как вы это узнали?
Дети: Гласные звуки можно пропеть и им ничего не мешает, когда мы их произносим.
Воспитатель: Совершенно верно.
Нет для них нигде преграды,
Петь мы эти звуки рады.
Воспитатель: Каким цветом обозначаются гласные звуки?
Дети: Красным.
Воспитатель: А теперь первое задание.
Задание №1 –Звуковой анализ слова кот.
Воспитатель: Первое задание, нужно сделать звуковой анализ слова КОТ.
Воспитатель: Ребята, произнесите слово
Дети: Кот
Воспитатель: Выделите первый звук в этом слове. Какой это звук?
Воспитатель: Охарактеризуйте его.
Дети: Первый звук К, он согласный
Воспитатель: Твёрдый или мягкий?
Дети: твёрдый
Воспитатель: Какой фишкой мы его обозначим?
Дети: синей
Воспитатель: Произнесите слово и выделите второй звук в слове. Какой это звук?
Воспитатель: Охарактеризуйте его.
Дети: Второй звук О, он гласный
Воспитатель: Какой фишкой мы его обозначим?
Дети: красной
Воспитатель: Произнесите слово,выделив третий звук звук в слове. Какой это звук?
Воспитатель: Охарактеризуйте его.
Дети: Третий звук звук Т, он согласный.
Воспитатель: Твёрдый или мягкий?
Дети: твёрдый
Воспитатель: Какой фишкой мы его обозначим?
Дети: синей
Воспитатель: Прочитайте по фишкам слово целиком.
Дети читают слово по фишкам.
Воспитатель: Сколько всего звуков в слове?
Дети: 3 звука
Воспитатель: Сколько гласных звуков? Назови
Дети: 1 гласный звук, О
Воспитатель: Сколько согласных звуков? Назови их
Дети: 2 согласных звука, К,Т
Воспитатель: Отлично, ребята, справились с первым заданием!
Задание №2 Назови первый звук в слове с картинки.
Воспитатель: Ребята следующее задание, которое нам приготовил злой волшебник.
Воспитатель: У меня много картинок и вы должны назвать первый звук в названии этих слов. Что нарисовано на картинке?
Дети: арбуз
Воспитатель: Какой первый звук вы слышите в слове Арбуз?
Дети: звук А
Воспитатель: Что нарисовано на следующей картинке?
Дети: Утка
Воспитатель: Какой первый звук вы слышите в начале слова?
Дети: звук У
Воспитатель: Что изображено на следующей картинке?
Дети: Иголка
Воспитатель: Какой первый звук вы слышите в начале слова?
Дети: звук И
Воспитатель: Что нарисовано на этой картинке?
Дети:
Задание №3 Составить предложение по схеме
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое?
Дети: Схема предложения
Воспитатель: Как вы поняли?
Дети: Есть начало предложения и в конце точка.
Воспитатель: Сколько слов в предложении.
Дети: два
Воспитатель: Составьте предложение со словом кот.
Дети составляют предложения со словом Кот.
Воспитатель: Назови первое слово в предложении, назови второе слово в предложении.
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились! А теперь немножко отдохнём.
Физкульминутка.
Мы ногами – Топ-Топ,
Мы руками – Хлоп-Хлоп,
Мы глазами – Миг-Миг,
Мы плечами – Чик-Чик.
Раз – сюда, два – туда.
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два –
Вот и кончилась игра!
Задание №4 «Звуковой вагончик»
Воспитатель: Посмотрите ребята, какой поезд для зверей к нам прибыл. В нём три вагона. Каждое животное может ехать только в определённом ему вагоне. В первом вагоне поедет животное, в названии которого один слог, во втором вагоне поедет животное, в названии, которых два слога и в третьем вагоне поедет животное, в названии, которого три слога.
Воспитатель: Как нам определить, в какой вагон и кого посадить?
Дети: Нужно поделить каждое слово на слоги и узнаем, какое животное нужно посадить в 1,2,3 вагон.
Воспитатель: Первое животное кит. Сколько слогов в этом слове?
Дети: 1 слог
Воспитатель: Как вы определили?
Дети: подставить руку к подбородку и произнести слово, сколько раз подбородок коснётся руки, столько и слогов в слове.
Воспитатель: В какой вагон мы посадим его?
Дети: в первый вагон с одним окном.
Воспитатель: Следующее животное собака, сколько слогов в этом слове?
Дети: три слога
Воспитатель: В каком вагончике поедет собака?
Дети: В вагончике с тремя окнами
Воспитатель: Осталась утка, в какой вагончик её поселим?
Дети: с двумя окнами
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: в слове утка, два слога
Воспитатель: Замечательно! Справились!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, звуки вернулись в Звукоград. Вы молодцы! Помогли королеве Грамоте! А она приготовила вам медальки, как самым умным и добрым деткам! Нам пора прощаться и возвращаться в детский сад.
Дети:
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Покружились, покружились.
В детском садике очутились.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Какие задания злого волшебника вам показались лёгкими, а какие вызывали трудности?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы все большие молодцы! Вы добрые и отзывчивые! На вас можно положиться!