Ильмира Ерофеева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Звук [М], [М’]. Буква «М»
ТЕМА: «Звуки [М], [М’]. Буква М»
Цель: Закрепить знания о звуках «М-М’» и букве «М»; упражнять в печатании буквы – заглавной и прописной и прямых слогов; чтение слогов; подбор слов к схемам; учить ориентироваться на листе бумаги; развивать внимание, мышление, воспитывать усидчивость.
Оборудование: Куклы Миша и Маша; п/к на звуки [М], [ М’]; касса большая и индивидуальная с буквами; тетради, карандаши; таблицы слогов схемы слов.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
II. Сядет тот, кто скажет мне, сколько звуков в словах: мак, рыба, ком, Маша, лиса, ус, мама, муха, сом, мыло.
Сегодня к нам на занятие пришли Миша и Маша.
-Назовите первый звук в имени Маша? (М). Миша? (М’)
III. Характеристика звуков «М», «М’» по артикуляционным и акустическим признакам.
- Произнесите звук М. Губы сжаты вместе, они не пускают воздух. Но он нашел путь: воздух идет через нос. Когда произносим звук М, нос сердится, “гудит”, и губы “гудят”.
Теперь давайте скажем, какой звук «М»? (Согласный, твердый, звонкий) Какой фишкой обозначаем? (Синей) А звук «М’»? (Согласный, мягкий, звонкий). Зеленая фишка.
IV. Работа по развитию фонематического слуха. Игра «Поймай звук М»
- Поиграем со звуком «М». Я буду называть слоги и слова, если в слове есть звук «М» вы должны его поймать в ладошки:
МА – МЫ- НО- ЛО- МУ- АМ-УМ-ОН-УН
Мак – дом- сон- майка- стол- мох- пар- мыло- ноты- том- ком- слон- зима
V. Дифференциация звуков М-М’ на слух (с использованием сигнальных карточек). Игра «Твердый – мягкий»
Сейчас мы поиграем в игру «Твердый –мягкий». Задание: Я буду называть слова, а вы внимательно слушаете, какой звук в слове «М» или «М’» и показываете соответствующую фишку.
Месяц, мыло, миска, мир, мак, сом, ком, мяч, мина, эскимо, гном, мороз, домино, помада.
VI. Определение места звука в слове. Игра «Где живет звук»
-Мы с вами знаем, что звук может стоять в начале, в конце или в середине слова. Предлагаю вам поиграть в игру «Где живет звук М?». - Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, где находятся звуки «М», «М’».
Мост, дом, гном, сумка, матрешка, миска, семь, лимон, мята, мука, домино, мяч, мина, камыш, помада.
VII. Самостоятельная дифференциация звуков М-М’. Игра «Паровозики»
-Ребята, Маша и Миша на самом деле приехали на паровозиках. Как вы думаете, чей синий паровозик? (Машин, а зеленый (Мишин). Но по дороге некоторые вагончики отцепились. Давайте поможем Маше и Мише правильно составить паровозики. (Картинки с паровозами на доске)
Задание: Внимательно посмотрите на свою картинку, определите – какой звук слышится в слове «М» или «М’» и прикрепите к паровозам и разделите слово на слоги, определите, сколько гласных. (Дети выходят из-за столов, находят вагончики и прикрепляют к паровозикам.)
VIII. Физ. минутка.
Взявшись за руки, мы встали.
И на «М» похожи стали.
Вот качели – буква «М»,
Здесь качаться можно всем.
Палочка и палочка,
Межу ними галочка.
И понятно сразу всем,
Получилась буква «М»!
IX. Работа в тетрадях.
Из каких элементов состоит буква М? (из 4-х палочек).
- Откройте тетради и напишите одну строчку букву «М» и слог.
X. Итог занятия.
- О каких звуках мы сегодня говорили? («М» и «М’»)
- Какие это звуки? (согласные, звонкие)
- Маша и Миша, очень рады, что присутствовали на нашем занятии. Они узнали от вас много нового и интересного. Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Молодцы!