Ольга Виноградова
Роль музыкальной игры в развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Роль музыкальной игры в развитии детей.
О. Л. Виноградова
Мир творческих затей, фантазии, импровизации у детей всегда связан с игрой. Во все времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности. В игре зарождается личность ребёнка, развиваются его творческие способности.
Наиболее полезны для ребёнка старшего дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляется в игре.
В процессе игры ребёнок получает удовольствие, он не воспринимает музыкальную игру, как часть урока. Он наслаждается самим действием, расслабляется от внутренних зажимов и творит с огромным желанием.
В игре у детей возникает, как правило, три цели:
• Первая цель – удовольствие от игры – «Хочу»;
• Вторая цель – выполнять правила игры – «Надо»;
• Третья цель – творческое выполнение игровой задачи – «Могу».
Таким образом, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребёнка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.
Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и осознанно слушать музыку.
В музыкальной игре дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Также они выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.
Обучение в игре и развитие происходит постепенно. Условно можно выделить три этапа:
1) На первом этапе создаётся мотивация игры, происходит объяснение её содержания, детьми осваивается игровое содержание.
2) На втором идёт формирование двигательных, речевых, вокальных навыков.
3) На третьем – осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, появляется самостоятельность детей.
Во время подготовки праздника ко Дню Космонавтики особенно понравились детям две игры. Первая игра "Займи ракету" проводилась для групп среднего возраста. Здесь требовались от ребят внимание и быстрота реакций. Вторая игра "Роботы и Звёздочки" (подготовительная группа) ставила другие задачи - умение реагировать на смену музыки и изображать заданный персонаж в действии.
Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребёнка и сопровождают его в каждой музыкальной игре.