Татьяна Кобзарь
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Р, р’]. Буква Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
«Звуки [Р, р’]. Буква Р»
Цель: Создание условий для формирования представлений знаний о звуках Р-Рь и букве Р.
Задачи:
1. Различать на слух звуки Р-РЬ о твердости и мягкости.
2. Характеристика звука Р
3. Определять позицию звука Р словах.
4. Совершенствование навыков чтения.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Звуки [Р, р’], Буква Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
5. Совершенствование звукового анализа и синтеза.
Оборудование: карточка с буквой «Р», предметные картинки (рыба, луна, шары, лиса, радуга, машина, роза, телефон, карандаш, лимон, конфеты, стул, диван, кровать, разрезные картинки (компьютер, кенгуру, набор семян (горох, фасоль, конструктор, мозаика, карандаш, лист бумаги на ребенка, игрушки (машина, матрешка, лопата, ведро, мышка, кукла, лейка, корабль)
Ход занятия.
I. Организационный момент
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Мы пожмем друг другу руки
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
(На столе разложены игрушки – машина, матрешка, мышка, лопата, ведро, кукла, лейка, корабль).
- Ребята, посмотрите на стол, выберите любую игрушку, которую вы захотите, возьмите ее и встаньте в круг. (дети выполняют задание)
- Назовите выбранную игрушку, назовите первый звук в этом слове, охарактеризуйте его.
II. Вступительная часть
- Ребята, сейчас у нас с вами занятие по обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы)
- Чем отличаются звуки от букв?
- Какими бывают звуки?
- Приведите пример гласных звуков (А, О, У, Ы, И)
- Какие звуки называют согласными?
- Какими бывают согласные звуки? (мягкими и твердыми)
- А еще? (звонкими и глухими)
Игра «Буква заблудилась»
А О У И Н Ы, П С М И Н Ш
- Какая буква лишняя? Почему?
III. Основная часть
Знакомство с новым звуком.
- Послушайте и определите, какой звук часто встречается в этом стихотворении?
Солнце светит, дождь идет,
В небе радуга цветет.
Над рекой она взошла,
Радость людям принесла.
Речка краше сразу стала
Разным цветом засияла.
(Звук [Р])
- Правильно, с этим звуком мы знакомимся сегодня. У звука [Р] есть брат – мягкий звук [Рь].
- При произношении звука губы смыкаются и размыкаются, воздушная струя встречает преграду, голосовые связки (горлышко) дрожит. Значит звук какой? (согласный) Почему? Он глухой или звонкий? (звонкий)
Вывод: Звук [Р] – согласный, звонкий, может быть и твердым, и мягким.
Игровое упражнение «Услышь звук».
- Я называю разные слова, а вы хлопаете в ладоши, когда слышите слово со звуком [Р].
(Ч С Р И Т О Р А Ы Р К У Р)
(СА МА РО ТА ЛУ РЫ СЫ РИ БУ РА РУ)
(брошка, ура, рана, лампа, ранний, гора, липа, репа, рыжик, полено, лента, фартук, фара, повар, луна, стул.)
«Доскажи словечко»
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга)
Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,
Потому что это … (рысь).
Ра – ра – ра – начинается … (игра)
Ры – ры – ры – у мальчиков … (шары)
Ро – ро – ро –у нас новое … (ведро)
Ру – ру – ру – продолжаем мы … (игру)
Ре – ре – ре –стоит домик на (горе)
Ри – ри – ри – на ветках … (снегири)
Игра «Поменяй звук»
Федька – редька
Лейка – рейка
Печка – речка
Кепка – репка
Лепка – репка
Лёва – рёва
Задание усложняется, измените в слове третий звук на звук Р.
Маска – марка
Банан – баран
Гонка – горка
Метка – мерка
Ночка – норка
Голод – город
Знакомство с буквой «Р».
(показ буквы «Р»)
- На что похожа буква «Р». (трость, парус)
«Дрожу от страха
До сих пор! –
Воскликнуло полено, -
Похожа буква на топор!
Расколет непременно.»
Написание буквы в воздухе
Выкладывание буквы «Р» из подручных материалов.
(семена, крупа, конструктор, счетные палочки, мозаика, шерстяные нитки и т. д.)
Физкультминутка
Ра-ра-ра – Кате спать пора Ходьба вразвалочку
Ро-ро-ро- на полу стоит ведро Наклоны вперёд
Ры-ры-ры – летают комары Взмахи руками
Ор-ор-ор – подмели мы двор Приседания
Дидактическая игра «Слово рассыпалось»
Воспитатель:
- Ребята, у нас беда слова рассыпались на буквы, и их нужно собрать.
А, ш, ы, р – шары б, я, р, у –буря
Г, а, р,о – гора д, а, р, ы –дыра
П, о, р, е – перо н, а, р, о - нора
Р, а, п, е – репа е, м, о, р – море
Р, з, о, а –роза в, а, р, е –вера
Работа в тетрадях
III. Итог.
- Ребята, с каким новым звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук?
Рефлексия.
- Дети, если занятие вам понравилось – поднимите зеленый квадрат, понравилось не очень – синий, не понравилось – красный.