Валентина Фурсаева
Конспект занятия по обучению грамоте детей в подготовительной группе на тему «Звуки [п], [п’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению грамоте детей в подготовительной группе "Звуки [п], [п']".
Ход занятия
Организационный момент:
С добрым утром друзья!
День наступил прекрасный,
потому что в нем есть:
Вы, я и наши гости!
Повернитесь, улыбнитесь, поздоровайтесь с ними.
Воспитатель:
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте детей в подготовительной группе на тему „Звуки [п], [п’]“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков, а помогут нам в этом наши гости – это гномики Пик и Пак. Они познакомят нас с новым звуком.
Знакомство с новой темой.
Воспитатель: Пак и Пик принесли с собой загадки и просят вас помочь их отгадать. Поможем нашим гостям?
Дети: Да, поможем.
Воспитатель:
А теперь внимательно слушаем загадки.
Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
Дети: Портфель.
Воспитатель:
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.
Дети: Пенал.
В: Следующая загадка.
Железные избушки
Держатся друг за дружку.
Одна, с трубой,
Тянет всех за собой.
Дети: Поезд.
В: Молодцы, и последняя загадка:
Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца,
Из корытца пьёт водицу.
Дети: Поросёнок.
В: Молодцы, ребята! А скажите, пожалуйста, какой первый звук встретился в наших отгадках – Портфель,пенал, поезд, поросёнок.
Дети: Звук [п].:
В: Правильно ребята, это звук [п]. Сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком
В: Когда мы произносим звук [п], губы сомкнуты, воздушная струя размыкает губы. Язык лежит неподвижно за нижними зубами. Если звук при произношении встречает преграду, какой это звук: согласный или гласный?
Дети: Это согласный звук.
В: Звук [п] – согласный, кто догадался, почему колпачки разного цвета
Ребята, я знаю, что вы научились различать согласные твердые и согласные мягкие. Пак, Пик — в каком слове звук [п] твердый, а в каком мягкий?
Дети: В слове Пак звук [п] твердый, а в слове Пик — мягкий.
Выделение звуков на слух: Игра «Светофор».
Воспитатель произносит слова — паук, пень, поросёнок, почтальон, петух, пылесос, подушка, пирог, письмо, пальто, помидор, пять, пушка, пуговица. Дети поднимают цветные семафоры: если звук мягкий – зелёный; если звук твёрдый – синий.
В: Молодцы. Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете,что это?
Дети: это пила.
В: Объясните значение слова - пила? (Инструмент с зубьями для резки чего-либо. Хирургическая пила - медицинский инструмент. Действие - пила сок.)
Звуковой анализ слова: ПИЛА.
В: Помогите Пику сделать звуковой анализ слова пила
— П-п-пила. Какой первый звук? (Звук [пь])
— Он какой? (Согласный, мягкий)
— Каким цветом обозначим? (Зеленым)
— П-и-и-ила. Какой следующий звук? (Звук [и])
— Он гласный или согласный? (Гласный)
— Каким цветом обозначим? (Красным)
— Пи-л-л-ла. Какой следующий звук (Звук [л])
— Он какой? (Согласный, твердый)
— Каким цветом обозначим? (Синим).
— И последний звук: пила-а-а? (Звук [а])
— Он гласный или согласный? (Гласный)
— Каким цветом обозначим? (Красным)
— Сколько всего звуков в слове ПИЛА? (Всего 4 звука)
— Сколько гласных? (2)
— Назовите их: ([и],[а])
— Сколько согласных? (2)
— Назовите их. ([пь, л])
Воспитатель: Ребята, Пик доволен вашей работой и приглашает вас поиграть и отдохнуть.
Физкультминутка.
Девочки и мальчики
Прыгают как зайчики,
Ножками топают,
Ручками хлопают,
Головками кивают
И тихо приседают.
(Движения выполняются в соответствии с текстом).
В: Ребята, Пак просит, чтобы вы сделали звуковой анализ слова ПАУК самостоятельно, а 4 ребенка поочередно у доски)
— Сколько звуков в слове паук?
— А сколько слогов?
— А как вы определили?
Дети: Сколько гласных столько и слогов.
В: Послушаем 1 слог
Вместе назовём первый звук слога, 2 –й звук слога?
Послушаем второй слог. Вместе назовём 1-й звук 2-ого слога, 2-ой звук 2-ого слога.
Игра с заданиями. Живые звуки.
1. Вызвать 2-й, 1-й, 3-й, 4-й звук.
2. Задания играющим дают дети. Выполнив задания, дети ставят квадратики на схему.
В: Молодцы, ребята.
Игровое упражнение «Дополни предложение».
Иллюстрации на доске.
Воспитатель читает предложения, дети дополняют последнее слово, чтобы оно начиналось на звук [п] или[п‘].
В:
— На огороде выросли красные … (помидоры)
— Мама испекла вкусный … (пирог)
— Мальчик на почте отправил … (письма)
— Полина сняла … (пальто).
Итог занятия.
В: Какие похожие звуки мы учились сегодня различать в устной речи?
Дети: Мы различали звуки [п'], [п]
В: Ребята, чтобы наши друзья — Пик и Пак не забыли, какой звук произносится в начале их слов, давайте хором им напомним.
Дети: Пик — Звук [п’], согласный, мягкий.
Пак — Звук [п] – согласный, твёрдый.
В: А теперь скажем «До свидания» нашим друзьям. Все очень хорошо занимались. Спасибо.