Татьяна Синицына
Конспект открытого занятия «Музей в чемодане» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Музей в чемодане»
Цель: расширять представление о музее, экспонатах.
Задачи:
- познакомить детей с понятием «музей», закреплять правила поведения в музее;
- познакомить с местами добычи глины нашего района;
- познакомить с различными свойствами глины (наличие примесей, пластичность, водонепроницаемость, способность сохранять форму после высыхания и обжига);
- познакомить детей с различными изделиями, созданными из глины (игрушки, посуда);
- дать представление о работе гончара, гончарного круга;
- обогащать словарный запас воспитанников;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музей в чемодане
- Музейная педагогика в детском саду
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- совершенствовать умение отвечать на вопросы.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.
Формы организации деятельности: коллективная.
Возрастная категория обучающихся: 5-6 лет.
Оборудование: глина, 3 чемодана, схема слоев земли, карта района, домик из глины, глиняная игрушка, глиняная посуда, кирпич, фотография здания из красного кирпича, 4 пластиковых контейнера, схема свойств глины, мензурка с водой, глиняный кувшин, фотография воскресного базара, изображения правил поведения в музее, игрушка-свистулька, статуэтка из глины, аптечная глина, фотография старинного гончарного круга, детский гончарный круг, пласт глины для творчества, скалка, трафареты, игрушечная печь, влажные салфетки, перчатки.
Ход занятия:
Здравствуйте, дети!
Меня зовут Татьяна Петровна. Приглашаю вас вместе со мной отправиться в путешествие. Вы согласны? (Ответы детей)
Путешествие у нас необычное. Мы идем в музей. Вы были в музее? (Ответы детей)
Хорошо. Значит, вы знаете, что такое музей? (Ответы детей)
Да, музей – это место, где хранятся разные старые вещи, там на них можно посмотреть и узнать их историю.
А вы знаете правила поведения в музее? (Ответы детей)
В нашем музее можно рассматривать, трогать руками экспонаты и даже экспериментировать. Интересно?
Тогда в путь! Но для того, чтобы попасть в музей, нужно отгадать, что у меня на ладони? (Ответы детей)
Это глина. Она волшебная, потому что из нее может получиться посуда, игрушки, даже дом можно построить из глины! Ну что, отправляемся в путь?
Наш музей располагается в чемодане. А вы будете помогать мне расставлять экспозиции. Давайте пройдем к первой экспозиции. (Имя ребенка, открой, пожалуйста, чемодан.
В природе глина располагается неглубоко, под верхним слоем земли, вот здесь (на крышке чемодана схема, показываю слои). Давайте разместим кусочки глины на нашей экспозиции.
А как вы думаете, как человек добывал глину? (Ответы детей)
Да, люди копали землю, находили глину. На месте добычи глины в больших объемах появлялись карьеры. В нашем районе тоже есть несколько мест, где добывается глина (из чемодана достаю карту района).
Человек использовал глину для обмазки домов (достаю домик, для создания игрушек и посуды (достаю игрушку и посуду из глины). А в селе Селищи был даже завод, где делали кирпичи. Вот такие (достаю кирпич). Можно потрогать кирпич.
Какой он? (Ответы детей)
Как вы думаете, дома из такого кирпича какие? (Ответы детей)
(Показываю фото) здания из такого кирпича до сих пор стоят в селах и городе.
Но не из каждой добытой глины можно сделать кирпич или посуду. Глина должна обладать особыми качествами: быть пластичной, не иметь примесей, не пропускать воду, сохранять форму после высыхания и обжига.
Пройдем к следующей экспозиции. (Имя ребенка, открой наш чемодан.
Здесь наша маленькая музейная лаборатория. И сейчас мы будем рассматривать глину по свойствам, которые изображены на нашей схеме (на крышке чемодана показываю схему).
Первое свойство у нас наличие примесей. Давайте посмотрим на наши образцы глины. (Имя ребенка, посмотри, какие они? (Ответ ребенка)
Да, в первом образце много мусора, а вот второй образец чистый.
Первое свойство мы с вами рассмотрели. Давайте отметим на схеме.
Следующее свойство – пластичность. (Имя ребенка) потрогай наши образцы. Какие они? (Ответ ребенка)
Да, первый образец мнется, он мягкий, из него получится хорошее изделие. А вот из второго образца ничего не получится, потому что этот кусочек глины не мнется.
И это свойство мы с вами рассмотрели. (Имя ребенка, отметь, пожалуйста, на нашей схеме.
Третье свойство – водонепроницаемость. Для того, чтобы проверить это свойство, давайте добавим в наши образцы немного воды.
(Имя ребенка, добавь, пожалуйста, в каждый образец немного воды.
Посмотрите, какая глина пригодна для изготовления посуды и игрушек? (Ответы детей)
И третье свойство мы с вами рассмотрели. (Имя ребенка, отметь, пожалуйста, на нашей схеме.
И у нас осталось еще одно свойство – способность сохранять форму после высыхания и обжига. Давайте посмотрим на наши образцы. (Имя ребенка, посмотри, пожалуйста, какой образец можно использовать для изготовления изделия? Почему? (Ответ ребенка)
Последнее свойство мы с вами рассмотрели. Давайте отметим на схеме.
Замечательно! Теперь вы стали самыми настоящими экспертами в определении свойств глины. И теперь, если на прогулке с родителями вы найдете кусочек глины, вы сможете определить его качество и поделиться с родителями знаниями о свойствах глины.
Из глины могут получиться много полезных вещей, которые используются человеком много лет и дошли до нас.
Давайте пройдем к следующей экспозиции.
(Имя ребенка, открывай наш чемодан.
Давайте посмотрим на первый предмет. Что это, дети? (Ответы детей)
Это глиняный кувшин. Он обладает особым качеством – молоко в кувшине долго остается свежим. Посмотрите, пожалуйста на крышку чемодана.
Здесь, на старинной фотографии изображен воскресный базар г. Краснослободск, где продавались кувшины, горшки из глины.
А что это такое? (достаю игрушку-свистульку)
Эта игрушка тоже из глины. Здесь есть отверстие, и если подуть в него – игрушка засвистит. Попробуйте.
Такие игрушки продавались на ярмарках и были любимой игрушкой детворы. Еще из глины создают статуэтки.
А еще глиной лечились. Даже сейчас можно купить глину в аптеке. Она лечит суставы, кожные воспаления и другие болезни.
Давайте посмотрим на следующий экспонат. Это тарелка из глины. Она очень прочная, не боится оказаться в печи, в ней можно готовить.
А как называется мастер, который делает глиняную посуду? (Ответы детей)
Да, гончар. он готовил глину, заливал ее водой, разминал руками, а потом с помощью гончарного круга придавал нужную форму. Посмотрите на фотографию, так выглядел гончарный круг раньше.
Он приводился в движение ногами. После того, как глине придали нужную форму, она отправлялась в печь. Там она обжигалась и после этого становилась крепкой и прочной.
В нашем музее тоже есть гончарный круг. Давайте пройдем к нему.
Он современный и приводится к действию с помощью электричества. Нужно только нажать на кнопку.
Давайте попробуем освоить гончарное мастерство.
Интересно?
Но мы с вами немного устали. Давайте разомнемся. Возьмемся за руки и встанем в круг.
Физкультминутка.
Мы глину месили, мы глину месили. (идем по кругу)
Нас тщательно все промесить попросили. (сжимаем/разжимаем ладони)
Но сколько не месим, но сколько не мнем, (хлопаем по коленям)
Комочки опять и опять достаем. (пальцами изображаем комочки)
Да, чтобы глину подготовить, тоже нужно постараться.
В нашем музее есть и творческая мастерская. В ней подготовлен пласт глины для вас.
Потрогайте глину, какая она? (Ответы детей)
Чтобы подготовить глину для работы, ее нужно хорошо разгладить, вот так (беру скалку, показываю).
Попробуйте и вы.
Сегодня, в память о нашей встрече, я предлагаю вам сделать обереги в технике трафарета.
Давайте возьмем красивую салфетки и положим на пласт глины. Сверху пригладим скалкой, чтобы отпечатались узоры. А теперь возьмите формы и вырежьте фигурки.
Наши обереги почти готовы. Их осталось только обжечь, для этого мы поместим обереги в печь. Осталось немного подождать и они готовы.
Посмотрите, какая красота у нас получилась!
На этом наша экскурсия подходит к концу. Посмотрите, как с вашей помощью преобразился наш музей.
Что нового вы узнали? Что понравилось больше всего? (Ответы детей)
Теперь вы можете быть экскурсоводами. Можете сами проводить экскурсии и рассказывать о свойствах глины.