Юлия Шпякина
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Помощь Незнайке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы] .
Задачи:
Образовательные:
• Закреплять знания детей о гласных звуках.
• Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.
• Познакомить детей с новым словом «артикуляция».
• Продолжать обучать определять количество слогов в слове.
• Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.
Развивающие:
• Развивать речь, внимание, мышление.
• Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Помощь Незнайке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
• Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Методические приё мы:
• Музыкальное сопровождение.
• Словесный (вопросы, объяснение) .
• Наглядный (картинки, показ артикуляции, презентация)
• Игровой (Д/и «Найди пару», «Звуковая цепочка», «Выложи букву».
• Практический (упражнения) .
• Наблюдение за работой детей, советы.
Оборудование:
Демонстрационный материал:мультимедийное сопровождение, музыка- фонограмма песни «Алфавит», песенка «Незнайки», музыка для релаксации, знаки-символы звуков (звуковички, кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, схемы предложений, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.
Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, фишки для звуко-буквенного анализа, шерстяные нитки для выкладывания букв, маленькие мячики (по колличеству детей)
Ход деятельности:
1. Организационный момент
- Ребята, а вы когда-нибудь хотели, читая книжку, оказаться внутри её? Не сидеть и слушать, а очутиться в самой сказке, подружиться с любимыми героями, помочь им преодолеть все невзгоды?
- Сегодня у вас есть такая возможность.
- Мы с вами отправимся в путешествие по знакомой сказке. А кто её главный герой, вы догадаетесь, отгадав мою загадку.
Слайд№1
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен
Занят разными делами,
Лишь учится ему лень.
Кто он, быстро отгадай-ка,
Как зовут его?
(Незнайка.)
- Конечно, это Незнайка. Как называется город, в котором он живёт? Какие ещё коротышки живут с Незнайкой? А какой Незнайка по характеру?
- Да, к сожалению, Незнайка иногда бывает груб, иногда не может подобрать нужные слова, чтобы пообщаться с друзьями, потому что ни в какую не хочет учиться.
Слайд№2
- Вот и сейчас коротышки обиделись на Незнайку и сказали, что не будут с ним общаться до тех пор, пока он не научится правильно разговаривать.
- Ребята, а мы сможем помочь Незнайке помириться с коротышками?
- Выполнив правильно все задания, которые приготовили коротышки, мы поможем Незнайке стать умнее, и помириться со своими друзьями. Вы готовы?
- Прежде, чем отправиться в цветочный город, мы с вами повторим правило речи:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
Никуда мы не спешим!
- Ну, тогда в путь, в Цветочный город. (закрывают глаза, звучит музыка
(в этот момент появляется корзинка)
2. Мотивационная игра
- Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку.
- Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей, звучит музыка)
- Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Незнайка.
- Посмотрим, что же Незнайка нес. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)
- Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)
- Что нам помогло узнать звуковичков?
- Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.
- Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?
- Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)
- Каким цветом обозначаются гласные? (красным) Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!
- Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)
- Ребята, Незнайка оставил в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них. (если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет)
- Расставьте буквы к соответствующимзвуковичкам. Будьте внимательны!
- Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим)
- Теперь и Незнайка запомнит, чем отличаются звуки от букв.
3. Введение в тему занятия
Слайд№3
- Ребята, посмотрите чей-то домик, а чтобы узнать чей, давайте отгадаем загадку:
Этот умный коротышка
Прочитал уже все книжки
Он и вправду много знает
Никого не обижает. (Знайка)
- Правильно ребята, этот малыш самый умный среди коротышек, и он предлагает нам поиграть с листочками
Игра «Найди пару»
- Посмотрите, сколько разноцветных листьев. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.
- А листики необычные, с картинками на обратной стороне.
- Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово.
- А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картики начинается с того же звука, что и у вас.
- Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако; индюк, эскимо)
- Даша и Кирилл, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)
- Вероника и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)
- Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?
(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)
- Молодцы! Вы рассказали Незнайке, что мы знаем о звуках, будем надеяться, что эти знания ему пригодятся.
- Можем продолжить наше путешествие по Цветочному городу
Слайд№4
- Посмотрите, ребята, этот ужасный ветер по хозяйничал и во дворе Незнайкиной подружки Ромашки. Пока Незнайка будет помогать Ромашке убирать во дворе листья, мы поможем Незнайке справиться со следующим заданием.
Игра «Найди звук»
- Ветерок принёс нам ещё листочки. (на столах)
- А как называется явление природы, когда листья опадают, летят, летят и кружатся?
- Правильно! Это листопад.
- Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы. (дети парами садятся за столы)
- С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим -[э], … [и]… [ы] .
- На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей)
- Вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове и закрасить соответствующий круг.
- Каким цветом?
(Следить за осанкой детей. Одного ребё нка воспитатель вызывает к доске: в слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука в слове)
- Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово?
- Докажите! Что нужно сделать?
- Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?
(дети хлопками определяют количество слогов в слове)
- Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?
- Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков – столько и слогов.
-Какие же звуки и сколько мы слышим в слове «игрушки»?
- Молодцы!
Слайд№5
- Вот, Незнайка привёл нас к речке. А кто помнит, как называется эта река? (Огурцовая)
- Правильно, потому что на берегах этой реки растут ароматные огурцы. Но как же нам через неё перебраться? (предложения детей)
- Я согласна с вами, нам нужен МОСТ. Из чего его можно построить? (предложения детей)
- Из брёвен получится крепкий, прочный мост, но нам нужно их как-то соединить между собой, чтобы они не раскатились. Я предлагаю скрепить их цепью, которую мы сделаем из слов, которые вы придумаете. А начнём мы нашу звуковую цепочку со слова «МОСТ»
(Игра «Звуковая цепочка»)
- Что общего в словах «мост» и «торт»? Звук [т]. Слово мост заканчивается этим звуком, а слово торт начинается.
- А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.
- Отличная крепкая цепь у нас с вами получилась, значит, и мост будет прочным. Можем смело по нему идти дальше.
- Ребята, а Незнайка приглашает вас потанцевать.
Физминутка.
(Под фонограмму песни «Алфавит» дети поют и выполняют музыкально-ритмические движения) :
Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,
На одной живут странице, а повсюду славятся.
К вам они сейчас спешат, славные страницы
Очень просят всех ребят с ними подружиться
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – прикатили на еже,
З, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно,
П, Р, С, Т, У, Ф, Ха – оседлали петуха,
Ц, Ч, Щ, Ы, Э, Ю, Я – вот и все они друзья!
- Ребята, а Знайка снова приготовил какое-то задание, давайте поможем Незнайке справится с ним.
- Садитесь за столы и поиграем сначала с мячиками.
Игра с мячиком (для развития мелкой моторики)
• «Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати».
• «Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка.
• «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мячик по спирали.
• «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.
• «Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.
• «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.
• «Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.
Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»
- Ребята, переверните листья, какие они на ощупь? Предлагаю вам выложить любую гласную букву, которую мы прикрепляли к звуковичкам на бархатистых листочках, из ниток шерстяных.
5. Итог занятия.
- Какие звуки мы вспомнили (гласные)
- Какие это звуки? Почему (а, о, у, и, э, ы)
- С каким новым словом познакомились?
- Чем звуки обозначаются на письме?
- Чем звуки отличаются от букв?
- Какие задания были интересными, и понравились вам больше?
- Что вызвало трудности?
Рефлексия.
- Ребята, в корзине у Незнайки лежат ещё смайлики, но они разные. Посмотрим.
- Чем они отличаются? ( настроением: радость, задумчивость, грусть)
- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите
радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть –
задумчивого смайлика, а если совсем трудно – грустного.