Лидия Шкареда
План-конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну грамматики»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению грамоте
Тема: «Путешествие в страну грамматики»
Цель:
Закрепить у детей знания полученные ранее.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
- Воспитание умения переключаться с одного вида деятельности на другой.
Публикация «План-конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Путешествие в страну грамматики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Воспитание стремления доделывать дело до конца.
Развивающие:
- Развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память.
- Развивать словесно-логического мышление и речь детей.
Образовательные:
- Совершенствовать умение детей в нахождение места звуков в слове, в определение мягких и твердых согласных, в деление слов на слоги, в составлении предложений по схеме.
- Обобщить знания о гласных и согласных звуках.
- Закрепить навыки звукового анализа.
- Формировать умение выполнять слоговой анализ слов из 1-2-3-х слогов.
- Закрепить правильное нахождение антонимов.
Образовательные области:
Речевое развитие
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, двигательная.
Материалы и оборудование:
Экран, проектор, карта- презентация, звуковая линейка (на всех детей, игра «Завал камней», три корзины с фруктами и овощами, карточки веселые человечки, фишки красного, синего, зеленого цветов, карандаши (на всех детей, игра «Моталки», тетради (на всех детей, сюжетные картинки, смайлики.
Методы и приёмы
Словесный: загадки, вопросы, беседы.
Наглядный: презентация, рассматривание картинок, иллюстрация картины.
Практический - работа в тетради
Здоровьесберегающий - физминутка, пальчиковая гимнастика
Художественное слово
Показ, рассматривание
ХОД:
I. Организационный момент
. Сегодня утром мне передали вот эту флешку. Как вы думаете, что на ней может быть? Давайте посмотрим?
Да это карта! А на ней заголовок «Страна грамматики».
Грамматика - какое непонятное слово. Кто знает, что оно обозначает? (высказывания детей)
В: Давайте спросим у наших гостей. (высказывания педагогов)
В: Грамматика – это наука, изучающая звуки, слова, словосочетания и предложения.
Разминка:
В: Кто мне скажет, что такое звуки? Какие они бывают?
Ответы детей ( гласные и согласные: твердые и мягкие).
В: Как мы их обозначаем?
Ответы детей (гласные – красным цветом, согласные мягкие – зеленым, согласные твердые – синим)
В: Что такое буквы?
В: Чем они отличаются от звуков?
Ответы детей (звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и т. д.)
В: Вы любите путешествовать? Я хочу предложить вам отправиться в путешествие по стране Грамматики.
В: Ребята, вы принимаете приглашение?
Чтобы пройти весь путь и не отстать в пути надо быть внимательными, не отвлекаться, слушать, думать и отвечать, помогать друг другу.
II основная часть.
В: Ребята, давайте внимательно посмотрим на карту. Как вы думаете, откуда начнется наше путешествие?
Дети: С цифры 1.
В: Правильно, с цифры 1, а вот и она. Послушайте задание.
Задание №1
Игра «Фотограф»
Задание: нужно сфотографировать предметы со звуком К, Кь.
Кукла
Горшок
Цветок
Окно
Тарелка
Чашка
Ложка
Книга
Ящик
Ручка
Сумка
Доска
Кисть
Краски
Картина
Казань
Коляска
Карта
Карандаши
В: Кто сфотографировал предмет, называйте слово и присаживайтесь на полянку.
В: Молодцы, с этим заданием вы справились легко.
Игра «Кривое зеркало»
Пособие: Зеркало
В: Ребята, посмотрите на карту, у нас на пути «Кривое зеркало», дальше сможет пройти только тот, кто справится с его чарами.
Задание: Сейчас зеркало вам будет называть слова, а вы должны в ответ назвать то слово, которое отразиться в кривом зеркале, т. е противоположное слово. Если вам скажут - далеко, а вы ответите - близко, скажут - высоко, а вы - низко.
1. веселый –грустный
2. тяжелый – легкий;
3. умный –глупый;
4. новый –старый;
5. белый –черный
6. шумный –тихий;
7 злой – добрый;
8. чистый– грязный;
9. мягкий– твердый;
10. узкий –широкий;
11. кислый –сладкий;
12. хороший –плохой;
13. длинный – короткий;
14. низкий – высокий;
15. далекий – близкий;
16. высокий – низкий.
17. тонкий-толстый
18. больной-здоровый
19. сухой-мокрый
20. война-мир
21. враг-друг
22. говорить-молчать
23. день-ночь
24. смеяться-плакать
В: Молодцы! Мы справились с чарами кривого зеркала и вот подходим к заданию 2.
Задание №2
«Определи место звука в слове»
Пособие: линейка
Задание: сейчас я буду называть слова, которые вы сфотографировали, а вы показывать на линейке где находятся звуки К, Кь (в начале, середине, конце слова)
Книга
Ручка
Окно
Карта
Цветок
Кисточка
Ящик
Казань
Доска
Карандаш
В: Молодцы! Посмотрите на карту, что впереди? (камни)
Игра «Завал камней»
Пособия: фишки с картинками
В: Ребята, чтобы добраться до цифры 3 надо разобрать завал из камней, на которых нарисованы предметы.
Задание: Завал камней сможем разобрать лишь тогда, когда из них составим цепочку из слов:
Барабан – носки – иголка – ананас – стул – лук – ключ – часы
В: Молодцы, и с этим заданием справились, теперь мы у задания с цифрой 3.
Задание №3
Игра «Три корзины»
Материал: Перед детьми лежат три корзины с разными бантами, на подносе овощи, фрукты, ягоды.
Задание:
В: Посмотрите на поднос. Что вы видите? (фрукты, овощи, ягоды). Нужно взять предмет и определить первый звук в слове и положить его в соответствующую корзину.
Давайте вспомним:
- Если первый звук гласный, то нужно положить в корзину с красным бантом.
- Если первый звук твердый согласный, то нужно положить в корзину с синим бантом,
- а если мягкий согласный, то в корзину с зеленым бантом.
Красная: огурец, яблоко, апельсин, ананас.
Синяя: помидор, лук, морковь, картофель, кукуруза.
Зеленая: виноград, лимон, перец.
В: Молодцы! И с этим заданием справились. Давайте посмотрим на карту. Что впереди?
Дети: странные значки, человечки
В: Что же это может означать? (высказывания детей)
В: Да это нам предлагают отдохнуть.
Физминутка «Веселые человечки».
Пособия: карточки, татарская музыка
Задание: Под музыку все танцуют, как только музыка остановилась, вы должны встать в фигуру, которую увидите на карточке (пригласить гостей)
В: А теперь идем дальше по стрелочкам, посмотрите впереди у нас цифра 4.
Для этого задания нужно сесть за столы.
Задание№4
Игра «Выложи схему слова»
Пособие: картинки, на которой нарисованы предметы - коза, кит, утка.
В: Это самое трудное задание. Нужно отгадать загадку, а отгадку выложить фишками.
Травку щиплет на лугу,
Молочко даёт и пух,
Бородата и рогата,
И бодается, однако! (Коза)
Беззаботно ест и спит
В синем море синий (Кит)
Пестрая крякуша
Ловит лягушек.
Под дождем гуляет,
Щипать травку обожает,
Скажите через минутку,
Что за птица это? (Утка)
коза
кит
утка
В: Проверьте правильность выкладывания фишек. (показ образца)
А теперь идем дальше по стрелочкам, посмотрите впереди у нас цифра 5.
Задание№5
Пособие: песочные часы, листы бумаги, простой карандаш.
Задание: Нужно за 2 мин нарисовать как можно больше картинок начинающихся на слог _ку.
1кукушка
2кубик
3кукла
4кузов
5кукуруза
6 кучер
7кулон
8 куст
9 купол
10курица
11кувшинка
12кувшин
13 куча
14кудри
15кузнец
16кулак
17кукареку
18 кушетка
19 куль
20куранты
21кусок
22 купон
В: Молодцы! Идем дальше по стрелочкам, посмотрите впереди у нас цифра 6.
III. Задание №6 - работа в тетрадях.
Игра «Найди свой домик».
Задание:
В: В стране грамматике был сильный ураган. Все животные потеряли свои домики. Нужно им помочь. Для этого надо показать животному дорожку в свой домик.
В: Чтобы приступить к заданию мы должны размять пальчики.
Игра «Моталки – кто быстрее смотает веревочку в парах»
Задание начинаем наматывать веревочку. Кто быстрее подойдет к финишу, тот первым приступает к заданию.
Пособие: Моталки 13 штук
В: Открыли тетради стр. 17. На выполнение задания 3 минуты.
Звери грустные стоят
В дом попасть они хотят
Но не знают – как? Куда?
Помогите, детвора.
Затем проверяется выполнение задания.
В: Молодцы!
В: Давайте посмотрим на карту, все ли мы выполнили? Что это нарисовано?
Дети: подарок, сюрприз.
В: Кто задания выполняет – тот сюрпризы получает. Давайте поищем, где он может находиться (встали и ищем).
В: Хотите узнать, что здесь?
IV. Рефлексия.
- Ребята, здесь лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.
- Чем они отличаются? ( настроением: радость, спокойствие, грусть)
- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика,
если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – спокойного смайлика,
а если было совсем трудно и скучно - грустного.
(гостям предложить взять смайлики и оценить занятие)
Список использованной литературы
1. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте
2. Волина В. Игры с буквами и словами на уроках и дома
3. https://ped-kopilka.ru/