Лариса Сергеева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в «Звукарию»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать умение детей отличать звук от буквы, проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги, составлять предложения.
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей со звуковым анализом слов из четырех звуков. Закрепить знания о гласных, согласных: твердых и мягких звуках.
2. Совершенствовать фонематический слух: уметь определять место звука в слове.
Развивающие задачи:
1. Упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными.
2. Продолжать развивать умение делить слова на слоги, договаривать слово по первому слогу.
Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Путешествие в „Звукарию“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
1. Воспитывать активное отношение к собственной деятельности.
2. Уметь проводить реальную самооценку.
3. Проявлять доброжелательное отношение к товарищам.
Индивидуальная работа:
Обратить внимание на Марата С., Сашу В. - добиваться четких ответов на вопросы. Активизировать Машу Из., Мишу П., Костю Ег., Сашу С.
Предшествующая работа: закрепление пройденного материала в дидактических играх: «Назови пару» (твердые и мягкие согласные, «Сколько в слове слогов?», «Где находится звук?», «Назови слово», составление предложений по предметным и сюжетным картинкам. Проведение звукового анализа слов из трех звуков.
Демонстрационный материал: плакат «Звукария»; два домика (синий, красный, буквы; предметные картины «Луна», «Лиса»; фишки: красные, синие, зеленые; слоги: Ма-, Ми-, Ки-, Ру-.
Раздаточный материал: белые полоски; фишки: красные, синие, зеленые; карточка, на которой изображена предметная картинка, под ней пять кругов для закрашивания; простые карандаши; карточки с картинками для деления слов на слоги; оценочные карточки-смайлики.
Ход занятия:
- Сегодня мы с вами отправимся в некоторое царство, в сказочное государство. Дети садятся на «ковер-самолет» и переносятся в необычную страну.
«Ковер-самолет отправляйся в полет,
В необычной стране от нас помощи ждут».
- Ребята, смотрите, здесь стоят волшебные ворота. Эти ворота вас заведут в необычную страну, в которой дружно живут звуки, буквы, слоги, слова и предложения. А как называется эта страна? Это нетрудно узнать. Я буду говорить слова, а вы разделите их по слогам, возьмите по первому слогу из каждого слова и мы узнаем название этой страны («Зву-ка-ри-я») (детям даются слова: звуки, карандаш, рисунок, ягода). Каждый слог пристегивать над воротами, один ребенок прочитает полученное слово.
-Вот мы с вами в необычной загадочной стране, под названием «Звукария». В этой стране много разных улиц, переулков. Однажды здесь побывала Злая Колдунья, все заколдовала, перепутала. Жители этого государства очень расстроились. Давайте поможем им и наведем порядок в этой замечательной стране «Звукария».
Первая улица называется «Звуки и буквы». Обратить внимание детей на два домика (красный, синий).
-Я сейчас расскажу вам, дети, сказку. Слушайте внимательно. В этой сказочной стране в красивой избушке жили-были буквы. Их было очень много и им стало тесно. И решили они построить два больших домика. Но как расселить их в новых домиках: красном и синем? Стали они думать. Тут пролетал мимо соловей и предложил им пропеть песенку: кто сумеет пропеть протяжно, открывая рот, тот будет жить в красном домике и будут их называть гласными звуками, а кто споет ее глухо, отрывисто, тот будет жить в синем домике и их будут называть согласными звуками. Дети расселяют согласные и гласные звуки по домикам. (инд. ответы детей).
-Что это такое? (Это буква «Пэ») У каждой буквы есть свое имя. Буквы мы видим глазками, можем ее потрогать.
-А теперь скажите [П]. Что вы произнесли? (звук) Звук мы слышим. Можно ли услышать буквы? Нет. Буква глуха и нема. Буквы всегда молчат. А можно ли увидеть звуки? Нет, звуки невидимы, их мы воспринимаем на слух.
-Чем отличается буква от звука? (Когда мы читаем, мы видим буквы, а произносим звуки).
-На что похожа буква «П»? (ответы детей) Не знаю, как вам, а мне кажется, что эта буква очень похожа на вашего папу. Он уверенный, сильный, крепко стоит, на двух ногах. Он высокий, прямой, не тонкий и не толстый. Поэтому и называть ее будем папиной буквой.
- Буква «П» часто ходила в гости к гласным буквам. (дети читают открытые и закрытые слога). В какой домик мы поселим букву «П»? Почему? На этой улице теперь все в порядке. Отправляемся дальше.
- Ребята, посмотрите и здесь побывала Злая Колдунья.
Воспитатель обращает внимание на картинку «Луна».
- Это слово потеряло свои звуки, давайте поможем их найти. Какое это слово? Сколько звуков в слове «Луна»? Давайте все вместе скажем это слово так, чтобы все хорошо услышали в нем первый звук. (Лллуна) Какой первый звук в слове? Что мешает во рту, когда мы говорим звук [Л]? (язычок, зубы). Значит, какой звук [Л]? (согласный, твердый). Какой фишкой обозначим звук [Л]? (синей). Скажите слово «Луна» так, чтобы все хорошо услышали в нем второй звук. (Луууна).Что мешает во рту, когда мы говорим звук [У]? (ничего). Значит какой это звук? (гласный). Какой фишкой обозначим звук [У]? (красной). (Аналогично проводится работа с третьим и четвертым звуками).
Воспитатель выставляет картину «Лиса».
- Ребята, это слово тоже потеряло свои звуки. Самостоятельно определите все звуки и выложите их на полоске фишками. (После того, как дети выполнили задание, один ребенок проводит анализ слова у доски).
Физкультминутка.
-Если услышите в слове звук [П] – хлопнуть, если его нет, то – присесть.
- Ребята, на улице «Звуков» нас ждет еще одно задание.
Игра «Сколько звуков».
Возьмите карточку с картинкой, посмотрите, что на ней нарисовано, посчитайте, сколько звуков в этом слове и закрасьте столько же кружочков. (дети выполняют задание)
- Поднимите картинку те дети, у кого слово состоит из трех звуков, из четырех звуков, из пяти.
- Молодцы, ребята, на улице «Звуки и буквы» теперь все в порядке, я думаю, что жители будут очень довольны. А нам надо идти дальше.
Следующая улица называется «Слоги». Здесь тоже побывала Злая Колдунья и все перепутала, давайте поможем жителям этой улицы. Посмотрите ребята, кто нас встречает? (слог). Давайте добавим к этому слогу другие слоги, так, чтобы получились слова.
Игра «Добавь слог»
МА-ма, МА-лина, МА- шина, МА-лыш, МА-газин, МА-трешка, МА-кушка, МА-ша и. т. п.
МИ-ша, МИ-нута, МИ-шень, МИ-кроб, МИ-рный, МИ-нерал, МИ-лая и. т. п.
КИ-но, КИ-нуть, КИ-нотеатр, КИ-лька, КИ-ра, КИ-лометр, КИ-пятить, и. т. д.
РУ-башка, РУ-ка РУ-бить, РУ-кавица, РУ-левой, РУ-мяныи, РУ-сый И. т. д.
- Молодцы, ребята, много интересных слов придумали. На улице «Слогов» нас ждет еще одно задание.
Игра «Раздели на слоги».
- Возьмите большую карточку, посмотрите внимательно на картинки, разделите слова на слоги и положите рядом с каждой картинкой столько фишек, сколько в слове слогов. (дети выполняют задание)
Физкультминутка «Медвежата в чаще жили».
- Вот мы с вами пришли на последнюю улицу, которая называется
«Слова и предложения».
-Что такое предложение? Из чего оно состоит? Чем слово отличается от предложения?
Игра «Добавь слово».
- Ребята, давайте поиграем в игру «Добавь слово». Я назову первое слово, а вы правильно добавьте второе.
Красный - цветок, шарф, ковер, диван, мяч, помидор, жук, листок, цвет, карандаш и. т. д.
Красная - ленточка, машина, смородина, бумага, ягода, краска, вода, кофта, юбка и. т. д.
Красное - яблоко, ведро, солнце, полотенце, ухо, одеяло, украшение и. т. д.
Красные - ягоды, вишни, ботинки, лыжи, игрушки, санки, колготки, носки, краски и. т. д.
-Молодцы ребята! Мы помогли жителям «Звукарии». Теперь здесь будет всегда порядок. Звуки, слоги, слова, предложения будут жить дружно, а нам пора возвращаться в детский сад («на ковре – самолете»).
Рефлексия.
- В какой сказочной стране мы побывали?
- Что мы там делали?
- Чему научились?
Самооценка (дети выбирают и показывают смайлики)