Лаура Гасанова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Осень золотая»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание : формировать у детей обобщенные представления об элементах грамоты. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов использованием моделирования, делить слова на слоги. Учить составлять простые предложения с заданным словом, согласно схеме предложения. Упражнять детей в подборе слов-определений, глаголов к заданному слову; дифференциации звуков "с", "сь", "з", "зь". Закрепить умение писать гласные буквы после согласных. Развивать фонематическое восприятие. Закрепить упражнения по активизации словаря, памяти, внимания. Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Осень золотая“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Материал:
- Демонстрационный: магнитная доска, азбука, наборы для звукового анализа и работы с предложением, магниты.
- Раздаточный: карточки, фишки (красные, синие, зеленые).
Ход занятия:
Ребята, послушайте стихотворение и сами догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить.
Листья желтеют с деревьев слетают,
Прячутся звери в лесу.
Ветер холодный всех продувает,
Тучи нам дождик несут.
Солнце хоть светит,
Но все же не греет,
Не зеленеет трава.
Птицы все в стаи собрались скорее
Что за пора к нам пришла? (Осень)
- И говорить мы сегодня будем о чем? (Об осени).
- Дети, я знаю, что вы очень любите отгадывать загадки. Вот сейчас мы и проверим, как это у вас получится.
Загадки для детей.
1. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)
2. Листья с веток облетают, дни стали короче, длиннее стали ночи, урожай собирают. Когда это бывает? (Осенью).
- Осень пришла - чудеса принесла. А какие же чудеса происходят осенью?
Листья в воздухе кружатся, тихо на траву ложатся,
Сбрасывает листья сад - это просто. (листопад).
- Листопад - это осеннее чудо!
- Ребята, из каких двух слов образовалось слово "листопад"? (Листья опадают).
Дети, а сейчас мы поиграем со словами, которые описывают осень.
Игра "Подбери слова".
Вы сейчас подберете как можно больше слов, отвечая на мои вопросы: какой, какая, какое? :
Осень какая? (Дождливая, разноцветная, веселая, грустная, золотая, холодная).
Лес какой? (Расписной, золотой, красивый, разноцветный).
Небо какое? (Хмурое, пасмурное, облачное, серое, темное).
- Дети, у нас есть волшебное дерево, на которое сейчас мы будем приклеивать разные листочки и называть их.
Лист дуба, как можно назвать его одним словом, какой он? (Дубовый).
Лист липы, какой он? (Липовый).
Лист клена какой? (Кленовый).
Лист рябины какой? (Рябиновый).
- Ребята, давайте поиграем в игру со словами.
Игра "Поймай звук".
Предлагаю вам хлопнуть в ладоши, если в словах услышите звук "ж" и топнуть ножкой, если в словах услышите звук "ш" :
Ежик, заяц, кошка, слон, жук, мишка, свинка, мышка.
Игра с мячом "Назови звук".
Я называю звук и бросаю мяч, а вы ловите мяч и отвечаете, какой это звук, твердый или мягкий?
Н-нь, з-зь, ль-л, м-мь, сь-с, в-вь.
-Дети, что смягчает согласный звук? (мягкий знак и гласные - "и", "е", "ё", "ю", "я").
Физкультминутка. "Осень".
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой.
Вот последний лист с осинки.
Ветер бросил на тропинку.
- Отгадайте загадку.
Пушистая вата,
Плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Тучи) (картинка).
- На осеннем небе тучи - это частое явление. Давайте сделаем звуковой анализ слова - тучи.
- Дети, произнесите слово - тучи.
- Давайте, подумаем, сколько в этом слове гласных букв? (Два).
- А это значит, что слово "тучи" делится на сколько слогов?
- Правильно, ребята, молодцы! Вы знаете уже правило - сколько в слове гласных, столько и слогов.
- А как можно проверить это? Давайте вспомним, как мы делим слова на слоги?
Дети: Можно похлопать.
- Правильно, молодцы!
- Давайте разделим на слоги осенние слова : (ве-тер, ли-сто-пад, лу-жи).
- А теперь выделим голосом и протянем слог, на который падает ударение в слове "ту-чи".
- Это значит, что какой слог ударный? (Первый).
- А сейчас мы вспомним, какие бывают звуки в русском языке. (Гласные и согласные).
- Скажите мне, пожалуйста, какие звуки называют гласными?
Дети: Гласные - это звуки, которые можно протянуть, пропеть. "А", "И", "У", "О", "Ы", произношению которых во рту ничего не мешает, называют гласными.
- Каким цветом мы условно обозначаем гласные звуки? (Красным).
- Софья прочитает нам стихотворение о гласных звуках:
1. Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенки звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
- Какие звуки называют согласными?
Дети: звуки, которые трудно пропеть, протянуть. Это те звуки, которые при произношении встречают препятствия во рту.
- Роберт нам расскажет стихотворение о согласных звуках.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
- А согласные звуки делятся на какие?
Дети: на твердые и мягкие.
- Каким цветом условно обозначают твердые согласные звуки? (Синим).
- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки? (Зеленым).
- Правила о звуках мы вспомнили, а теперь произнесем слово "тучи" вместе, выделяя каждый звук.
- Выделяем первый звук - ттттучи
- Второй звук - туууучи
- Третий звук - туччччи
- Четвертый звук - тучиииии
- Сколько всего звуков в слове "тучи"?
- Ребята, а сейчас каждый из вас самостоятельно разберет слово "тучи" на своих листочках с помощью цветных кружочков - фишечек.
Чтобы правильно сделать анализ, давайте вспомним, каким цветом мы обозначим гласные звуки? (Красным, красные кружочки положим в квадрат).
- Каким цветом обозначим твердые согласные? (Синим).
- Мягкие согласные? (Зеленым).
Все дети работают на раздаточном материале за столами.
Вопросы детям: - Какой первый звук в слове? Произнесите его. Какой он? Каким цветом его обозначим? Почему вы решили, что это твердый согласный?
- Какой второй звук? Каким цветом его обозначим? Почему?
- Что вы можете сказать о третьем звуке?
- Какой четвертый звук?
- Сколько гласных звуков, сколько согласных?
- Почему первый звук мы обозначили синим цветом? А третий звук согласный - зеленым цветом?
- А теперь попробуйте отгадать мою загадку:
Вот он деревце качает,
И разбойником свистит,
Вот последний лист срывает
И кружит его, кружит. (Ветер).
- Ребята, давайте придумаем предложение со словом - ветер, согласно схеме.
- Дети, сколько слов будет в ваших предложениях?
- Дети: Два.
Дети составляют предложения из двух слов. Например: "ветер дует", "начинается ветер".
- Ребята, а теперь мы предложения усложним и составим их трех слов.
Дети: "дует сильный ветер".
- Ребята, глядя на схему предложения, вспомните, какие правила о предложении вы знаете?
Дети: Каждое предложение начинается с большой буквы. В конце предложения ставится точка.
- Ребята, а сейчас мы с вами повторим русский алфавит. давайте вспомним, сколько букв в русском языке? (33).
- Сколько гласных? (10).
- А сколько согласных? (21).
- Есть ли буквы, которые мы не можем произнести? Для чего они нам нужны?
- А чем отличаются буквы от звуков?
Итог занятия : Наше занятие подошло к концу. Какие задания вам показались самыми интересными? А мне понравилось, как вы все справились с такими сложными заданиями. Всем спасибо за работу!