Эвелина Савкина
Конспект занятия по обучению грамоте «Определение первого звука в слове» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Определение первого звука в слове
Образовательная область: речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте
цель: обучение умению детей определять и называть 1-й звук в слове
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Определение первого звука в слове“ в средней группе» размещена в разделах
Образовательные: учить называть слова с заданным звуком, продолжать знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучания (короткие и длинные).
Развивающие: развивать речевое внимание, фонематический слух; рассказать детям, что слова звучат по-разному, Развивать умения выделять голосом звук в слове : произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.
Воспитательные: воспитывать речевое внимание, фонематический слух
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций цветов,
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: мяч; доска;
Раздаточный: фишки-игрушки.
Виды детской деятельности: речевая деятельность, двигательная деятельность, исследовательско – познавательная деятельность, игровая деятельность, общение со взрослым
Ход занятия:
I. Вводная часть
Организационный этап.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Буратино. Мальвина задала ему задание определить, какой первый звук в слове.. Ну что поможем? (ответы детей) Но прежде чем мы начнем помогать Буратино, давайте немного разомнем наш язычок, чтобы хорошо можно было выполнять задания, которые дала Мальвина Буратино.
Артикуляционная гимнастика.
Проснулся язычок, вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубкам очень понравилось и они промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».
Воспитатель: Все молодцы! Ну а теперь пришла пора помочь Буратино.
2. Основная часть
Игра «Назови 1-й звук слова» (в кругу с мячом).
Воспитатель: «Я назову слово, а тот, кому я брошу мяч, должен назвать 1-й звук этого слова и перебросить мяч мне». В игре должны принять участие все дети не менее 2 раз. Воспитатель произносит слова с выделением 1-го звука.
Примерные слова : берёза, борода, вагон, велосипед, гриб, гитара, дорога, деньги, ёж[й’], ель[й’], жаба, зонт, зебра, кубик, кино, лягушка, лыжи, мясо, мак, ножик, незабудка, пушка, письмо, рыба, рябина, сын, синица, тапочки, телевизор, флаг, фикус, хлеб, часы, шуба.
Упражнение на доске «Соберем букет для наших мам».
Каждому ребенку воспитатель дает по одной картинке с изображением цветка. Ребенок должен назвать цветок, назвать 1-й звук слова и поставить картинку на доску. Воспитатель обращает внимания детей на то, что получился красивый букет.
Физминутка «Буратино»
Буратино потянулся
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Упражнение «Скажи правильно».
Воспитатель: «Я вам расскажу про мишку, но, если я что-то скажу неверно, вы должны меня поправить.
Я — маленький миска (мишка).
Я люблю есть лёд (мёд).
У меня от мёда заболел суп (зуб).
Мне зуб залечил грач (врач).
Я с мамой зиву (живу) в большой ерлоге (берлоге)»
Слушаем слова.
Воспитатель: «Вы знаете, что слов очень много, все они по-разному звучат. Вот что написал о словах Г. Сапгир в стихотворении «Цветные слова».
У травы — зеленые слова,
И слышны они едва-едва.
А у ветра — синие слова,
И от них кружится голова.
А у солнца — столько ясных слов,
Красных пятен, золотых стихов.
Всех друзей сегодня я зову
Слушать солнце, ветер и траву.
Какие ласковые слова вы знаете? (Дети отвечают.)
Какие сладкие слова вы можете назвать? (Дети отвечают.)
Какие страшные слова вы можете назвать? (Дети отвечают.)»
Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям называть любые слова, которые начинаются с большого братца. В конце игры определяется победитель.
3. заключительная часть. Рефлексия.
Вам понравилось? О чем говорили сегодня на занятии?
Что больше всего запомнилось?